Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 8 декабря 2015 г. N 1692/04
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - начальник отдела контроля органов власти - <_> рассмотрев протокол и материалы дела N 1692/04 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Радио Курьер" (далее - ООО "Радио Курьер") (<_>),
в отсутствие потерпевшего - физического лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;
в отсутствие законного представителя ООО "Радио Курьер", извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, установил:
24.08.2015 г. (вх. N 13635) из Управления Роскомнадзора по Ростовской области в Ростовское УФАС России поступило заявление физического лица по поводу распространения 08.08.2015 г. в эфире радио "Курьер FM" (102.6 FM, г. Таганрог) рекламы заведения "Street gastro "Еще.еще.", нарушающей, по мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"). Представлен диск с записью аудиоролика рекламы от 08.08.2015 г.
Представленный аудиоролик содержал следующую информацию: "Насладись питерским крафтом в Street gastro "Еще.еще.". Переулок Тургеневский, 8 и кафе "Сомелье" на Чехова, 337. Питерский крафт".
Согласно позиции Заявителя "Питерский крафт" является одним из сортов пива (питерским крафтовым пивом).
По своему содержанию указанная выше реклама имеет отношение к алкогольной продукции - товару, в отношении рекламы которого ФЗ "О рекламе" установлены специальные требования и ограничения:
- п. 3 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В данном случае в силу ч. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем данной рекламы является ООО "Радио Курьер", поскольку именно данный хозяйствующий субъект осуществляет размещение рекламных материалов в сетке вещания радио "Курьер FM" (102.6 FM, г. Таганрог).
21.10.2015 г. решением Комиссии Ростовского УФАС России по делу N 1564/04 реклама алкогольной продукции, распространяемая в августе 2015 г. в эфире радио "Курьер FM" (102.6 FM) в г. Таганроге, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Радио Курьер" протокола N 1692/04 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Протокол N 1692/04 об административном правонарушении составлен 24.11.2015 г. в отсутствие законного представителя ООО "Радио Курьер", извещенного надлежащим образом.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 1692/04 об административном правонарушении рассмотрение настоящего дела назначено на 08.12.2015 г. в 11 часов 00 минут.
Письмо с копией протокола и вышеуказанного определения N 1692//04 направлено ООО "Радио Курьер" по юридическому адресу (исх. N 20786/04 от 24.11.2015 г.). Указанное письмо получено 03.12.2015 г. согласно почтовому уведомлению о вручении.
Можно сделать вывод о том, что законный представитель ООО "Радио Курьер" уведомлен о времени и месте рассмотрения данного дела.
Материалы настоящего дела дают основание прийти к следующим выводам.
В представленном аудиоролике содержится следующая информация: "Насладись питерским крафтом в Street gastro "Еще.еще.". Переулок Тургеневский, 8 и кафе "Сомелье" на Чехова, 337. Питерский крафт".
В силу ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, основной целью и идентифицирующим признаком рекламы является ее направленность на продвижение объекта рекламы на рынке, формирование и поддержание интереса к объекту рекламы.
Вышеуказанная информация является рекламной, поскольку отвечает всем признакам рекламы.
Согласно данным интернет-энциклопедии "Википедия" крафтовое пивоварение - процесс производства пива небольшими, независимыми организациями, которые придерживаются традиционных рецептов. Из всех российских городов в наибольшей степени крафтовое пивоварение развито в Санкт-Петербурге.
Объектный анализ текстовой информации в рекламе в сочетании с звуковым сопровождением наливающегося напитка очевидно ассоциируется с определенным товаром - пивом. Размещение рассматриваемой информации преследует цель привлечения внимания потребителей к объектам рекламирования - пиву, с указанием в содержании части сведений о товаре (питерский крафт), а также продавцу рекламируемого товара путем указания сведений о ресторане "Street gastro "Еще.еще." и кафе "Сомелье".
Кроме того, в сети Интернет найдена страница вышеуказанного ресторана в социальной сети "Одноклассники" (http://ok.ru/ivanka61), на которой размещена следующая информация: "Питерское крафтовое пиво уже в Таганроге, Street gastro "Еше.еще.".Тургеневский 8".
Таким образом, указанная выше реклама относится к рекламе алкогольной продукции, и тем самым подпадает под требования и ограничения, установленные ФЗ "О рекламе", а именно:
- п. 3 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании.
Таким образом, в рассматриваемом случае нарушены требования, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение которых несет рекламораспространитель, каковым в данном случае является ООО "Радио Курьер".
В силу ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае вина юридического лица ООО "Радио Курьер" выразилась в непринятии ООО "Радио Курьер" как рекламораспространителем всех зависящих от него мер по соблюдению установленных ФЗ "О рекламе" требований к содержанию вышеуказанной рекламы.
Анализ имеющихся в деле материалов позволяет сделать вывод, что обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта (ООО "Радио Курьер"), при соблюдении той степени осмотрительности и добросовестности, которая требовалась от него в целях исполнения требований, установленных ФЗ "О рекламе", отсутствовали.
Таким образом, вина ООО "Радио Курьер", выразившаяся в несоблюдении Обществом законодательства о рекламе, подтверждается материалами настоящего административного дела.
В силу ст. 4.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ должностным лицом при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Так как нарушение ООО "Радио Курьер" законодательства РФ о рекламе произошло впервые - данное обстоятельство может быть отнесено к смягчающим обстоятельствам, предусмотренным ст. 4.2. КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 4.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать ООО "Радио Курьер" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
2. Реквизиты перечислений штрафа:
Расчетный счет: N 40101810400000010002 в ОТДЕЛЕНИИ РОСТОВА-НА-ДОНУ Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ;
БИК 046015001
Получатель: Управление Федерального казначейства по Ростовской области (Ростовское УФАС России)
ИНН 6163030500, КПП 616301001
КБК: 161 1 16 26000 01 6000 140, ОКТМО: 60701000
Назначение платежа: Постановление Ростовского УФАС России N 1692/04 от 08.12.2015 г.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1, ст. 30.3 КоАП РФ, постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, указанное должностное лицо составляет в отношении лица, не уплатившего административный штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 8 декабря 2015 г. N 1692/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016