Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 20 мая 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 04-01/18-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "РИКО экспресс" рекламы "Биоактиватора" при дистанционном способе его продажи, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - Общества с ограниченной ответственностью "РИКО экспресс" (далее - ООО "РИКО экспресс", Общество), юридический адрес: г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, офис 101, в лице <_>
УСТАНОВИЛА:
Учредителем и издателем газеты "РИКО экспресс" является ООО "РИКО экспресс". В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации N Т-1049 от 10.06.1997 газета "РИКО экспресс" является рекламно-информационной. Территория распространения газеты преимущественно Ярославская область.
В N 6 (536) за 15 февраля 2009 года газеты "РИКО экспресс" на странице 3 размещена следующая информация: "Амулет здоровья Биоактиватор спасающий жизнь и сохраняющий здоровье Свидетельство АОО 327537 от 15.02.2007 г. Заключение ДСЕЕ 05.03.02 - 0319662 от 19.04.2007 г. Выставка-продажа "Биоактиватора", а также подробная консультация по его применению будет проходить по адресу: г. Ярославль, ул. Советская, д. 19, "Дом Офицеров" 21 и 22 февраля, с 13.00 до 14.00 Цена: 660 рублей. Инвалидам и пенсионерам скидка. Остерегайтесь подделок! Голограмма, которая находится на приборе, гарантирует качество. Заказы и письма принимаются по адресу: г. Краснодар, а/я 3959 Крепс М.С.".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о "Биоактиваторе" и способах его продажи (на выставке-продаже и дистанционным способом) обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", следовательно, является рекламой.
Согласно статье 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В рассматриваемой рекламе необходимые сведения о продавце Биоактиватора отсутствуют.
Рассматриваемая реклама размещена в N 6 за 15 февраля 2009 года газеты "РИКО экспресс" на основании договора N 36 на оказание услуг по размещению рекламной информации в газете "РИКО экспресс" от 02.02.2009, заключенного между ООО "РИКО экспресс" (Исполнитель) и Рекламодателем ИП Мошевой Е.А. (Заказчик). В соответствии с указанным договором Исполнитель предоставляет Заказчику рекламные площади в издании, начиная с N 6 и далее по согласованию (пункт 2.2.1); размещает в издании рекламу Заказчика, форма и содержание которой соответствуют оригинал-макету (пункт 2.2.3). Заказчик направляет Исполнителю заказ на размещение рекламы, представляет оригинал-макет (пункты 2.1.1 и 2.3.1 договора) или информацию, необходимую для изготовления оригинал-макета (пункт 2.1.2) и оплачивает услуги Исполнителя (пункт 2.1.5).
Директор ООО "РИКО экспресс" Мурашов А.П. в письме от 10.03.2009 N 42 пояснил, что договор рекламодателю ИП Мошевой Е.А., которая находится в г. Краснодаре, направлен на подпись по электронной почте 15.02.2009. Акт выполненных работ (акт N 00000228 от 16.02.2009 на рекламные услуги N 06 (15.02.09)) передан представителю рекламодателя на выставке-продаже в г. Ярославле 21.02.2009 вместе с номером газеты для подписи. Оригинал-макет для размещения в газете был прислан рекламодателем по электронной почте в готовом виде.
ООО "РИКО экспресс" в материалы дела предоставлена копия регистрационного удостоверения N ФСР 2008/02599 от 29.04.2008, которое подтверждает, что изделие медицинского назначения Устройство для улучшения функциональных параметров (БИОАКТИВАТОР ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ) по ТУ 9398-001-46780492-2007 производства ООО "Джус Сити" класса потенциального риска 1 ОКП 93 9800 соответствующее комплекту регистрационной документации КРД N 10590 от 13.03.2008 приказом Росздравнадзора от 29.04.2008 N 3235-Пр/08 разрешено к производству, продаже и применению на территории Российской Федерации. Между рекламодателем ИП Мошевой Е.А. и производителем "Биоактиватора" ООО "Джус Сити" заключен агентский договор N 1 от 08.12.2008, в соответствии с которым ИП Мошева Е.А. (Агент) принимает на себя обязанность по реализации товара ООО "Джус Сити" (Принципал) от своего имени.
ООО "РИКО экспресс" на момент размещения рекламы "Биоактиватора" имело в распоряжение копию агентского договора. Также Общество располагало информацией об основном регистрационном номере записи о государственной регистрации Мошевой Е.А. в качестве индивидуального предпринимателя. Это подтверждает копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе Мошевой Е.А., представленная ООО "РИКО экспресс" в материалы дела.
ООО "РИКО экспресс" признало вменяемое нарушение ФЗ "О рекламе". Представило в материалы дела письменные пояснения от 18.05.2009 N 98, в которых указало, что неопытный менеджер Общества при размещении рассматриваемой рекламы не учел, что продавец Биоактиватора рекламирует продажу товара как на выставке-продаже, так и дистанционным способом.
Рассмотрев материалы дела и приняв во внимание пояснения ООО "РИКО экспресс", Комиссия пришла к следующим выводам.
Дистанционным способом продажи товара в соответствии со статьей 497 Гражданского кодекса Российской Федерации признается продажа товара по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В рассматриваемой рекламе указывается на возможность продажи "Биоактиватора" посредством почтовой связи - заказы и письма принимаются по адресу: г. Краснодар, а/я 3959 Крепс М.С. При этом, в нарушение требований, установленных статьей 8 ФЗ "О рекламе", реклама "Биоактиватора" при дистанционном способе его продажи размещена без указания сведений о продавце этого товара. Материалами дела установлено, что продавцом "Биоактиватора" является индивидуальный предприниматель Мошева Е.А.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Закона, несет рекламораспространитель.
Пункт 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из положений договора N 36 на оказание услуг по размещению рекламной информации в газете "РИКО экспресс" от 02.02.2009 рекламораспространителем рекламы "Биоактиватора" при дистанционном способе его продажи является ООО "РИКО экспресс".
Таким образом, в N 6 (536) за 15 февраля 2009 года газеты "РИКО экспресс" на странице 3 рекламораспространителем ООО "РИКО экспресс" допущено размещение рекламы "Биоактиватора" при дистанционном способе его продажи без указания сведений о продавце этого товара, которым является индивидуальный предприниматель: без указания фамилии, имени, отчества, основного государственного номера записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что является нарушением статьи 8 ФЗ "О рекламе".
В соответствии пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ответственность рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу в N 6 (536) за 15 февраля 2009 года газеты "РИКО экспресс" на странице 3 о "Биоактиваторе" при дистанционном способе его продажи, распространяемую ООО "РИКО экспресс", поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "РИКО экспресс" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "27" мая 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"20" мая 2009 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Правдина С.Н., ведущий специалист-эксперт Мышкарева М.В., специалист 2 разряда Левахина А.Ю.,
на основании своего решения от 20 мая 2009 года по делу N 04-01/18-09 о признании ненадлежащей рекламы о "Биоактиваторе" при дистанционном способе его продажи, распространяемой Обществом с ограниченной ответственностью "РИКО экспресс" (далее - ООО "РИКО экспресс") в N 6 (536) за 15 февраля 2009 года газеты "РИКО экспресс" на странице 3 с нарушением статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "РИКО экспресс", юридический адрес: г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, офис 101, в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписанияпрекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. ООО "РИКО экспресс", юридический адрес: г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, офис 101 представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 июня 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 04-01/18-09
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 мая 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016