Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 3 декабря 2015 г. N 620
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <_>,
рассмотрев дело N 1888 от 29.10.2015 года, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 19, 21, 28 мая 2015 года в эфире телеканала "Телекомпания Усолье" рекламы женской консультации ОГБУЗ "Усольский родильный дом" следующего содержания: "Женская консультация ОГБУЗ "Усольский родильный дом" оказывает платные медицинские услуги по субботам с 9 до 13 часов: прием врача - акушера-гинеколога, ультразвуковая диагностика, кольпоскопия, лабораторная диагностика, медикаментозное прерывание беременности. Запись ежедневно по телефону 7-21-27 с 8 до 18 часов", озвученной женским голосом,
с участием представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ОГБУЗ "Усольский родильный дом";
ООО "ИнфоЦентр", установила:
Иркутским УФАС России установлено, что 19, 21, 28 мая 2015 года в эфире телеканала "Телекомпания Усолье" распространялась реклама женской консультации ОГБУЗ "Усольский родильный дом" следующего содержания: "Женская консультация ОГБУЗ "Усольский родильный дом" оказывает платные медицинские услуги по субботам с 9 до 13 часов: прием врача - акушера-гинеколога, ультразвуковая диагностика, кольпоскопия, лабораторная диагностика, медикаментозное прерывание беременности. Запись ежедневно по телефону 7-21-27 с 8 до 18 часов", озвученная женским голосом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 г N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Одним из объектов рекламирования в данной рекламе является услуга по медикаментозному прерыванию беременности.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, не допускается реклама товаров медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
Таким образом, реклама содержит признаки нарушения ч. 9 ст. 7 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ.
29 октября 2015 года Иркутским УФАС России, в связи с обнаружением признаков нарушения рекламного законодательства, возбуждено дело N 1888. Лицами, участвующими в деле, признаны: ОГБУЗ "Усольский родильный дом" как рекламодатель, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства; ООО "ИнфоЦентр" как рекламораспространитель, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 508 от 17.08.2006 г.
Определением N 1888 от 29.10.2015 г. рассмотрение дела N 1888 назначено к рассмотрению на 26.11.2015 г.
В указанную дату явились: представители ОГБУЗ "Усольский родильный дом" <_> представители ООО "ИнфоЦентр" <_>
В ходе рассмотрения дела, представителями ОГБУЗ "Усольский родильный дом" даны пояснения, в соответствии с которыми заявка на размещение рассматриваемой рекламы была подана сотрудником ОГБУЗ "Усольский родильный дом" без согласования с юридическим отделом. Данная заявка подписана главным врачом ОГБУЗ "Усольский родильный дом" <_> которая не знала о том, что реклама искусственного прерывания беременности запрещена законодательством РФ о рекламе. Текст рекламы был составлен сотрудником ОГБУЗ "Усольский родильный дом" согласно имеющемуся Прейскуранту цен на платные медицинские услуги в женской консультации и стационаре ОГБУЗ "Усольский родильный дом".
ОГБУЗ "Усольский родильный дом" представилены письменные пояснения и копии утвержденных Прейскурантов цен на платные медицинские услуги в женской консультации и стационаре ОГБУЗ "Усольский родильный дом" по состоянию на 15.05.2015 г. и 12.11.2015 г.
Согласно письменных пояснений ОГБУЗ "Усольский родильный дом", в эфире телеканала "Телекомпания Усолье" прозвучала информационная реклама - сообщение, материалы которой не содержат открытого призыва к покупке каких-либо продуктов или услуг. Целью данного размещения рекламы являлось предотвращение угрозы жизни и здоровья населения, создание благоприятных условий оказания медицинской помощи для работающих женщин, так как услуги оказываются в выходной день. В действиях ОГБУЗ "Усольский родильный дом" отсутствует умышленное распространение информации, взглядов, учений, идей в обществе с целью воздействия на человеческое сознание.
Данные доводы Комиссией Иркутского УФАС России рассмотрены, однако, признаны необоснованными на основании следующего.
В законодательстве РФ о рекламе отсутствуют понятия "открытого призыва к покупке продуктов или услуг", "умышленное распространение информации, взглядов, учений, идей в обществе с целью воздействия на человеческое сознание", "пропаганда". В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 г N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Представители ООО "ИнфоЦентр" пояснили, что от ОГБУЗ "Усольский родильный дом" поступила подписанная главным врачом заявка на размещение рекламы в эфире телекомпании "Усолье". Реклама была выпущена в эфир в том виде, в каком она была заявлена.
В материалах дела имеются представленные ОГБУЗ "Усольский родильный дом" и ООО "ИнфоЦентр" копии документов, из которых следует, что ОГБУЗ "Усольский родильный дом" осуществляет свою деятельность согласно выданной Министерством здравоохранения Иркутской области лицензии N ЛО-38-01-001901 от 13.08.2014 г. Главным врачом ОГБУЗ "Усольский родильный дом" является Гуденко М.В. 26.12.2014 года между ОГБУЗ "Усольский родильный дом" и ООО "ИнфоЦентр" заключен договор на оказание информационных услуг N 38/14, согласно которому ООО "ИнфоЦентр" обязуется оказать комплекс информационных услуг, включающий в себя размещение информационных материалов в СМИ - телевидение, радио, газете, в виде печатной-, видео- и аудиопродукции.
На основании данного договора в адрес ООО "ИнфоЦентр" поступили две заявки ОГБУЗ "Усольский родильный дом" с просьбой разместить объявление в блок на телевидении следующего содержания: "Женская консультация ОГБУЗ "Усольский родильный дом" оказывает платные медицинские услуги по субботам с 9 до 13 часов: прием врача - акушера-гинеколога, ультразвуковая диагностика, кольпоскопия, лабораторная диагностика, медикаментозное прерывание беременности. Запись ежедневно по телефону 7-21-27 с 8 до 18 часов". Данная заявка подписана главным врачом <_> Указана дата размещения в одной заявке - 28.05.2015 г.
Согласно справке эфирного времени данная реклама выходила 19, 21 и 28 мая по 3-4 раза в сутки в эфире "Телекомпании Усолье".
Оплата за данную рекламу производилась главным врачом ОГБУЗ "Усольский родильный дом" <_> в кассе ООО "ИнфоЦентр", что подтверждается приходным кассовым ордером N 1804 от 27.05.2015 г. и приходным кассовым ордером N 1843 от 18.05.2015 г.
21.05.2015 г. и 28.05.2015 г. ОГБУЗ "Усольский родильный дом" и ООО "ИнфоЦентр" подписаны акты N 1255 и N 1385 о том, что услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
ООО "ИнфоЦентр" представлены два DVD диска с записью рекламы.
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, за нарушение требований ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно п. 7 ст. 3 этого же закона, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно свидетельству ЭЛ N ТУ38-00574 от 27.09.2012 г. телеканал "Телекомпания "Усолье"" зарегистрирован в качестве средства массовой информации. Территория распространения - Иркутская область. Учредитель - ООО "ИнфоЦентр".
Исходя из того, что реклама была распространена на телеканале "Телекомпания "Усолье"", рекламораспространителем является ООО "ИнфоЦентр".
В материалах дела имеется ответ ПАО "Ростелеком", из которого следует, что владельцем абонентскогоустройства в г. Усолье-Сибирское с номером (39543) 7-21-27, указанным в рекламе, является ОГБУЗ "Усольский родильный дом".
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что рекламодателем является ОГБУЗ "Усольский родильный дом", рекламораспространителем - ООО "ИнфоЦентр".
Следовательно, действия ОГБУЗ "Усольский родильный дом" и ООО "ИнфоЦентр", являющихся рекламодателем и рекламораспространителем распространенной 19, 21, 28 мая 2015 года в эфире телеканала "Телекомпания Усолье" рекламы женской консультации ОГБУЗ "Усольский родильный дом" следующего содержания: "Женская консультация ОГБУЗ "Усольский родильный дом" оказывает платные медицинские услуги по субботам с 9 до 13 часов: прием врача - акушера-гинеколога, ультразвуковая диагностика, кольпоскопия, лабораторная диагностика, медикаментозное прерывание беременности. Запись ежедневно по телефону 7-21-27 с 8 до 18 часов", озвученная женским голосом, нарушают требования части 9 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отсутствием доказательств прекращения ОГБУЗ "Усольский родильный дом" и ООО "ИнфоЦентр" нарушения требований рекламного законодательства - доказательства прекращения распространение рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о выдаче ОГБУЗ "Усольский родильный дом" и ООО "ИнфоЦентр" соответствующих предписаний.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей распространенную 19, 21, 28 мая 2015 года в эфире телеканала "Телекомпания Усолье" рекламу женской консультации ОГБУЗ "Усольский родильный дом" следующего содержания: "Женская консультация ОГБУЗ "Усольский родильный дом" оказывает платные медицинские услуги по субботам с 9 до 13 часов: прием врача - акушера-гинеколога, ультразвуковая диагностика, кольпоскопия, лабораторная диагностика, медикаментозное прерывание беременности. Запись ежедневно по телефону 7-21-27 с 8 до 18 часов", озвученную женским голосом, в связи с нарушением требованием ч. 9 ст. 7 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не допускается.
2. Выдать ОГБУЗ "Усольский родильный дом" предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
3. Выдать ООО "ИнфоЦентр" предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 декабря 2015 г. N 620
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016