Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2015 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 07 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 61, возбужденное в отношении администрации Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области (ул. Центральная, 54, с. Неудачино, Татарский район, Новосибирская область, 632103) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии главы администрации Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области: "_", установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили материалы прокуратуры Новосибирской области (вх. N 6251 от 08.07.2015 г.), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Новосибирским УФАС России было возбуждено дело N 61 по признакам нарушения администрацией Неудачиснкого сельсовета Татарского района Новосибирской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в утверждении Постановлением Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области N 25 от 08.04.2015 г. Порядка предоставления в 2015 г. субсидий из бюджета Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающего выделение денежных средств на решение следующих вопросов местного значения:
- капитальным ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 г. (в случае если данное имущество/часть его находится в муниципальной собственности);
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения, приобретение оборудования для увеличения мощности пропуска воды в системе теплоснабжения, без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. - законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Администрация Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области представила следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса (вх.N 5743э от 16.11.2015 г.)
Администрация Неудачииского сельсовета Татарского района Новосибирской области Постановлением N 25 от 08.04.2015 г. утвердила Порядок предоставления в 2015 году субсидии из бюджета Неудачииского сельсовета юридическом лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищио - коммунального хозяйства.
В соответствии с установленным порядком субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг. Субсидия предоставляется после проведения публичного конкурса.
Действие данного нормативного акта направлено на компенсацию затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям связанных со сбором и вывозом твердых бытовых отходов, строительством и содержанием, в том числе ремонтом, объектов водоснабжения и канализации, теплоснабжения.
По мнению администрации Неудачинского сельсовета, выделение субсидий из бюджета не направлено на приобретения товаров и услуг для обеспечения муниципальных нужд, в связи с чем не нарушает часть 1 ст. 15 Федерального закона N 135 -ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе анализа и сопоставления представленных материалов, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
Постановлением Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области N 25 от 08.04.2015 г. утвержден Порядок предоставления в 2015 г. субсидий из бюджета Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пункт 2 вышеуказанного Порядка предусматривает следующие цели субсидирования:
- капитальным ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 г.;
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;
- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения, приобретение оборудования для увеличения мощности пропуска воды в системе теплоснабжения;
- работы по озеленению и декоративному цветоводству;
- санитарно-гигиеническая очистка территорий.
Предусмотренные Порядком следующие виды работ и услуг, при которых затраты возмещаются из бюджета муниципального образования Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области:
- капитальным ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 г. (в случае если данное имущество/часть его находится в муниципальной собственности);
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения, приобретение оборудования для увеличения мощности пропуска воды в системе теплоснабжения, совпадают с вопросами местного значения сельского поселения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (до 01.01.2014 г. - законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).
Следовательно, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанные цели противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то они не могут содержаться в перечне направлений предоставления субсидий, утвержденном Порядком предоставления субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, вышеуказанный Порядок предоставления субсидий предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. - законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств - субсидий.
Получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Порядке работ в случае проведения торгов согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу N А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. N 09АП-25734/2010-АК по делу N А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. N Ф09-8708/08-С1 по делу N А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу N А45-9905/2011).
03.07.2015 г., на основании данного Порядка предоставления в 2015году субсидий из бюджета муниципального образования Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области между ООО "ТТК" и администрацией Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области было заключено соглашение, предусматривающие выделение ООО "ТТК" денежных средств в виде субсидий (сумма соглашения 100 000р., цель субсидирования - создание неснижаемого запаса топлива, в том числе на погашение кредиторской задолженности потребленные топливно-энергетические ресурсы).
Таким образом, Порядок предоставления в 2015 г. субсидий из бюджета Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства нарушает ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, ст. 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать администрацию Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирского района Новосибирской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в утверждении Постановлением Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области N 25 от 08.04.2015 г. Порядка предоставления в 2015 г. субсидий из бюджета Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающего выделение денежных средств на решение следующих вопросов местного значения:
- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 г. (в случае если данное имущество/часть его находится в муниципальной собственности);
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения, приобретение оборудования для увеличения мощности пропуска воды в системе теплоснабжения, без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 77
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
07 декабря 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. -начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 26.11.2015 по делу N 61 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденному в отношении администрации Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области (ул. Центральная, 54, с. Неудачино, Татарский район, Новосибирская область, 632103) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в в утверждении Постановлением Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области N 25 от 08.04.2015 г. Порядка предоставления в 2015 г. субсидий из бюджета Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающего выделение денежных средств на решение следующих вопросов местного значения:
- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 г. (в случае если данное имущество/часть его находится в муниципальной собственности);
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения, приобретение оборудования для увеличения мощности пропуска воды в системе теплоснабжения, без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. С целью исполнения настоящего предписания Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 22_.12.2015 г. отменить Порядок предоставления в 2015 г. субсидий из бюджета Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства
3. Об исполнении настоящего предписания Неудачинского сельсовета Татарского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 25.12.2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 7 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016