Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 26 мая 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Казаковская О.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Довженко Ю.Н. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Куриков И.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения - главного специалиста-эксперта отдела нормативно-правового регулирования и лекарственного обеспечения системы здравоохранения комитета Дмитриевой А.Т.; - уполномоченного органа - Комитета по управлению государственным имуществом области - заместителя председателя комитета Волкова В.З.; консультанта-юрисконсульта контрольно-правового отдела комитета Игнатьевой Н.А.;
- специализированной организации - Общества с ограниченной ответственностью "Природа - Экспо" - генерального директора Царева А.В., заместителя генерального директора Царева А.В., юриста Жабицкой Н.В.
- участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению "Ленмединформ" - Гребенникова В.В.;
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению "Ленмединформ" (далее - ООО "РЦСЗ "Ленмединформ") на действия государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области - и аукционной комиссии уполномоченного органа - Комитета по управлению государственным имуществом области - при размещении государственного заказа путем проведения ими открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств, рассмотрение заявок на участие было назначено на 19.05.2009 в 11 часов 15 минут, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) 20 мая 2009 года поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "РЦСЗ "Ленмединформ" (вх. N 2283 от 20.05. 2009 Новгородского УФАС России, далее - Жалоба) на действия государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области - и аукционной комиссии уполномоченного органа - Комитета по управлению государственным имуществом области - при размещении государственного заказа путем проведения ими открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств, рассмотрение заявок на участие в котором было назначено на 19.05.2009 в 11 часов 15 минут.
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов государственному заказчику - Комитету по охране здоровья населения области, уполномоченному органу - Комитету по управлению государственным имуществом области - и его аукционной комиссии были направлены требования о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. N 1629/03 от 20.05.2009, исх. N 1630/03 от 20.05.2009 Новгородского УФАС России), которые и государственным заказчиком, и уполномоченным органом, и его аукционной комиссией исполнены, размещение государственного заказа приостановлено.
Из Жалобы следует, что ООО "РЦСЗ "Ленмединформ" в срок, установленный извещением и документацией об аукционе, подало заявку на участие в открытом аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств, проводимом уполномоченным органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области - и его аукционной комиссией для государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области. 19 мая 2009 года состоялось рассмотрение заявок. По итогу рассмотрения заявок ООО "РЦСЗ Ленмединформ" было отказано в допуске к участию в аукционе. По устной информации причина отказа в допуске заключается в том, что по всем лотам (N 1 - N 10) была оформлена единая аукционная заявка.
Однако в соответствии с пунктом 8.5. документации об аукционе "заявка на участие в аукционе, а также прилагаемые к ней документы предоставляются в одном экземпляре в отношении предмета аукциона". Согласно пункту 3.1. документации об аукционе "Предметом открытого аукциона является право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств (далее Товар) в соответствии с лотами N 1 - N 10 для государственных нужд Новгородской области". Из содержания пункта 3.1. документации об аукционе, следует, что предметом аукциона является не каждый отдельный лот, а все 10 лотов. Таким образом, исходя из положений пунктов 3.1. и 8.5. документации об аукционе по всем лотам подается единая заявка. Следовательно, ООО "РЦСЗ "Ленмединформ" необоснованно не допустили к участию в аукционе, чем нарушили его права.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Закона о размещении заказов участник размещения заказа вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета аукциона (лота).
Следовательно, документация по проведению открытого аукциона на размещение заказа на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств была составлена с нарушением требований части 5 статьи 35 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного ООО "РЦСЗ "Ленмединформ" просит обязать государственного заказчика и аукционную комиссию привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства, обязать государственного заказчика и аукционную комиссию аннулировать результаты рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на размещение заказа на поставку лекарственных средств для государственного заказчика и обязать государственного заказчика и аукционную комиссию провести процедуру аукциона с самого начала в соответствии с требованиями законодательства.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО "РЦСЗ "Ленмединформ" полностью поддержал доводы, изложенные в Жалобе.
Уполномоченный орган - Комитет по управлению государственным имуществом области - в отношении жалобы ООО "РЦСЗ "Ленмединформ" представил письменные пояснения (исх. N 4387 от 25.05.2009) следующего содержания.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
При этом часть 5 статьи 35 Закона о размещении заказов устанавливает, что участник размещения заказа вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета аукциона (лота).
Как следует из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 августа 2008 года N Д05-3506 заявка на участие в аукционе, поданная не в отношении одного лота, а на участие в нескольких лотах одного аукциона, должна быть отклонена аукционной комиссией как не соответствующая положениям закона.
Из изложенного следует, что участник размещения заказа должен подать заявку в отношении каждого лота.
В соответствии со статьей 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия должна рассмотреть поданные заявки на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов, в срок, не превышающий 10 дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
19 мая 2009 года аукционная комиссия начала рассматривать заявки, поданные на участие в открытом аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств. 20 мая 2009 года в адрес Комитета по управлению государственным имуществом области поступило требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области о приостановлении размещения указанного заказа.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы аукционная комиссия решения о допуске либо об отказе в допуске ООО "РЦСЗ "Ленмединформ", а также других участников размещения заказа не принимала, прав и законных интересов участников размещения заказа не нарушала. Нарушений законодательства о размещении заказов в действиях аукционной комиссии также не усматривается.
На рассмотрении Жалобы представители уполномоченного органа - Комитета по управлению государственным имуществом области - пояснили следующее.
Рассмотрение заявок было назначено на 19 мая 2009 11 часов 15 минут. Поскольку у аукционной комиссии возникли затруднения в рассмотрении заявок участников размещения заказа, подданных в одном экземпляре в отношении нескольких лотов, в этот день рассмотрение заявок не было закончено. Некоторые участники размещения заказа, в том числе ООО "РЦСЗ "Ленмединформ", обращались по телефону в Комитет по управлению государственным имуществом области и интересовались результатами рассмотрения заявок. Им разъяснялось с чем связана задержка в рассмотрении заявок, но не сообщалось никаких сведений об отказе в допуске к участию в аукционе какого-либо участника размещения заказа.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области - пояснил следующее.
Документация по проведению рассматриваемого аукциона была разработана специализированной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью "Природа - Экспо" (далее - ООО "Природа - Экспо") - в рамках Договора N 27-з на оказание услуг специализированной организации от 17.03.2009. Государственный заказчик - Комитет по охране здоровья населения области - самостоятельно разработал и представил специализированной организации только техническую часть документации об аукционе (Приложения N 1 и N 2 к документации об аукционе). Остальное содержание документации об аукционе определила специализированная организация - ООО "Природа - Экспо".
Специализированная организация, разработавшая документацию по проведению рассматриваемого аукциона - ООО "Природа - Экспо" - считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх N 122 от 25.05.2009).
В соответствии с пунктом 1.1. документации об аукционе, документация об аукционе была разработана в соответствии с Законом о размещении заказов, а также в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3.1. документации об аукционе предусмотрено, что "Предметом открытого аукциона является право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств (далее Товар) в соответствии с лотами N 1 - N 10 для государственных нужд Новгородской области". Далее пункт 3.2. документации об аукционе гласит, что "Наименования Товара, его характеристики и количество по каждому лоту указаны в приложении N 1 к документации об аукционе". Таким образом, предметами открытого аукциона являются каждый из 10 лотов, описание которых приведено в документации об аукционе, по отдельности.
В соответствии с пунктом 8.5 "Заявка на участие в аукционе, а также прилагаемые к ней документы предоставляются в одном экземпляре в отношении предмета аукциона". Следовательно, заявка на участие в аукционе должна быть подана в отношении каждого лота, который является предметом аукциона, и содержать все документы, предусмотренные частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов, а также в соответствии с пунктом 12.1. документации об аукционе, любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений документации об аукционе. Запросов о разъяснении порядка подачи заявок на участие в аукционе от ООО РЦСЗ "Ленмединформ" не поступало.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В апреле - мае 2009 года уполномоченным на размещение заказов для государственных нужд области органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области - по заявке государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области (исх. N 1375 от 14.04.2009) проводилось размещение государственного заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств, рассмотрение заявок на участие было назначено на 19.05.2009 в 11 часов 15 минут.
Документация по проведению рассматриваемого аукциона была разработана специализированной организацией - ООО "Природа - Экспо" - в рамках Договора N 27-з на оказание услуг специализированной организации от 17.03.2009, заключенного Комитетом по охране здоровья населения области с ООО "Природа - Экспо".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о размещении заказов заказчик вправе привлечь юридическое лицо (специализированную организацию) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, документации об аукционе осуществляются заказчиком.
17 марта 2009 года государственный заказчик - Комитет по охране здоровья населения области - обратился в специализированную организацию - ООО "Природа - Экспо" - с заявкой на разработку документации об аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств по 10 лотам для государственных нужд Новгородской области (исх. N 1002 от 17.03.2009), в которой были определены начальная (максимальная) цена государственного контракта по каждому лоту, техническое задание аукциона (состав лотов, перечень получателей товара - Приложения N 1 и N 2 к документации об аукционе), существенные условия государственного контракта (условия и порядок поставки товара, требования к качеству, маркировке, сроку годности товара).
Указанные положения документации об аукционе были разработаны и включены в документацию по проведению рассматриваемого аукциона государственным заказчиком - Комитетом по охране здоровья населения области - в соответствии с требованиями части 1 статьи 6 Закона о размещении заказов.
Кроме указанных положений, документация по проведению рассматриваемого аукциона (в том числе в части порядка подачи заявок на участие в аукционе) была разработана специализированной организацией - ООО "Природа - Экспо".
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
В соответствии с частью 5 статьи 35 Закона о размещении заказов участник размещения заказа вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета аукциона (лота).
Хотя указанные требования к порядку подачи заявок на участие в аукционе предъявляются к участникам размещения заказа, документация об аукционе должна соответствовать указанным требованиям Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 8.5. документации по проведению рассматриваемого аукциона заявка на участие в аукционе, а также прилагаемые к ней документы предоставляются в одном экземпляре в отношении предмета аукциона.
Предметом аукциона, в соответствии с пунктом 3.1. документации по проведению рассматриваемого аукциона, является право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств в соответствии с лотами N 1 - N 10 для государственных нужд Новгородской области.
В соответствии с пунктом 9.4. документации по проведению рассматриваемого аукциона участник размещения заказа вправе подать только одну заявку в отношении предмета аукциона.
Указанные положения документации об аукционе противоречат установленному Законом о размещении заказов порядку подачи заявок на участие в аукционе, поскольку позволяют участникам размещения заказа подать одну единую заявку на участие в аукционе в отношении предмета аукциона в целом, а не каждого лота в отдельности.
В результате установления в документации об аукционе порядка подачи заявок, не соответствующего требованиям Закона о размещении заказов, часть участников размещения заказа, в том числе ООО РЦСЗ "Ленмединформ", подали заявки на участие в аукционе с нарушением требований части 2.1 статьи 10 и части 5 статьи 35 Закона о размещении заказов, то есть не отдельные заявки по каждому лоту, а одну единую заявку по части лотов или по всем 10 лотам.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 3.1.2. Договора N 27-з на оказание услуг специализированной организации от 17.03.2009 Заказчик (Комитет по охране здоровья населения области) обязуется рассмотреть и утвердить документацию об аукционе, в случае ее соответствия действующему законодательству Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 3.2.1. указанного договора, заказчик имеет право вернуть на доработку разработанные Исполнителем (ООО "Природа - Экспо") документы, в случае их несоответствия действующему законодательству Российской Федерации.
То есть, обнаружив в документации об аукционе положения, противоречащие установленному Законом о размещении заказов порядку подачи заявок на участие в аукционе, государственный заказчик - Комитет по охране здоровья населения области - должен был отказаться от утверждения документации об аукционе в таком виде и вернуть ее специализированной организации - ООО "Природа - Экспо" - для устранения допущенных нарушений.
Вместо этого документация по проведению рассматриваемого аукциона была утверждена 14 апреля 2009 года должностным лицом государственного заказчика - заместителем председателя Комитета по охране здоровья населения области Михайловой Г.В., и передана в уполномоченный орган - Комитет по управлению государственным имуществом области - для дальнейшего размещения заказа.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области - и специализированной организации - ООО "Природа - Экспо" - содержатся нарушения части 2.1 статьи 10 и части 5 статьи 35 Закона о размещении заказов, выразившиеся в установлении в документации об аукционе порядка подачи заявок на участие в аукционе с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Руководствуясь частью 1 статьи 6, частью 2.1 статьи 10, частью 9 статьи 17, частью 1 статьи 34, частью 5 статьи 35, статьей 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению "Ленмединформ" на действия государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области - и аукционной комиссии уполномоченного органа - Комитета по управлению государственным имуществом области - при размещении государственного заказа путем проведения ими открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств, рассмотрение заявок на участие было назначено на 19.05.2009 в 11 часов 15 минут, обоснованной в части установления государственным заказчиком - Комитетом по охране здоровья населения области - требования о представлении заявок на участие в аукционе в порядке, нарушающем часть 2.1 статьи 10 и часть 5 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
2. Признать в действиях специализированной организации - Общества с ограниченной ответственностью ООО "Природа - Экспо" - нарушения части 2.1 статьи 10 и части 5 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
3. Признать в действиях государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области - нарушения части 2.1 статьи 10 и части 5 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
4. Выдать государственному заказчику - Комитету по охране здоровья населения области - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, указанных в пункте 3 настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 26 мая 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016