Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 7 декабря 2015 г. N 03-51/15Р
г. Якутск резолютивная часть оглашена "25" ноября 2015 г.
изготовлено в полном объеме "07" декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:
Кузьмин А.Д. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Егорова Л.П. - главный государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Иванова В.А. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
При участии лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения:
- ООО "Республика", г.Якутск, ул. Орджоникидзе, 17, офис 212 - генеральный директор Марков И.Е.;
- ИП Соломонова А.Ю., г.Якутск, ул. Кирова, д. 31, корпус 5А, кв. 23;
Рассмотрев дело N03-46/15Р, возбужденное по факту распространения на территории г. Якутска в здании ТЦ "Киин-Сити", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 17, рекламных буклетов с рекламой связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, долевого участия, с указанием Центра продаж новостроек "Республика" с использованием рекламной конструкции (типа стойки-стенда) с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" по существу, установила:
В октябре 2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе на рекламной стойке, размещенной в Торговом центре "Киин-Сити" расположенной по адресу: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 17 отслежено распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, долевого участия, распространяемые Центром продаж новостроек "Республика" с признаками нарушения части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
От генерального директора ООО "Республика" Маркова И.Е. до рассмотрения дела по существу, поступило ходатайство о привлечении к участию в деле ИП Соломонову А.Ю., как рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.
Антимонопольный орган изучив ходатайство пришел к выводу, удовлетворить ходатайство Маркова И.Е., привлечь к участию в деле в качестве лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения ИП Соломонову А.Ю.
В ходе рассмотрения дела по существу, генеральный директор Марков И.Е. сообщил, что вопросами производства и распространения рекламы от имени общества занималась ИП Соломонова А.Ю., между обществом и ИП Соломоновой А.Ю. заключен договор, по условиям которого Соломонова А.Ю. берет на себя все обязательства по производству и распространению рекламных материалов для продвижения совместной деятельности. Общество сотрудничает с ИП Соломоновой А.Ю. по основным вопросам деятельности связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, долевого участия. Марков И.Е. сообщил, что используемое в рекламных буклетах коммерческое обозначение "Центр продаж новостроек "Республика" является, обозначает их совместную деятельность, поскольку большинство агентских договора на реализацию квартир в строящихся многоквартирных домах с застройщиками, заключались непосредственно ИП Соломоновой А.Ю.
По вопросу утверждало ли общество готовые к распространению макеты рекламных буклетов, и распространяются ли в настоящее время рекламные буклеты по адресу, Марков И.Н. сообщил, что по условиям договора организация рекламной компании входит в компетенцию самой ИП Соломоновой А.Ю.
ИП Соломонова А.Ю. по обстоятельствам производства и распространения рекламы сообщила, что во исполнение договора с ООО "Республика" она лично принимает решение по вопросам организации рекламных компаний, все буклеты были придуманы ею. Сообщила, что она полагала, что распространение буклетов не является рекламой, не знала, что к ним распространяются требования закона о рекламе, сообщила, что содержание буклетов определяла лично, общество к вопросам производства и распространения буклетов отношение не имеет, вину в нарушении законодательства о рекламе признает.
ИП Соломонова А.Ю. уточнила, что указанные в рекламных буклетах большинство объектов долевого участия, реализуются ею, по указанным объектам она, как агент заключала договоры с застройщиками, лично, указанные в буклетах несколько объектов, реализуются самим обществом, но по условиям договора оказания возмездных услуг с обществом, на реализацию квартир в объектах долевого строительства, ищет клиентов она.
Также ИП Соломонова А.Ю. сообщила, что в помещении офиса, расположенного ул. Орджоникидзе, 17 под вывеской "Центр продаж новостроек "Республика", осуществляют деятельность по заключению договоров долевого участия, как ООО "Республика", так и ИП Соломонова А.Ю.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В первом рекламном буклете содержится информация о реализации квартир в семи строящихся многоквартирных домах, а именно: в Жилом комплексе "Зеленый остров" по адресу "Вилюйский тр., 6 км. (Усадьба Аталсовых), застройщик "Голдлайн", срок сдачи 4 кв. 2016 г. цена за 1 кв.м. - 56000 рублей; Жилой комплекс по ул. Б. Чижика, 29/3 застройщик ООО "Север-Строй" срок сдачи 4 кв. 2016 г. цена за 1 кв.м. - 68000 рублей; Жилой комплекс по ул. Якутская, 2/16, застройщик ООО "Трансстрой", срок сдачи 3 квартал 2015 г. цена за 1 кв.м. - от 58 000 рублей; Жилой дом по ул. Якутская, 43а, застройщик ООО "Стройиндустрия" срок сдачи 4 кв. 2015 г. цена за 1 комн. от 63-66 тыс. руб., для 2 комн. от 60-62 тыс.руб.; кв.м. - 68000 рублей; Жилой дом по ул. Жорницкого, 7/32 застройщик "Сахастройсервис", срок сдачи 4 квартал 2015 г., цена за 1 комн. от 60 000 руб.; Жилой дом по ул. П. Алексеева 143 квартал, застройщик "Защита", срок сдачи 4 квартал 2015 г., цена за 1 комн. для 1 комн. от 73 000 руб., для 2 комн. от 68 000 руб., для 3 комн. от 63 000 руб.; Жилой дом по ул. С.Данилова в квартале 16 застройщик "СпецСнаб", срок сдачи 4 квартал 2016 г., цена за 1 кв. м. от 65 000 руб. указаны телефоны 725-260, 725-280, адрес: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 17, офис 200, сайт и адрес электронной почты.
Также указана информация о реализации квартир в строящихся многоквартирных домах, а также о реклама банковского продукта "Ипотечный кредит" реализуемая Банками (ПАО "Сбербанк России", АО "РоссельхозБанк", АКБ "Аламзэригиэнбанк" АО), с указанием в рекламе одного из существенных условий кредита в размере 11,9%, 12%, 11,5%, оформление без очереди у нас в офисе, ответ на второй день, полное сопровождение сделки, имеется карта новостроек, адрес офиса Центром продаж новостроек "Республика". На обороте буклета размещена информация о реализации квартир в жилом оме ул. Крупская-Ярославского, застройщик ООО "КапиталСтрой", срок сдачи 2 квартал 2017 г. цена за 1 кв.м. - 1 комню кв. от 72000 рублей, 2 комн. от 67000 рублей. Указаны условия продажи квартир; жилой дом по ул. 50 лет Октября, застройщик "ООО "Строймонтаж 2002" адрес ул. 50 лет Октября, срок сдачи 4 квартал 2016 г. цена за 1 кв.метр - 1 комн. кв от 70-72, 2 комн. кв. от 66-68.
В рекламе кредитного продукта реализуемого Банками, кроме процентной ставки по кредиту размере (11,9%, 12%, 11,5%) при этом, иные существенные условия по кредиту в рекламе не указаны, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Во втором рекламном буклете, отслеженной в ходе рассмотрения дела, также размещена аналогичная по содержанию с первым рекламным буклетом информация, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, долевого участия, реализуемые Центром продаж новостроек "Республика".При этом, в рекламе объектов долевого участия, реализуемых на территории г. Якутска застройщиками ООО "КапиталСтрой", ООО "Норд-Строй", ООО "Трансстрой", ООО "Симиир", ООО "Стройкон" с привлечением денежных средств участников долевого строительства, также в нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" не указаны сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом. Кроме того в буклете содержится информация о кредитном продукте "Ипотека на выгодных условиях", реализуемая Сбербанк России, при этом, в рассматриваемой рекламе при указании существенных условий ипотечного продукта, в нарушение требований законодательства о рекламе, не указаны иные условия, влияющие на расходы связанные с заключением данного ипотечного кредита, как страхование недвижимости, максимальные размеры ставок и суммы договора ипотеки.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Реклама, распространенная с использованием рекламных буклетов, путем размещения их на рекламной конструкции, типа стойки-стенда, установленного в коридоре здания ТЦ "Киин-Сити" по адресу г.Якутск, ул. Орджоникидзе, 17, привлекает внимание потребителей рекламы к объектам долевого строительства, реализуемым указанным в рекламе застройщиками, путем привлечения денежных средств дольщиков. Кроме того, в рекламном буклете указана информация о банковских ипотечных продуктах, реализуемых Банками аккредитованными застройщиками.
Объектом рекламирования в рекламе выступают объекты долевого строительства, а также деятельность застройщиков по их реализации, ипотечные кредиты, реализуемые, указанными в рекламе Банками. Вся информация, размещенная в рекламе в совокупности направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование и поддержание интереса к нему и продвижению их деятельности.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
В рекламе связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, распространяемой с использованием двух рекламных буклетов, в нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом отсутствуют.
Материалами дела установлено, что между ООО "Республика" и ИП Соломоновой А.Ю. заключен договор возмездного оказания услуг от 01.09.2014 г. по условиям договора стороны договорились о том, что ИП Соломонова А.Ю., оказывает услуги обществу на возмездной основе, осуществляет поиск клиентов по заданию заказчика, ведет переговоры по поручению заказчика, организует рекламные компании, заключает агентские договоры с клиентами, заключает договоры купли-продажи, мены, дарения, долевого участия в строительстве многоквартирных домов, совершает операции с недвижимостью.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом материалами дела установлено, что ООО "Республика" заключены договоры с ПАО "Сбербанк России", ПАО "Россельхозбанк", предметом договоров является привлечение клиентов для целей предоставления Банком ипотечного кредита на цели приобретения и строительства объектов недвижимости и связанные с этим консультационные услуги, подготовка и формирование документов.
Материалами дела также установлено, что по двум рекламируемым объектам долевого строительства, агентские договора с застройщиками ООО "Трансстрой", ООО "Капитал-Строй" на поиск участников долевого строительства по реализуемым объектам заключены ООО "Республика". По остальным объектам долевого строительства, указанным в рекламных буклетах, агентом по договору с застройщиками выступает ИП Соломонова А.Ю.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе содержится информация о банковских ипотечных продуктах, что способствует продвижению не только объектов долевого участия, но банковских продуктов, при этом, существенные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и сумма, информация о страховании объекта строительства, как в первом, так и втором буклете не указаны, что образует нарушение требования пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" для заемщика ивлияющие на нее.
При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя сумма займа, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы, как сроки и минимальная максимальная процентная ставка.
Таким образом, часть существенных условий влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся банковскими услугами лица, а именно срок, сумма, страхование недвижимости в рассматриваемой рекламе банковского ипотечного продукта отсутствуют, также во втором буклете не указана информация минимального срока, при указании максимального срока (30 лет), максимальной суммы кредита, процентной ставки по нему, а также не имеется информации о страховании недвижимости и связанной с ним расходом потребителя кредита, следовательно, реклама вводит потребителей рекламы в заблуждение, что нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или пользования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Следовательно, информация привлекающая внимание потребителей к ипотечным кредитам, размещенная в рекламном буклете вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку не содержит части существенной информации о рекламируемом кредите.
Таким образом, в рекламе, размещенной в рекламных буклетах, распространяемых с использованием рекламной конструкции типа стойки-стенда по адресу ул. Орджоникидзе, 17 в нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Кроме того, в рекламе также в нарушении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при указании существенных условий ипотечного продукта, отсутствуют иные существенные условия по рекламируемому ипотечному продукту, реализуемому Банками указанными в рекламе (ПАО "Сбербанк России", ПАО "Россельхозбанк", АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО), следовательно, реклама ипотечного продукта также является ненадлежащей.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1,3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 названного Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 указанной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно письменным и устным пояснениям ИП Соломоновой А.Ю. и представителя ООО "Республика", рекламодателем и рекламопроизводителемрекламы (непосредственным заказчиком рекламы) выступает ИП Соломонова А.Ю. Данные обстоятельства подтверждаются письмом ИП Соломоновой А.Ю., устными пояснениями Маркова И.Е. и материалами дела.
Таким образом, материалами дела установлено, что рекламодателем рекламы выступает ИП Соломонова А.Ю.
Материалами дела вина ООО "Республика" в нарушении требований пункта части 7 статьи 28, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" не установлена.
В материалах дела документов подтверждающих прекращение распространения рекламных буклетов с ненадлежащей рекламой не представлено, при таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о выдаче предписания ИП Соломоновой о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, части 3, части 7 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктов 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, долевого участия, распространяемые Центром продаж новостроек "Республика" в лице ИП Соломоновой А.Е. с использованием двух рекламных буклетов по адресу: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 17, ненадлежащей, поскольку в них нарушены требования пункта 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 и части 7 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП Соломоновой А.Ю. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы.
Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.
Председатель Комиссии А.Д. Кузьмин
Члены Комиссии Л.П.Егорова
В.А. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 декабря 2015 г. N 03-51/15Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016