Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 4 декабря 2015 г. N 03-41/15Р
г. Якутск резолютивная часть оглашена "26" ноября 2015 г.
изготовлено в полном объеме "04" декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:
Кузьмина А.Д. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Егоровой Л.П. - главного государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Иванова В.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
При участии:
- Заявитель- Администрация МО "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), представитель не явился, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей;
- Лицо, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
Индивидуальный предприниматель ИльиновВладимир Васильевич, Кобяйский улус, с. Кальвица, ул. Горбунова, 7 кв. 2, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
В виду уважительности причины не явки, дело рассматривается в отсутствие лиц, привлеченных к участию в деле.
Рассмотрев дело N03-41/15Р, возбужденное по факту распространенияна территории п. Сангар рекламы услуг пассажирских перевозок водным транспортом, а также материалы внеплановой проверки по факту распространения рекламы ИП Ильинова Владимира Васильевича, ОГРН 313144814800015, ИНН 141300324870,. представленные отделом естественных монополий и рекламы, указывающие на признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", по существу, установила:
20.07.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление (вх.N4052п) Администрации МО "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), в заявлении указывается, что на территории п. Сангарс мая 2015 г. осуществляется распространение рекламы такси "Туймаада" - ИП Ильинова В.В. о предоставлении им услуг пассажирских перевозок водным транспортом, при этом заявитель указывает, что у ИП Ильинова В.В. лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, не имеется, а перевозки по реке Лена осуществляются им нелегально.
В заявлении указывается, что данные услуги осуществляются ИП Ильиновым В.В. без лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, что указывает на признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе"
Администрации МО "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), просит рассмотреть вопрос возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по фактам распространения рекламы речных пассажирских перевозок, оказываемых ИП Ильиновым В.В., полагает, что присутствие в рекламе объекта рекламирования пассажирских перевозок водным транспортом создает впечатление, что данные речные перевозки оказываются ИП Ильиновым В.В.
06.11.2015 г. возбуждено дело N03-41/15Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения дела изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Рассматриваемая реклама, распространяется на территории п. Сангар, на доске объявлений размещенной на внешней стене магазина "Березка", мкрн. Геолог, 13, магазина "Феникс", ул. Ленина, 78, магазина "Домино", ул. Алексеева, 80 на автобусном пункте стоянки (остановка) "Поликлиника", ул. Ленина, 28, на конечном пункте стоянки "Рыбзавод". Реклама содержит следующую информацию: "ИП Ильинов В.В. ТАКСИ "Туймаада" перевозки пассажира по маршруту Сангар - Якутск, Сангар- Якутск, 8924 368 88-12, 8914-271-57-10, 8961-867-22-66, 21-0-43" в рекламе используется изображение моторного катера на фоне Ленских столбов".
Согласно сведениям, представленным в материалы дела ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в ходе внеплановой проверки, абонентский номер 8914-271-57-10, указанный в рассматриваемой рекламе, принадлежит Ильинову Владимиру Владимировичу.
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц привлекает внимание потребителей рекламы речным перевозкам предоставляемым ИП Ильиновым В.В.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, на привлечение внимания к которым направлена реклама, при этом под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Совокупное восприятие информации содержащейся в рекламе дает основание полагать, что объектом рекламирования в данном случае выступает услуги пассажирских перевозок водным транспортом, оказываемые ИП Ильиновым В.В.
Поскольку в содержании рассматриваемой рекламы сведений об иных перевозчиках не имеется, то исходя из содержания рекламы у потребителя рекламы создается впечатление, что речные перевозки по указанному маршруту предоставляются ИП Ильиновым В.В.
Следовательно, реклама "ИП Ильинов В.В. ТАКСИ "Туймаада" перевозки пассажира по маршруту Сангар - Якутск, Сангар- Якутск, 8924 368 88-12, 8914-271-57-10, 8961-867-22-66, 21-0-43"призвана привлекать внимание потребителей рекламы к услуге водного такси.
Материалами дела установлено, что ИП Ильинов Владимир Васильевич, зарегистрированный по адресу: Кобяйский улус, с. Кальвица, ул. Горбунова, 7 кв. 2, ОГРН 313144814800015, ИНН 141300324870 не получал лицензию на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, данная информация подтверждается письмами Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора Ростраснадзора РФ от11.11.2015 N03-08-625/1311, от 25.11.2015 г. N03-08-633/1356.
Согласно части 1 и 2 статьи 95 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.
Согласно требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, не допускается.
Рассматриваемая реклама указывает на осуществление перевозчиками нелегальных пассажирских перевозок водным транспортом и их багажа. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - правила перевозок пассажиров).
Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте".
Данный Порядок устанавливает следующие требования соискателям лицензии:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
г) наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
д) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата соответствующего договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов;
ж) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья пассажиров на время их перевозки в случаях, предусмотренных статьей 98 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что ИП Ильинов В.В. не имеет лицензию, перевозки пассажиров по указанному в рекламе маршруту Сангар - Якутск, Сангар- Якутск, оказываются использованием судна "Восток" принадлежащего ИП Ильинову В.В. на праве собственности и переданного ИП Строевым Б.А. по договору аренды судна с экипажем от 23.06.2015 г.
При этом, как установлено антимонопольным органом ИП Строев Б.А. состоит в реестре лицензий по Ленскому бассейну, а судно "Восток" принадлежащая ИП Ильинову В.В. эксплуатируется им по договору аренды, и указано в приложении лицензии в качестве объекта регулирования для оказания лицензионных услуг.
Исходя п.п.а) п.4 Порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" к лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.
Таким образом, рассматриваемая реклама ИП Ильинова В.В. призвана привлекать внимание потребителей рекламы, к лицензионному виду услуг, а именно услуг по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, а указание в рекламе наименования продавца товара услуг (ИП Ильинов В.В.) создают впечатление, что по указанному в рекламе маршруту Сангар - Якутск, Сангар- Якутск перевозки пассажиров оказываются самим ИП Ильиновым В.В., а именно ТАКСИ "Туймаада", при этом, материалами дела установлено, что ИП Ильинова В.В. не имеет лицензию на оказание" услуги пассажирских перевозокречным водным транспортом, а данные услуги оказываются ИП Строевым Б.А. на основании договора аренды судна с экипажем от 23.06.2015 г.
Таким образом, антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела установлено, что фактически данные услуги оказываются лицензиатом ИП Строевым Б.А., а не ИП Ильиновым В.В. право собственности на судно "Восток", передача его в аренду ИП Строеву Б.А. имеющему лицензию на рекламируемый вид услуг, а также назначение Ильинова В.В. приказом Строева Б.А. капитаном судна "Восток" в период с 23.06.2015 г. по 20.10.2015 г. не дают ему права оказывать данный вид рекламируемых услуг без оформления и получения лицензии на свое имя, а равно рекламировать лицензионный вид услуг пассажирских перевозок водным транспортом от своего имени.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Согласно требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, не допускается.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ИП Ильинова В.В. об оказании услуги пассажирских перевозок водным речным транспортом с указанием номеров телефонов и наименования ТАКСИ "Туймаада", распространенная на территории п. Сангар, на доске объявлений размещенной на внешней стене магазина "Березка", мкрн. Геолог, 13, магазина "Феникс", ул. Ленина, 78, магазина "Домино", ул. Алексеева, 80 на автобусном пункте стоянки (остановка) "Поликлиника", ул. Ленина, 28, на конечном пункте стоянки "Рыбзавод" с использованием рекламных листовок является ненадлежащей нарушающей требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Материалами дела установлено, что рекламодателями ненадлежащей рекламы выступает ИП Ильинов В.В., из письменного пояснения самого ИП Ильинова В.В. следует, что содержание рекламы определялось ООО "Базис", следовательнорекламопроизводителем выступает ООО "Базис".
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе"рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9, 10, 10.1 и 10.2 статьи 5, статьями 7- 9, 12, 14 - 18,частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что рекламораспространителем ненадлежащей рекламыраспространяемой с использованием рекламных листовок на территории п. Сангарнарушающей требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", выступает ИП Ильинов В.В.,что подтверждается письменным пояснением самого ИП Ильинова В.В. и заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 7 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктов 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу услуг пассажирских перевозок водным речным транспортом, распространенную ИП Ильиновым В.В. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
Выдать ИПИльинову В.В..предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.
Председатель Комиссии А.Д. Кузьмин
Члены Комиссии
Л.П. Егорова
В.А. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 декабря 2015 г. N 03-41/15Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016