Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 26 ноября 2015 г. N 270Ф/273Ф/15
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских, Т.Н. Ролдугина,
в присутствии представителей:
- заказчика - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Липецку - <_>
- ООО "Стимул Групп" - <_> <_>
рассмотрев жалобы ООО "МаксиСтрой" и ООО "Стимул Групп" на действия единой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Липецку при проведении электронного аукциона на проведение текущего ремонта внутренних помещений ОП N 7 УМВД России по г. Липецку по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова д13а с заменой отделочных материалов (реестровый номер 0146100009415000011) (далее- электронный аукцион), установила:
В адрес Липецкого УФАС России 20.11.2015 и 23.11.2015 поступили жалобы ООО "МаксиСтрой" и ООО "Стимул Групп" на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона.
Жалобы подготовлены в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и поданы в установленный Законом о контрактной системе срок. В связи с этим жалобы были приняты Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалобы и сведения о времени и месте их рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
ООО "МаксиСтрой", извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своего представителя для участия в рассмотрении жалобы.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ООО "МаксиСтрой" указано, что общество подало заявку с порядковым номером 4 на участие в электронном аукционе, которая соответствовала всем требованиям документации. Однако, единая комиссия заказчика отказала обществу в допуске к участию в электронном аукционе по причине не предоставления информации о товаре, но документация не содержала требований к товару.
Представители ООО "Стимул Групп" по доводам жалобы пояснили, что обществу также было отказано в допуске к участию в электронном аукционе (заявка с порядковым номером 11). Действия единой комиссии общество считает неправомерными, поскольку в составе заявки помимо согласия, было приложено все техническое задание заказчика, которое содержало характеристики используемых при выполнении работ материалов.
Представитель заказчика пояснил, что данным участникам действительно было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причинам, указанным в протоколе рассмотрения заявок.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом заказчика от 16.10.2015 N 637 принято решение о проведении электронного аукциона, и приказом от 11.08.2014 N 629 создана единая комиссия по осуществлению закупок.
Документация об электронном аукционе на проведение текущего ремонта внутренних помещений ОП N 7 УМВД России по г. Липецку по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова д13а с заменой отделочных материалов и извещение N 0146100009415000011 размещены заказчиком на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 18.11.2015 на участие в электронном аукционе поступило 11 заявок, по итогам рассмотрения которых единая комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11.
Всем участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине: "заявка на участие в аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе. Основание п. б ч.6 документации об аукционе".
Требования к составу первой части заявки установлены пунктом 6 документации об электронном аукционе:
а) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 22 информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Федерального закона N44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией Липецкого УФАС России в ходе анализа документации об электронном аукционе установлено, что приложением N 2 к документации является техническое задание. Пункт 4 технического задания именован как "требования к материалам и оборудованию, применяемым при выполнении работ". Данным пунктом предусмотрено, что работы должны быть выполнены с учетом использования высококачественных современных материалов. Предлагаемые материалы должны соответствовать по своим техническим, функциональным и качественным характеристикам, требованиям, указанным в техническом задании и должны быть включены в цену Контракта.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что пункт 4 технического задания, а также все техническое задание и вся документация об электронном аукционе в целом не содержат требований к функциональным и качественным характеристикам материалов, используемых при выполнении работ по предмету контракта, и которые участник должен представить в своей заявке.
В ходе анализа представленных заказчиком заявок заявителей установлено, что ими было представлено согласие на выполнение работ, на условиях предусмотренных документацией.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что требований к материалам документация об электронном аукционе не содержит, участникам электронного аукциона в первой части заявки достаточно представить вышеуказанное согласие.
В силу с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 указанной статьи установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе заявителям, у единой комиссии не было. Таким образом, единая комиссия допустила нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки действий единой комиссии аналогичные нарушения установлены и при отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях единой комиссии установлено нарушение ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной и нарушения ч. 3 ст. 33, чч. 5, 8, 27 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной в действиях заказчика, которые заключаются в следующем:
1. Частью 6 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В нарушение данной нормы в протоколе рассмотрения заявок от 18.11.2015 единая комиссия, отказывая в допуске к участию в электронном аукционе участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, не указала положений документации об электронном аукционе, которым не соответствуют заявки данных участников.
2. Частью 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение данного требования в документации об электронном аукционе, в частности в п. 1 технического задания (приложение N 2 к документации), заказчик установил требования к трудовым ресурсам участников и наличию у участников ресурсов для выполнения работ:
- погрузка и вывоз строительного мусора производится в контейнерах Подрядчика;
- персонал Подрядчика должен иметь Российское гражданство или иностранное гражданство, в этом случае должны быть соблюдены все требования Законодательства РФ (регистрация по месту нахождения, разрешение на трудовую деятельность в Российской Федерации и т.п.);
- подрядчик должен обеспечить наличие постоянного достаточного для выполнения работ количества инженерного состава, технического персонала и рабочих требуемых специальностей на объекте;
- рабочие Подрядчика должны быть обеспечены спецодеждой, находиться только в местах выполнения работ, соблюдать правила пребывания в административных зданиях Заказчика.
3. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также в соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 N1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Однако, в нарушение ч.5 и ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе раздел 8 "ответственность сторон" проекта контракта, являющегося приложением к документации о проведении электронного аукциона, не содержит фиксированной суммы размера штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчиком и поставщиком.
Более того, в силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Комиссией установлено, что проект контракта данное требование не содержит.
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как было установлено Комиссией, документация об электронном аукционе не содержит характеристик товаров, используемых при выполнении работ. Однако, заказчик установил требование о предоставлении участниками в составе первой части заявки конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе.
Исходя из описания заказчиком объекта закупки (с учетом не установления требований к товарам), не следует, что для него является важным какой товар с какими характеристиками будет использован при выполнении работ.
При таких обстоятельствах, требования к составу заявки должны быть установлены в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги).
Таким образом, требования к составу первой части заявки установлены в документации об электронном аукционе с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МаксиСтрой" на действия единой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Липецку при проведении электронного аукциона на проведение текущего ремонта внутренних помещений ОП N 7 УМВД России по г. Липецку по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова д13а с заменой отделочных материалов (реестровый номер 0146100009415000011) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стимул Групп" на действия единой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Липецку при проведении электронного аукциона на проведение текущего ремонта внутренних помещений ОП N 7 УМВД России по г. Липецку по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова д13а с заменой отделочных материалов (реестровый номер 0146100009415000011) обоснованной.
3. Установить нарушения ч. 3 ст. 33, чч. 5, 8, 27 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в действиях заказчика и нарушения чч. 5-6 ст. 67 Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии.
4. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы рассмотрения жалоб должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N270ф/273ф/15
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ
ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
26 ноября 2015 года г. Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских, Т.Н. Ролдугина,
по результатам рассмотрения жалоб ООО "МаксиСтрой" и ООО "Стимул Групп" и проведения внеплановой проверки по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании решения N270ф/273ф/15 от 26.11.2015, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, предписывает:
1. Единой комиссии заказчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Липецку отменить протокол рассмотрения заявок от 18.11.2015 N0146100009415000011-1, принятый в ходе осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на проведение текущего ремонта внутренних помещений ОП N 7 УМВД России по г. Липецку по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова д13а с заменой отделочных материалов (реестровый номер 0146100009415000011) в срок до 09.12.2015.
2. Заказчику - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Липецку аннулировать закупку путем проведения электронного аукциона на проведение текущего ремонта внутренних помещений ОП N 7 УМВД России по г. Липецку по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова д13а с заменой отделочных материалов (реестровый номер 0146100009415000011) и разместить на официальном сайте данную информацию, в срок до 09.12.2015.
3. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ", в срок до 09.12.2015:
- обеспечить техническую возможность отмены единой комиссией протокола, указанного в п. 1 настоящего предписания;
- разместить на электронной площадке информацию об отмене указанного протокола и об аннулировании электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе об отмене протокола рассмотрения заявок, и об аннулировании электронного аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе с уведомлением о прекращении действия данных заявок;
- прекратить блокирование средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе;
4. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 ноября 2015 г. N 270Ф/273Ф/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016