Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 1 декабря 2015 г. N 154
Резолютивная часть решения оглашена "26" ноября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" декабря 2015 г.
г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: А.А. Сешенов - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;
Члены комиссии: Черкашина Л.А. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России;
Беккер Т.В. заместитель начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России;
Смольянинова И.Ю. главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.
При участии:
от заявителя: не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела N154;
от ответчика: администрация Добринского муниципального района Липецкой области представитель по доверенности, начальник отдела земельных отношений администрации Добринского муниципального района - <_> представитель по доверенности начальник юридического отдела администрации Добринского муниципального района - <_>
от заинтересованного лица: ООО "Восход" представитель по доверенности, заместитель начальника юридического отдела -<_>
рассмотрев дело N154 по признакам нарушения пункта части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" администрацией Добринского муниципального района Липецкой области (адрес: 399430, Липецкая область, п. Добринка, ул. М. Горького, д.5, ИНН 4804002990) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении ООО "Восход" земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в нарушении норм действующего законодательства, которые привели к ограничению, устранению конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства, установила:
Настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения поступившей информация из прокуратуры Добринского муниципального района указывающая на признаки нарушения антимонопольного законодательства администрацией Добринского муниципального района Липецкой области (далее по тексту -Администрация) при предоставлении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения ООО "Восход".
На заседании Комиссии представитель Администрации пояснил, что Прокуратурой Добринского муниципального района Липецкой области в адрес Администрации выдано Представление об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении земельных участков в аренду. Администрацией были расторгнуты договора аренды N56/14 N57/14 от 12.03.2014, земельные участки поставлены на кадастровый учет. После проведения кадастровых работ Администрация опубликовала информацию о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков в районной газете "Добринские вести".
Представитель ООО "Восход" пояснил, что информацию о предоставлении земельных участков ООО "Восход" увидело в средствах массовой информации -районной газете "Добринские вести" и затем обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.07.2014 кадастровый номер 48:04:1730103:268 и от 04.09.2014 кадастровый номер 48:04:1730103:269.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления главы администрации Добринского района N132 от 27.02.2015 г.) предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и др.
Законом Липецкой области от 4 декабря 2003 года N81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" опубликование сообщений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется в газете "Липецкая газета" и в районных (городских) газетах являющихся источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, по месту нахождения земельного участка в случаях, установленных федеральным законодательством.
Необходимость соблюдения указанных требований обусловлена тем, что объектом передачи явились находящиеся в государственной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с указанным Законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Следовательно, передача земель в аренду в порядке, установленном указанной нормой, лицу, подавшему только одно заявление о передаче земельного участка, возможна только при "условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации".
Комиссией установлено, что на основании Постановления главы администрации Добринского района N132 от 27.02.2015 г. "О предоставлении ООО "Восход" земельных участков расположенных на территории сельских поселений Новочеркутинского и Пушкинского сельсоветов, в аренду, сроком до одного года." (далее по тексту Постановление N132), предоставлены земельные участки:
земельный участок из земель районного фонда площадью 29,7 га. пашни, расположенный на территории сельского поселения Новочеркутинский сельсовет, в 35 метрах севернее с. Новочеркутино, кадастровый номер 48:04:1730103:269, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, сроком до одного года;
земельный участок из земель районного фонда площадью 70 га. пашни, расположенный на территории сельского поселения Пушкинский сельсовет, в 5 метрах восточнее д. Веселовка, кадастровый номер 48:04:1730103:268, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, сроком до одного года.
И заключены договора аренды N83/15, N84/15 от 27.02.2015 между Администрацией и ООО "Восход" по вышеуказанным земельным участкам. Информация о предстоящем предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков была опубликована только в районной газете "Добринские вести" N116 (11274) от 20.09.2014.
Администрацией не было исполнено требование ФЗ от 26 июня 2002 г. N101-ФЗ и закона Липецкой области N81-ОЗ от 4 декабря 2003 г заблаговременного опубликования сообщения о намерении Администрации Добринского района выделить в аренду земельные участки, из категории земель сельскохозяйственного назначения, в средствах массовой информации определенных субъектом РФ в газете "Липецкая газета", что привело к нарушению антимонопольного законодательства: потенциальные арендаторы не имели возможность получить информацию о наличии земельного участка.
При таких обстоятельствах норма, дающая право Администрации принять Постановление N132 о выделении в аренду земель сельскохозяйственного назначения без предварительного информирования населения в средствах массовой информации определенных субъектом РФ в газете "Липецкая газета" в федеральном законодательстве отсутствует. Несоблюдение требования об обязательном опубликовании сообщения в средствах массовой информации определенных субъектом РФ в газете "Липецкая газета" о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в аренду влечет нарушение прав других лиц на получение, как указанной информации, так и на участие в торгах и на получение самих земельных участков в аренду.
Согласно информации размещенной на официальном сайте администрации Добринского муниципального района Липецкой области на территории Добринского муниципального района на 01.01.2015 года зарегистрировано 55 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, создано 15 сельскохозяйственных кооперативов. В границах региона на рынке сельскохозяйственного производства, имеет быть место конкуренция. Данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как Липецкой области, так и хозяйствующих субъектов других регионов.
Таким образом, Администрация Добринского муниципального района Липецкой области совершила действия (бездействие) которые привели к ограничению конкуренцию хозяйствующих субъектов, что привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на одном товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1, 2 статьи 39, части 1 ст.15, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Признать в действиях Администрации Добринского муниципального района Липецкой области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в предоставлении ООО "Восход" земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в нарушении норм действующего законодательства, которые привели к ограничению, устранению конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства.
Выдать Администрации Добринского муниципального района Липецкой области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Материалы по делу N154 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Липецкого УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
ПРЕДПИСАНИЕ N 154
"01" декабря 2015 года город Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: А.А. Сешенов - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;
Члены комиссии: Черкашина Л.А. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России;
Беккер Т.В. заместитель начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России;
Смольянинова И.Ю. главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "01" декабря 2015 года по делу N154 о нарушении Администрацией Добринского муниципального района Липецкой области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Администрации Добринского муниципального района Липецкой области в срок до "20" декабря 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем: отмены Постановления главы администрации Добринского района N132 от 27.02.2015 г. нарушающего антимонопольное законодательство на основании которого ООО "Восход" предоставлены земельные участки расположенные на территории сельских поселений Новочеркутинского и Пушкинского сельсоветов Добринского муниципального района, в аренду, сроком до одного года.
О выполнении настоящего Предписания Администрации Добринского муниципального района Липецкой области сообщить в Липецкое УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего Предписания с приложением заверенных копий документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 декабря 2015 г. N 154
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016