Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 11 июня 2009 г.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарского УФАС России) Нина Ярославна Гассий, рассмотрев в присутствии представителя ООО "Телеком Евразия" по доверенности от 27.05.2009 г. Власова Дениса Владимировича (паспорт серии 60 00, N 362779, выдан ОВД Песчанокопского района Ростовской области 01.08.2001 г.) материалы дела об административном правонарушении N 85 Р-А/2009, возбужденного в отношении ООО "Телеком Евразия" (350038, г. Краснодар, ул. Северная, д. 465, ИНН 7709281932, ОГРН 1027739455215) протоколом Краснодарского УФАС России N 15/2009 от 28.05.2009 г. об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ по результатам рассмотрения поступившего заявления ОАО "МТС" о фактах распространения наружной рекламы тарифного плана "Супер страйк" с признаками нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
Определением Краснодарского УФАС России от 28.05.2009 г. дело назначено к рассмотрению на 10.06.2009 г.
Однако в связи с открывшимися при рассмотрении дела новыми обстоятельствами возникла необходимость в отложении рассмотрения дела. Определением Краснодарского УФАС России от 10.06.2009 г. дело назначено к рассмотрению на 11.06.2009 г.
В заявлении ОАО "МТС" указано, что в городе Краснодаре по адресам: по ходу движения по ул. Красных Партизан перед пересечением с ул. Аэродромной; по ул. Мачуги (стоянка гипермаркета ОКей); по ул. Северная/Братьев Игнатовых (направление движения в сторону ул. Тургенева); по ул. Дзержинского, 3 (ОК-пресс); по ул. Мачуги (разделительная полоса); по ул. Зиповская/Московская; по ул. Красная/Гаврилова (напротив стадиона Динамо) распространена наружная реклама тарифного плана "Супер страйк" следующего содержания: "Наш ноль сверху! 0 копеек на любые звонки и SMS. Тариф Супер страйк. TELE2 просто дешевле" и "Ваш ноль убит! 0 копеек на любые звонки и SMS. Тариф Супер страйк. TELE2 просто дешевле". Помимо этого указанное рекламное послание содержит текст, расположенный вертикально в правой части рекламного щита, который, по мнению заявителя, абсолютно нечитаем.
Изучив все имеющиеся материалы можно сделать следующие выводы относительно обстоятельств дела.
С 01.02.2009 г. в г. Краснодаре, г. Крымске и г. Сочи с использованием рекламных конструкций - щитов размером 3х6м распространялась наружная реклама тарифного плана "Супер страйк" (далее - ТП "Супер страйк") оператора сотовой связи ООО "Телеком Евразия" следующего содержания: "Наш ноль сверху! 0 копеек на любые звонки и SMS. Тариф Супер страйк. TELE2 просто дешевле" и "Ваш ноль убит! 0 копеек на любые звонки и SMS. Тариф Супер страйк. TELE2 просто дешевле". Данный текст написан крупным шрифтом и читается на большом расстоянии. Помимо этого рекламное послание содержало информацию: "Указана стоимость вызовов за минуту на телефоны операторов Краснодарского края и Республики Адыгея. Соединение продолжительностью менее 3-х сек. не тарифицируются. Стоимость первой секунды разговора 1,65 руб. Посекундная тарификация. Указана стоимость первых пяти SMS на телефоны сотовых операторов Краснодарского края и Республики Адыгея в сутки. Стоимость остальных SMS по России 1,65 руб. Тарифы с учетом НДС. Подробности на www.krasnodar.TELE2.ru Лицензия Министерства РФ по связи и информатизации N 20384. Лицензии федеральной службы по надзору в сфере связи NN 45081, 49216", которая выполнена мелким шрифтом и расположена отдельно от основного текста рекламы с использованием двух различных визуальных приемов. В одном варианте распространения указанный текст расположен горизонтально в нижнем правом углу рекламного плаката по отношению к основному рекламному тексту, в другом - на боковой части рекламного плаката вертикально снизу вверх по отношению к основному рекламному тексту.
Данные обстоятельства подтверждены адресной программой распространения наружной рекламы ТП "Супер страйк", копиями оригинал-макетов рекламы ТП "Супер страйк", представленными ООО "Телеком Евразия", а также фотоматериалами, представленными ОАО "МТС".
Информация о стоимости первой секунды разговора - 1,65 руб., а также о стоимости остальных SMSпо России 1,65 руб. (стоимость после первых пяти SMSна телефоны сотовых операторов Краснодарского края и Республики Адыгея в сутки) является существенной информацией о рекламируемом тарифном плане, об условиях его использования для потребителей данной рекламы.
Между тем, указанная информация выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом и расположена таким образом, что с учетом размера рекламного щита и его местоположения (удаленность от земли) визуальное восприятие данной информации потребителями является невозможным.
Размещенная реклама не позволяет потребителю получить все сведения о рекламируемом тарифе, делая доступным только наиболее привлекательный текст: "Наш ноль сверху! 0 копеек на любые звонки и SMS. Тариф Супер страйк. TELE2 просто дешевле".
Из параметров тарифного плана "Супер страйк", представленных ООО "Телеком Евразия", следует, что стоимость первой секунды разговора равна 1,65 руб., а не 0 копеек, как указано в рекламе. Что касается стоимости SMS сообщений, то 0 копеек - это стоимость с 1-го исходящего по 5-е исходящее SMS на телефоны мобильных операторов Краснодарского края и Республики Адыгея в сутки, стоимость же с 6-го SMS в сутки - 1,65 руб. Стоимость исходящих SMS по России (за одно сообщение) равна 1,65 руб., а стоимость SMS за границу - 3,40 руб., о чем вообще не указано в рекламе.
Таким образом, и недоступная для потребителя часть существенной информации о рекламируемом тарифе, и параметры тарифного плана "Супер страйк" указывают на то, что 0 копеек на любые звонки и SMS - это информация, не соответствующая действительности, при этом она искажает общий смысл рекламного послания и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 указанного закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рекламодателем наружной рекламы ТП "Супер страйк" является ООО "Телеком Евразия", что подтверждено копией договора N СКД-024/12/08 от 18.12.2008 г., заключенного между ООО "Телеком Евразия" и ООО "Гэллэри Сервис", копией договора аренды рекламных конструкций N 6 от 19.12.2008 г., заключенного между ООО "Телеком Евразия" и ООО "Рекламное агентство "Кубань", адресной программой распространения наружной рекламы ТП "Супер страйк", копиями оригинал-макетов рекламы ТП "Супер страйк".
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ООО "Телеком Евразия" при размещении наружной рекламы ТП "Супер страйк" в соответствии с адресной программой нарушило требования, установленные п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела, в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, установлены такие смягчающие административную ответственность ООО "Телеком Евразия" обстоятельства, как привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе впервые, а также прекращение на момент рассмотрения дела рекламной кампании по ТП "Супер страйк".
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на ООО "Телеком Евразия" штраф в размере сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
161 1 16 26000 01 0000 140 - Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе
ИНН: 2309053192 КПП 231001001
Получатель УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю)
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю г. Краснодар
БИК 040349001
Р/счет 40101810300000010013
Назначение платежа КБК (указать код штрафа)
НДС не предусмотрен
ОКАТО: указать по месту своей регистрации
Очередность платежа 4
Тел/факс: 253-62-11
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления |
Н.Я. Гассий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 июня 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016