Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 30 ноября 2015 г. N 04-05/6831
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Шарыгина Е.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Нутрихина Ю.Д. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей от:
Заказчика: государственного автономного учреждения Архангельской области "Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области" - Елизарова Д.Е. (доверенность от 30.11.2015 N 21); Яценко А.А. (доверенность от 30.11.2015 N 22).
Уполномоченного учреждения: государственного казенного учреждения Архангельской области "Региональный центр по организации закупок" - Попова С.А. (доверенность от 22.10.2015 N 221); Тяриной О.В. (доверенность от 22.10.2015 N 220);
Заявителя - ПАО "Ростелеком"- Моисеенко И.Н. (доверенность от 20.03.2014 N 0201/29/23-14); Матвеева Д.В. (доверенность от 09.09.2015 N 0201/29/25-15).
В присутствии слушателя от Министерства образования и науки Архангельской области - Мигунова Д.В. установила:
19 ноября 2015 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба (далее - Заявитель) на действия Заказчика - государственного автономного учреждения Архангельской области "Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области" (далее - Заказчик), Уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Архангельской области "Региональный центр по организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса на право на заключение договора на выполнение работ по переводу в электронный вид государственных услуг регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронной форме с использованием единых форм предоставления государственных услуг федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных услуг" (извещение N 31502877934).
Содержание жалобы:
Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" рассмотрела жалобу ПАО "Ростелеком" с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг" заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Государственное автономное учреждение Архангельской области "Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области" является заказчиком в понимании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Правовым актом, регламентирующим правила закупок Заказчика, принятым в соответствии со статьей 2 Закона о закупках, является "Положение о закупках государственного автономного учреждения Архангельской области "Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области", утвержденное наблюдательным советом 21.12.2012 (в редакции от 25.05.2015) (далее - Положение о закупках).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках определено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно Положению о закупках Заказчиком разработано извещение N 31502877934 и документация по проведению открытого конкурса на выполнение работ по переводу в электронный вид государственных услуг регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронной форме с использованием единых форм предоставления государственных услуг федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных услуг " (далее - документация о закупке).
21.10.2015 документация о закупке размещена Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная максимальная цена договора: 3 204 348,00 руб.
1. Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в связи с установлением Заказчиком в документации о закупке такого критерия оценки и сопоставления заявок, как опыт по успешному оказанию услуг (работ) по созданию региональных систем и/или подсистем, утвержденных только постановлениями органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссия не учла при подсчете баллов опыта успешного оказание услуг государственные контракты с актами сдачи приемки работ по созданию информационных ресурсов в Мурманской области, распоряжение губернатора Мурманской области, согласно которому утвержден перечень базовых государственных информационных ресурсов Мурманской области, в данный перечень включены нами созданные информационные ресурсы.
В ходе изучения документов закупки, представленных Заказчиком в материалы дела, Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.
Согласно пунктам 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 14 и 15 части 7.3 Положения о закупках документация о закупке должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Частью 7.5 Положения о закупках установлено, что если иное не определено в документации закупочной процедуры, критериями оценки предложений поставщиков и выбора победителя являются:
предложенная поставщиком цена договора;
функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
квалификация участников конкурса;
расходы на эксплуатацию товара;
расходы на техническое обслуживание товара;
сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Значимость критериев и порядок оценки указываются в документации закупочной процедуры.
Позиция 14 документации о закупке содержит порядок оценки и сопоставления заявок, критерии оценки и сопоставления заявок, величины значимости этих критериев.
Подпунктом 2.3 пункта 2 "Квалификация участника закупки" документации о закупке определен такой показатель, как "опыт по успешному оказанию услуг (работ) по созданию региональных систем и/или подсистем, утвержденных постановлениями органов исполнительной власти субъектов РФ. (C3)", в подтверждении которого, участники закупки в своих заявках прилагают следующие документы:
1) Копии контрактов (договоров);
2) Копии актов оказанных услуг (работ);
3) Копии постановлений органов исполнительной власти субъектов РФ утверждающих созданные участником конкурса системы.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 16.11.2015 комиссия при подсчете рейтинга заявки Заявителя по критерию "опыт по успешному оказанию услуг (работ) по созданию региональных систем и/или подсистем, утвержденных постановлениями органов исполнительной власти субъектов РФ. (C3)" установила значимость -0%.
Материалами дела установлено, что заявка заявителя по показателю "опыт по успешному оказанию услуг (работ) по созданию региональных систем и/или подсистем, утвержденных постановлениями органов исполнительной власти субъектов РФ. (C3)" критерия "Квалификация участника закупки", содержит вместо копий постановлений органов исполнительной власти субъектов РФ утверждающих созданные участником конкурса системы, распоряжение губернатора Мурманской области от 16.03.2015 N 34-РГ "О внесении изменений в распоряжение губернатора Мурманской области от 21.02.2012 N 26-РГ", согласно которому в перечень базовых информационных ресурсов Мурманской области, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в числе прочих входят такие информационные ресурсы Заявителя как "Электронный детский сад", "Электронное учреждение среднего профессионального образования", "Электронная школа".
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции могут принимать различного рода нормативно-правовые и иные акты, в том числе, такие как постановления и распоряжения.
Следовательно, указание о предоставлении в заявке по показателю "опыт по успешному оказанию услуг (работ) по созданию региональных систем и/или подсистем, утвержденных постановлениями органов исполнительной власти субъектов РФ. (C3)" критерия "Квалификация участника закупки" копий только постановлений органов исполнительной власти субъектов РФ, не позволяет комиссии объективно (в равной степени) оценить заявку, в которой такой же опыт, утвержден распоряжением органов исполнительной власти субъектов РФ.
2. Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщил, что установлении в документации о закупке такого показатель как "Отнесение участника к субъектам малого и среднего предпринимательства (C4)" никак не характеризует квалификацию участника конкурса.
Подпунктом 2.4 пункта 2 "Квалификация участника закупки" определен такой показатель, как "Отнесение участника к субъектам малого и среднего предпринимательства" (C4)
Комиссия Архангельского УФАС России поясняет, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям, установленным частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Отнесение лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства или к иным субъектам не могут указывать на их квалификацию, в связи с тем, что критерий "Квалификация участника закупки" характеризуется следующими показателями: 1) финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании; 2) опыта работы, связанного с предметом контракта; 3) деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и т.д.
Устанавливая в документации о закупке показатель "Отнесение участника к субъектам малого и среднего предпринимательства (C4)" критерия "Квалификация участников закупки" Заказчик не раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта (квалификации) с предметом осуществляемой закупки.
Следовательно, установленный Заказчиком показатель "Отнесение участника к субъектам малого и среднего предпринимательства (C4)" критерия "Квалификация участников закупки" документации о закупке, не может применяться в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.
19 ноября 2015 года заключен договор N 112/2015 на выполнение работ по переводу в электронный вид государственных услуг регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронной форме с использованием единых форм предоставления государственных услуг федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных услуг" (далее - договор) между государственным автономным учреждением Архангельской области "Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области и ООО "АНсистемс".
Частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 указаной статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Материалами дела установлено, что договор от 19.11.2015 N 112/2015 размещен в реестре договоров на официальном сайте 27.11.2015.
Таким образом, Заказчик, внеся информацию о договоре от 19.11.2015 N 112/2015 27.11.2015, а не до 24.11.2015, нарушил часть 2 статьи 4.1 Закона о закупках.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Руководствуясь частью 1, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалобы N 73т-2015 решила:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" обоснованной;
2. Признать Заказчика - государственное автономное учреждение Архангельской области "Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области", нарушившим часть 6 статьи 3 и часть 2 статьи 4.1 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку договор на выполнение работ по переводу в электронный вид государственных услуг регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронной форме с использованием единых форм предоставления государственных услуг федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных услуг" заключен 19 ноября 2015 года.
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Е.С. Шарыгина
Ю.Д. Нутрихин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 30 ноября 2015 г. N 04-05/6831
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016