Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 15 июня 2009 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
члены Комиссии:
Воронина Г.А., начальник отдела рекламы;
Норотков Е.А., специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-6/48-2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в апреле-мае 2009 г. наружной рекламы алкогольной продукции на здании кафе "Русская водка" (г.Тверь, бульвар Гусева, у д.12),
в присутствии представителя ООО "Централь"" Зверева Е.П. (доверенность от 01.06.2009 N 4)
УСТАНОВИЛА:
В апреле-июне 2009 г. на здании кафе "Русская водка" (г.Тверь, бульвар Гусева, у д.12), принадлежащем ООО "Централь" (юридический адрес: г.Тверь, Смоленский пер., д.29), размещалась наружная реклама алкогольной продукции, а именно:
1. Наименование кафе "Русская водка" указано как на вывеске, расположенной на внутренней входной двери здания, так и на дополнительной конструкции над входом в кафе, на которой, кроме того, изображены рюмки (фужеры);
2. На фасаде здания кафе размещен плакат, рекламирующий алкогольную продукцию Общества "Бекманъ и К°" (г.С.-Петербургъ) с изображением господина с рюмкой, 4 бутылок с наименованиями алкогольных напитков и текстом примерно следующего содержания:
"Нетъ лучшего качества водокъ как алтайская горькая, хинная, турецкая желудочная, дубровка и т.п.; настоекъ (также приведены наименования), наливокъ (приведены наименования); ликеровъ (приведены наименования); русского конъяка "ГАЗИ-БЕКЪ"; виноградных вин русских и иностранных, шампанских(_)_ Общества ""Бекманъ и К°" (г.С.-Петербургъ)".
Согласно статье 3 Закона реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Согласно части 3 статьи 21 Закона реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона нормы Закона не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Наименование кафе, размещенное на конструкции над входом в здание, не является вывеской организации, соответствующей понятию вывески, поскольку не содержит обязательных для вывески сведений, предусмотренных статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (а также в связи с наличием иной вывески, на которой указаны фирменное наименование организации и режим работы).
Следовательно, расположенная над входом в кафе "вывеска" является рекламной конструкцией, а размещенная на ней реклама является рекламой "Русской водки".
Вышеназванный плакат, содержащий рекламу различных алкогольных напитков, также размещен с использованием технических средств стабильного территориального размещения.
В обеих рекламах отсутствуют предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
Таким образом, размещение вышеназванных реклам на здании кафе является нарушением пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Закона.
На рассмотрении дела ООО "Централь" представлена информация (в том числе фотографии "вывески" и плаката в измененном виде), свидетельствующая о частичном устранении нарушений рекламного законодательства.
Так, название кафе "Русская водка" заменено на название "Русская поляна" и на этой же "вывеске" не стало изображений рюмок (фужеров).
На размещенном на фасаде кафе плакате убран текст с наименованиями алкогольных напитков (осталась только реклама минеральных вод и т.п. напитков), а на изображенных на нем бутылках - наименования алкогольных напитков. Одновременно на плакат нанесена надпись (занимающая более 10% площади плаката) "Чрезмерное употребление алкогольных продукции вредно для здоровья человека".
Тем самым ООО "Централь" устранено нарушение части 3 статьи 21 Закона.
Вместе с тем, нарушение пункта 5 части 2 Закона не устранено, так как факт наличия вышеназванного предупреждения на плакате, содержащий слова "алкогольных напитков", во взаимосвязи с рюмкой в руке господина и бутылками, по форме, больше всего напоминающими бутылки с алкогольными напитками, свидетельствует о распространении рекламы алкогольной продукции на внешней стене здания, что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 21 Закона.
Согласно статье 38 Закона ответственность за вышеназванные нарушения несет рекламораспространитель, а также рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. За нарушения части 3 статьи 21 Закона ответственность несет также рекламодатель.
ООО "Централь" является рекламодателем и распространителем названной рекламы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещавшуюся ООО "Централь" в апреле-июне 2009 г. на здании кафе "Русская водка" (г.Тверь, бульвар Гусева, у д.12), поскольку нарушены пункт 5 части 2 и часть 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Централь" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела N 06-6/48-2009 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.М.Фомин
Члены Комиссии
Г.А.Воронина
Е.А.Норотков
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
члены Комиссии:
Воронина Г.А., начальник отдела рекламы;
Норотков Е.А., специалист 1 разряда отдела рекламы,
на основании своего решения от 11 июня 2009 г. по делу N 06-6/48-2009 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, размещавшуюся ООО "Централь" в апреле-июне 2009 г. на здании кафе "Русская водка" (г.Тверь, бульвар Гусева, у д.12), поскольку нарушены пункт 5 части 2 и часть 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Централь" (170100, г.Тверь, Смоленский пер., д.29) в течение десяти дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, устранить на плакате, размещенном на внешней стене кафе "Русская поляна", указанные в решении по настоящему делу элементы, являющиеся рекламой алкогольной продукции, или иным образом обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. ООО "Централь" (170100, г.Тверь, Смоленский, д.29) представить в Управление письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01.07.2009.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.М.Фомин
Члены Комиссии
Г.А.Воронина
Е.А.Норотков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 15 июня 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016