Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
от 17 июня 2009 г. N 03-25/13
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2009 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Жарикова Е.Б.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Мингазов Р.Ш.,
рассмотрев дело N 03-25/13 по признакам нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при размещении в газете "Волжская правда" N 10 (7729) от 04 марта 2009 года рекламы следующего содержания: "Магазин Русич широкий ассортимент ювелирных изделий за наличный расчет и в кредит с 27 февраля по 9 марта СКИДКИ до 10 % ул. Ленина, 62 с 8.00 до 20.00, без обеда и выходных",
в присутствии представителей:
от рекламодателя - Б., представитель ИП В. по доверенности N 12-01/180032 от 22.12.2008 г.
от рекламораспространителя - Лукаев Андрей Александрович, представитель ООО "Волжские вести" по доверенности б/н от 01.01.2009 г.,
УСТАНОВИЛА:
В ходе мониторинга рекламы размещенной в средствах массовой информации, распространяемых на территории города Волжска, 20 марта 2009 года специалистами Марийского УФАС России в газете "Волжская правда" N 10 (7729) от 04 марта 2009 года обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе, следующего содержания: "Магазин Русич широкий ассортимент ювелирных изделий за наличный расчет и в кредит с 27 февраля по 9 марта СКИДКИ до 10 % ул. Ленина, 62 с 8.00 до 20.00, без обеда и выходных".
Определением от 14.05.2009 года N 03-25/1108 было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) N 03-25/13 в отношении рекламодателя - ИП В. и рекламораспространителя - ООО "Волжские вести" (владелец газеты "Волжская правда").
В письменном объяснении ИП В. свою вину не признает указывая на следующие обстоятельства. В январе 2009 года в газете "Волжская правда" (далее - Газета) ИП В. была заказана реклама о продаже в магазине "Русич" широкого ассортимента ювелирных изделий. Изготовленный Газетой оригинал-макет был согласован с ним и содержал информацию о предоставлении кредита банком "Русский стандарт". Периоды размещения рекламы, а также небольшие изменения согласовывались дополнительно по телефону, после чего производилась оплата.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ИП В. пояснил, что ИП В. работает с Газетой с 2008 года. Объявления всегда выходили со строчкой о предоставление кредита ЗАО "Банк Русский стандарт". В феврале этого года по телефону работник магазина "Русич", занимающийся размещением и согласованием рекламы, обратился к сотруднику Газеты с просьбой внести некоторые изменения в рекламный макет, (просил добавить в текст рекламы фразу "с 27 февраля по 09 марта скидки 10 %" и заменить образ девушки). После выхода Газеты N 10 (7729) от 04 марта 2009 года с рекламой магазина "Русич" без указания наименования банка, ИП В. была высказана претензия Газете и прекращены с ней отношения.
Представитель ООО "Волжские Вести" признал вину ООО "Волжские Вести" и указал на однократность размещения в Газете рекламы магазина "Русич" без указания наименования кредитной организации.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
1. В газете "Волжская правда" N 10 (7729) от 04 марта 2009 года размещена информация следующего содержания: "Магазин Русич широкий ассортимент ювелирных изделий за наличный расчет и в кредит с 27 февраля по 9 марта СКИДКИ до 10 % ул. Ленина, 62 с 8.00 до 20.00, без обеда и выходных".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, информация о магазине "Русич", размещённая в газете "Волжские вести" является рекламой.
Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Указанное рекламное объявление направлено на продвижение товаров - "ювелирных изделий" владельца магазина "Русич" ИП В., в том числе с помощью предоставления услуги при приобретении товара (кредит).
При квалификации рекламного предложения Комиссия Марийского УФАС России исходила не из статуса ИП В., который не относится к категории финансовой организации, а из целевой направленности объекта рекламирования.
По смыслу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
ИП В. был представлен договор об организации безналичных расчетов N 12-8-0000128002 от 27 июня 2008 года с ЗАО "Банк Русский Стандарт".
Таким образом, при приобретении товара у ИП В. потребителям оказывается финансовая услуга, в виде кредита предоставляемого ЗАО "Банк Русский стандарт". Указанный факт подтверждается пояснениями ИП В.
Таким образом, информация о магазине "Русич", размещённая в газете "Волжские вести", является рекламой финансовой услуги.
3. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В указанной рекламе информация о наименовании лица (ЗАО "Банк Русский стандарт"), оказывающего финансовую услугу (предоставление кредита) отсутствует.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информация о возможности приобретения изделий в кредит через банк является существенной для потребителей. Отсутствие указанной информации вводит потенциальных покупателей в заблуждение относительно условий приобретения товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама магазина "Русич", размещённая в газете "Волжская правда" N 10 (7729) от 04 марта 2009 года, является ненадлежащей.
4. Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ИП В., определил объект рекламирования, оплатил услугу по размещению данной рекламы в газете "Волжская правда" N 10 (7729) от 04 марта 2009 года, таким образом, он является рекламодателем.
ООО "Волжские вести" является лицом, которое, получив заявку на размещение рекламного объявления магазина "Русич" от ИП В., изготовило макет рекламного объявления, и разместило данное рекламное объявление в газете "Волжская правда" N 10 (7729) от 04 марта 2009 года. Следовательно, ООО "Волжские вести" является рекламопроизводителем и рекламораспространителем, что не отрицалось представителем ООО "Волжские вести".
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:
- части 1 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;
- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Ответственность в виде штрафных санкций за данное нарушение предусматривается статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 2.1 Договора на публикацию информационных материалов N 0048/09 от 01 января 2009 года, заключенного ИП В. с ООО "Волжские вести" (далее - Стороны), был изготовлен и утвержден оригинал-макет рекламного объявления магазина "Русич" (содержащий наименование кредитной организации - ЗАО "Банк Русский стандарт"). В феврале 2009 года, по телефону, работником ИП В. была озвучена просьба внести в утвержденный Сторонами оригинал-макет информацию о скидках и изменить образ девушки. По вине работника ООО "Волжские вести" в процессе внесения изменений в указанный оригинал - макет, информация о кредитной организации была удалена. Реклама магазина "Русич" с внесенными изменениями была размещена в Газете N 10 (7729) от 04 марта 2009 года.
На основании вышеизложенного Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что нарушение части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - ООО "Волжские вести".
Реклама магазина "Русич" без указания наименования кредитной организации была размещена в Газете один раз (04 марта 2009 года). На сегодняшний день данная реклама в Газете не размещается. В связи с чем, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП В. размещенную в газете "Волжская правда" N 10 (7729) от 04 марта 2009 года рекламы следующего содержания: "Магазин Русич широкий ассортимент ювелирных изделий за наличный расчет и в кредит с 27 февраля по 9 марта СКИДКИ до 10 % ул. Ленина, 62 с 8.00 до 20.00, без обеда и выходных", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Волжские вести" в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б. Жарикова
Р.Ш. Мингазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 июня 2009 г. N 03-25/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016