Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 30 ноября 2015 г. N ИП-08/18723
Резолютивная часть решения оглашена: "16" ноября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено: "30" ноября 2015 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_>-[_]
Члены Комиссии <_>-[_],<_>-[_]
рассмотрев дело N 08-348/2015 возбужденное по признакам нарушения пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии:
- директора ООО МКФЦ "Барс-Консалтинг" (г. Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 8, оф. 215 (ГЭС 4/1/2) д.1а) Н.М. Насибуллина;
- начальника отдела правового обеспечения кадастровых отношений Минземимущества Республики Татарстан Р.Ш. Хасаншина (доверенность N 1-30/11159 от 02.10.2015 г.);
- представителя АО "Республиканский кадастровый центр "Земля" Д.Ш. Ашраповой (доверенность N1-8/504 от 22.06.2015 г.); установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (вх. N 11214 от 08.09.2015 г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации по факту размещения на сайте www.bars-rt.ru (ссылка: http://bars-rt.ru/news/news_8701.html) информации данного характера: "_Специалисты ООО "МФКЦ "Барс-Консалтинг", провели анализ Отчета об оценке кадастровой стоимости от 10.10.2014 подготовленный Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Согласно, проведенного исследования кадастровая стоимость объектов капитального строительства коммерческого назначения, в среднем завышена от 30% до 50%!!!
Столь большое завышение кадастровой стоимости произошло из-за незаконного учета в стоимости объектов недвижимости земельного участка и налога на добавленную стоимость_", содержащей признаки нарушения пункта 11 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.06. N 38-ФЗ "О рекламе" Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения дела от ООО "МКФЦ "Барс-Консалтинг" были запрошены следующие документы:
1. Письменные пояснения по факту нарушения пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", что выразилось в указании информации о том, что в ходе проведенного исследования кадастровой стоимости объектов капитального строительства коммерческого назначения, в среднем завышена от 30% до 50%.
2. информация о должностных лицах, чьи действия привели к нарушению части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ФИО, место работы, должность, копию документа о назначении на должность, копию страниц паспорта, содержащих информацию о Ф.И.О., годе и месте рождения, месте жительства или месте пребывания);
3. информация о директоре ООО МКФЦ "Барс-Консалтинг" (ФИО, копию документа о назначении на должность, копию страниц паспорта, содержащих информацию о Ф.И.О., годе и месте рождения, месте жительства или месте пребывания);
4. информация о том, когда, кем и каким образом ООО МКФЦ "Барс-Консалтинг" проводило исследование о кадастровой стоимости объектов капитального строительства;
5. бухгалтерский баланс ООО МКФЦ "Барс-Консалтинг" за 2014 г и за период с 1 января 2015 г. по 1 октября 2015 г.;
6. отчет о прибылях и убытках ООО МКФЦ "Барс-Консалтинг" за 2014 г и за период с 1 января 2015 г. по 1 октября 2015 г.;
7. информация о сумме выручки ООО МКФЦ "Барс-Консалтинг" за 2014 г и за период с 1 января 2015 г. по 1 октября 2015 г. с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением подтверждающих документов;
8. информация об основных средствах ООО МКФЦ "Барс-Консалтинг" с датой постановки на балансовый учет;
9. информация о том, какие меры были предприняты по соблюдению законодательства о рекламе;
10. письменные пояснения по доводам, изложенным в определении, при наличии возражений представить нормативное и документальное их обоснование;
11. иные документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения данного дела.
Согласно представленной информации было изучено Положительное заключение NЭ14-1007-01-01 от 05.11.2014 на отчет N2 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, а также Консультация специалиста N2133/15-КС от 20.01.2015 г.
В ходе изучения вышеуказанной предоставленной информации было установлено, что факт завышения кадастровой стоимости присутствует на некоторых объектах недвижимости, анализированных ООО "МКФЦ "Барс - Консалтинг".
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела и привлечения Акционерного Общества "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" в качестве заинтересованного лица,
- от АО "РКЦ "Земля" были запрошены следующие документы:
1. Пояснения АО "РКЦ "Земля" о порядке учета НДС при расчете кадастровой стоимости недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков).
2. Письменные пояснения по тем позициям Отчета N2 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан", которые отражают отсутствие учета НДС при расчете кадастровой стоимости недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков).
- от Министерства земельных и имущественных отношений Республики
Татарстан был запрошен Государственный контракт, заключенный с АО "РКЦ "Земля" на оказание услуг по исчислению кадастровой стоимости недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков).
В ходе изучения вышеуказанной предоставленной информации было установлено, что в п. 2.4.8.8.2 и в п. 2.4.8.1.18 Отчета N 2 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), утвержденного Генеральным директором ОАО "РКЦ "Земля", изготовленного на основании заключенного государственного контракта N2014.21484 с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, установлено, что полученные результаты оценки приведены без НДС и в государственном кадастре недвижимости земельные участки и объекты, расположенные на них (улучшения), являются отдельными объектами учета, оценке подлежат улучшения (здания, помещения, объекты недвижимости незавершённого строительства) без учета земельного участка.
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N 08-348/2015, приходит к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
В ходе рассмотрения дела Комиссией были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", по факту размещения на сайте http://bars-rt.ru/ рекламы услуг ООО "МКФЦ "Барс - Консалтинг", не содержащей части существенной информации о рекламируемой услуге и условиях ее приобретения, а именно о стоимости оказываемых услуг.
На основании проведенного анализа сайта http://bars-rt.ru/ (вкладка "О нас" http://bars-rt.ru/about/) была обнаружена информация с текстом следующего содержания: "Самые доступные цены (Цены и сроки) при высоком качестве услуг".
Однако, при переходе по вкладке Цены и сроки (http://bars-rt.ru/price/) было обнаружено отсутствие существенной информации о стоимости оказываемых услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об их условии приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. И наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности выступает ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение и причиняет ущерб конкурентам.
Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способна привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и одновременно привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.
В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.
Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.
Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение реклама сообщает не "объективно неправильные (неверные) сведения", а субъективно неправильные, т.е., которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.
Однако реакцию потребителей можно оценивать по-разному в зависимости от адресата. При оценке рекламы на способность ввести в заблуждение следует предполагать наличие определенного набора знаний и опыта адресатов рекламы исходя из среднего уровня, характерного, как правило, для существенной части потребительской аудитории. При этом правоприменительная практика исходит из того, что средний потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники, в том числе в вопросах медицины, страхования, финансирования и т.д.
Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
Таким образом, в рекламной статье, размещенной на сайте www.bars-rt.ru (ссылка: http://bars-rt.ru/news/news_8701.html), с текстом: "_Специалисты ООО "МФКЦ "Барс-Консалтинг", провели анализ Отчета об оценке кадастровой стоимости от 10.10.2014 подготовленный Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Согласно, проведенного исследования кадастровая стоимость объектов капитального строительства коммерческого назначения, в среднем завышена от 30% до 50%!!!
Столь большое завышение кадастровой стоимости произошло из-за незаконного учета в стоимости объектов недвижимости земельного участка и налога на добавленную стоимость_", усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 11 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Многофункциональный Консультационный Центр "Барс-Консалтинг" (г. Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 8, оф. 215 (ГЭС 4/1/2), ИНН 1650284986, дата регистрации в качестве юр. лица: 17.04.2014).
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на сайте www.bars-rt.ru (ссылка: http://bars-rt.ru/news/news_8701.html), с текстом: "_Специалисты ООО "МФКЦ "Барс-Консалтинг", провели анализ Отчета об оценке кадастровой стоимости от 10.10.2014 подготовленный Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Согласно, проведенного исследования кадастровая стоимость объектов капитального строительства коммерческого назначения, в среднем завышена от 30% до 50%!!!
Столь большое завышение кадастровой стоимости произошло из-за незаконного учета в стоимости объектов недвижимости земельного участка и налога на добавленную стоимость_", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Многофункциональный Консультационный Центр "Барс-Консалтинг" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30 ноября 2015 г. N ИП-08/18723
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016