Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
(опубликовано 25 июня 2009 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 23.06.2009
Решение изготовлено в полном объеме 25.06.2009
25 июня 2009 го-да г. Ниж-ний Нов-го-род
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Управление) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в следующем составе:
Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
Довгаль Р.Ю. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
Марков М.Б. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, - |
с участием:
Семенычева Н.П. |
- |
представителя ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района", доверенность от 20.01.2009 N181 ДК); |
Тюриной О.В. |
- |
представителя ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района", доверенность от 20.01.2009 N182 ДК); |
Ханявиной Л.И. |
- |
представителя ЗАО "Компания "ЭР-Телеком", доверенность от 04.04.2009 N18, - |
рассмотрев дело N100-ФАС52-ТР-10-03/03-09 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Домоуправляющая Компания Сормовского района" (606003, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Никитина, дом 2, ИНН5263052103) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - закон о защите конкуренции),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление закрытого акционерного общества "Компания "ЭР-Телеком" (далее также - ЗАО "Компания "ЭР-Телеком", заявитель) на действия открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Сормовского района" (далее также - ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района", ответчик), выразившиеся в уклонении от заключения договора на размещение и эксплуатацию технических средств связи в многоквартирных домах Сормовского района города Нижнего Новгорода, находящихся в управлении ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" (далее также - Договор).
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России принято решение о возбуждении в отношении ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 13.03.2009 N56.
На заседании комиссии заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в территориальный орган ФАС России.
Комиссия, изучив материалы дела, установила следующие фактические обстоятельства.
Между ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" и собственниками нежилых помещений многоквартирных домов заключены типовые договоры управления многоквартирным домом (договор от 13.09.2006 N1/6 и от 19.09.2006 N2/1), согласно которым ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" вправе распоряжаться общим имуществом, в частности: сдавать его в аренду, размещать оборудование, предоставлять в пользование (пункт 3.2.11 данных типовых договоров).
19 сентября 2008 года (исх. N303) ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" направило в адрес ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" письменное предложение заключить договор о предоставлении права на производство и размещение оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении указанной домоуправляющей компании с приложенным проектом договора.
В свою очередь, письмом от 10.09.2008 (исх. N2778) ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" отказало ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" в заключении вышепоименованного договора и письмом от 24.10.2008 (исх. N01К-2942) разъяснило, что предполагаемое размещение телекоммуникационного оборудования в домах невозможно в связи с уже установленным аналогичным оборудованием других операторов связи.
На заседании комиссии представители ответчика факт отказа от заключения Договора не отрицали.
Полагая, что действия ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" незаконны, заявитель обратился в антимонопольный орган.
Вместе с тем 22 января 2009 года ЗАО "Компания "ЭР-Телком" повторно направило в адрес ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" письменное предложение (исх. N46) заключить вышепоименованный договор.
Письмом от 13.02.2009 (исх. N01К-394) ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" сообщило о готовности заключить Договор при дополнительном согласовании существенных условий данного договора.
На заседании Комиссии представители лиц, участвующих в деле, данное обстоятельство не отрицали. Предложение ответчика заключить Договор на иных условиях заявителем принято на рассмотрение.
Комиссия, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив их доводы, изложенные в заявлении и на заседании комиссии, приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 01.07.2003 N126-ФЗ "О связи" организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи, при этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 3 статьи 6).
Таким образом, Федеральный закон "О связи" предусматривает право хозяйствующих субъектов устанавливать и обслуживать средства связи по согласованию с собственниками зданий или сооружений и не исключает возмездного характера отношений по пользованию объектами недвижимости.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказы в заключении договора.
Комиссией Нижегородского УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела установлено доминирующее положение открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Сормовского района" на рынке услуг по предоставлению в пользование сооружений для размещения средств связи.
К материалам настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства приобщен Аналитический отчет, составленный по результатам анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, применительно к которому обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным одноименным приказом ФАС России от 25.04.2006 N108.
Таким образом, действия открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Сормовского района" могут быть предметом рассмотрения и оценки антимонопольного органа.
По смыслу закона о защите конкуренции сторона, доминирующая на товарном рынке, отказывая хозяйствующему субъекту в заключении договора, обязана привести мотивы принятого решения. ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района", не желая заключать с заявителем договор на размещение и эксплуатацию технических средств связи в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района", пояснило, что такое оборудование уже размещено иными операторами связи. Другие причины для отказа в заключении Договора ответчиком не приводились, в том числе и в процессе рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом.
Между тем согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект вправе отказать в заключении договора только при наличии обстоятельств, указанных в данной статье. Так как такие обстоятельства отсутствуют, а результатом отказа в заключении договора является ущемление интересов заявителя и ограничение конкуренции, комиссия приходит к выводу, что ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" (по факту отказа в заключении Договора в сентябре - октябре 2008 года).
Вместе с тем 22 января 2009 года ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" вновь направило в адрес домоуправляющей компании письменное предложение (исх. от 22.01.2009 N46) о заключении Договора (с приложенным проектом договора).
ОАО "Домоуправляющая Компания Сормовского района" согласилось заключить указанный договор на иных условиях, направив ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" протокол разногласий. Данное обстоятельство свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
решила:
Производство по делу N100-ФАС52-ТР-10-03/03-09 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Сормовского района" (606003, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Никитина, дом 2, ИНН5263052103) прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии: Р.Ю. Довгаль
М.Б. Марков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (опубликовано 25 июня 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016