Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 26 ноября 2015 г. N 97-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
"***" - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; "***" - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; "***" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 97-03-18.1/2015 по жалобам ООО "Охранная организация "Бастион" на действия муниципального унитарного предприятия "Городской экологический центр" (далее - МУП "ГорЭкоЦентр") при проведении открытого запроса цен на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего заказчику на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов заказчика (извещение N 31502942815), в присутствии представителей МУП "ГорЭкоЦентр" по доверенности, в отсутствие представителя подателя жалоб, установила:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "Охранная организация "Бастион" на действия МУП "ГорЭкоЦентр" при проведении открытого запроса цен на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего заказчику на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов заказчика (извещение N 31502942815).
По мнению подателя жалобы, баллончики аэрозольные "Шок" и электрошокер "Гюрза" не являются специальными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 определен перечень видов специальных средств, используемых частными охранными предприятиями, который включает в себя:
- шлем защитный 1-3 классов защиты отечественного производства;
- жилет защитный 1-5 классов защиты отечественного производства;
- наручники отечественного производства "БР-С", БР-С2", "БКС-1", "БОС";
- палка резиновая отечественного производства "ПР-73-М", ПР-К", "ПР-Т", "ПУС-1", "ПУС-2", "ПУС-3".
Охранная организация вправе применять спецсредства, указанные в данном постановлении.
Характеристика средств, используемых при оказании услуг по охране, не является критерием оценки поставщика услуг по охране имущества.
Кроме того, ООО "Охранная организация "Бастион" не было допущено к участию в закупке в связи с несоответствием заявки общества требованиям закупочной документации. Однако, по мнению подателя жалобы, заявка общества соответствовала всем требованиям закупочной документации.
Представитель МУП "ГорЭкоЦентр" представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.
Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП "ГорЭкоЦентр" (далее - Положение о закупке) является документом, регламентирующим закупочную деятельность предприятия.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 11 раздела 2 Информационной карты закупочной документации в число документов, представляемых в составе заявки на участие в закупке, включена выписка из единого реестра юридических лиц (оригинал) или нотариально заверенная копия такой выписки (далее - выписка из ЕГРЮЛ), полученная не ранее чем за 1 месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса цен.
Предоставление выписки из ЕГРЮЛ, не соответствующей указанным требованиям, приравнивается к ее отсутствию.
Согласно пункту 18.1 закупочной документации заказчик вправе отстранить участника от участия в запросе цен на любом этапе в случае отсутствия документов, определенных документацией и пунктами 10, 11 информационной карты, или предоставления указанными лицами недостоверных сведений, содержащихся в этих документах.
Выписка из ЕГРЮЛ, представленная ООО "Охранная организация "Бастион", не является оригиналом и не заверена нотариально, следовательно, не соответствует требованиям закупочной документации.
Заказчик не ограничил участников закупки в применении при оказании услуг специальных средств, видов вооружений и прочих приспособлений.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 утвержден перечень видов специальных средств и видов вооружения, используемых в частной охранной деятельности.
Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, электрошоковые устройства и искровые разрядники включены в указанный перечень видов вооружения, используемых в частной охранной деятельности.
Соответствие применяемых средств и вооружения действующим ГОСТам и стандартам является обязательным в силу закона.
Таким образом, требование заказчика о соответствии применяемых специальных средств и вооружения ГОСТам законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО "Охранная организация "Бастион" является необоснованной по следующим основаниям.
1. 11.11.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение и документация по открытому запросу цен на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего МУП "ГорЭкоЦентр" на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов предприятия (извещение N 31502942815).
Заказчик: МУП "ГорЭкоЦентр".
Начальная цена: 3 750 200,00 руб. с учетом НДС.
Дата и время окончания подачи заявок: 19.11.2015 в 9.00.
Дата окончания рассмотрения заявок: 19.11.2015.
Дата подведения итогов запроса цен: 19.11.2015.
Согласно протоколу от 19.11.2015 N 1 на участие в открытом запросе цен было подано 7 заявок (ООО "ЧОО "Объединение общественной безопасности", ООО ЧОО "ТОР", ООО ЧОО "Городская когорта", ООО ЧОП "Зубр", ООО "ОО "Бастион", ООО ЧОП "Гридъ", ООО ЧОО "Городская охрана").
Заявки ООО "ОО "Бастион" и ООО ЧОО "Городская охрана" по результатам рассмотрения были отклонены как несоответствующие требованиям закупочной документации (протокол от 19.11.2015 N 2).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках);
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Положением о закупке МУП "ГорЭкоЦентр" установлено, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке должны содержаться в документации о запросе цен (пункт 9.3 Положения о закупке).
Согласно пункту 9.8.2 Положения о закупке заказчик проводит анализ заявки на участие в запросе цен на соответствие формальным требованиям документации о запросе цен, в том числе наличие и надлежащее оформление документов, определенных документацией о запросе цен.
В соответствии с пунктом 9.8.8 Положения о закупке заказчик вправе отклонить заявку на участие в запросе цен, в том числе, в случае отсутствия документов, определенных документацией о запросе цен, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса цен или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Согласно пункту 10.3.1 документации для проведения открытого запроса цен заявка на участие в запросе цен, которую представляет участник в соответствии с настоящей документацией запроса цен, должна:
- быть подготовлена по форме, представленной в настоящей документации запроса цен;
- содержать сведения и документы, указанные в информационной карте запроса цен.
В соответствии с пунктом 17 документации для проведения запроса цен закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе цен на соответствие требованиям, установленным документацией и информационной карты запроса цен, и соответствие участников требованиям, установленным настоящей документацией и оценивает заявки по критерию "цена договора".
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе цен комиссией принимается решение:
- о допуске к участию в запросе цен участника и о признании участника, подавшего заявку на участие в запросе цен, участником запроса цен;
- об отказе в допуске участника к участию в запросе цен.
Согласно пункту 18.1 документации для проведения запроса цен закупочная комиссия вправе отстранить участника от участия в запросе цен на любом этапе его проведения, в том числе, в случае отсутствия документов, определенных документацией и пунктами 10, 11 информационной карты о запросе цен, или предоставления недостоверных сведений, содержащихся в этих документах, представленных участником.
Пунктом 11 информационной карты запроса цен установлено, что в составе заявки на участие в запросе цен, помимо прочих, представляется выписка из ЕГРЮЛ (оригинал) или нотариально заверенная копия такой выписки, полученная не ранее чем за 1 месяц до дня размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса цен.
Требование о представлении оригинала выписки из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенной копии, полученной не ранее чем за месяц до дня размещения извещения о проведении закупки, не противоречит Закону о закупках и Положению о закупке.
Исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04. 2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
Тем не менее, формально такая выписка оригиналом не является и в документации для проведения запроса цен не содержится положение о возможности представления равнозначного документа, подписанного электронной подписью.
Кроме того, подавая заявку на участие в запросе цен, участник выражает свое согласие с условиями проводимого запроса цен и с требованиями закупочной документации.
Учитывая изложенное, представление в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ, не отвечающей установленным документацией требованиям, является формальным нарушением закупочной документации и может быть квалифицировано как непредставление участником закупки требуемых документов, что в соответствии с документацией дает право закупочной комиссии на отклонение заявки на участие в запросе цен.
ООО "Охранная организация "Бастион" представило в составе заявки выписку из ЕГРЮЛ, не отвечающую установленным документацией требованиям, соответственно, отказ в допуске к участию в запросе цен указанному обществу правомерен и обоснован.
2. В соответствии с пунктом 15 документации для проведения запроса цен описание участниками оказываемых услуг, товаров, их количественных и качественных характеристик осуществляется в заявке на участие в запросе цен, согласно требованиям прилагаемого Технического задания.
Пунктом 5 Технического задания определено, что для выполнения охранных услуг исполнитель должен быть укомплектован необходимыми специальными средствами. Применяемые специальные средства и т.п. должны отвечать соответствующим ГОСТам:
1) бронежилеты класс защиты ГОСТ Р 50744-95;
2) наручники: БКС-1, БОС, БРС, БРС-2;
3) палки резиновые "ПР-Т", ПР-73-М;
4) баллончики аэрозольные: "ШОК";
5) электрошокер: "ГЮРЗА" ГОСТ Р 50940-96;
6) бронешлем класс защиты ГОСТ Р 50744-95.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утверждены перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности (приложение N 2), и перечень видов вооружения охранников (приложение N 3).
Согласно данным перечням к видам специальных средств относятся:
- шлем защитный 1 - 3 классов защиты отечественного производства;
- жилет защитный 1 - 5 классов защиты отечественного производства;
- наручники отечественного производства "БР-С" "БР-С2" "БКС-1" "БОС"
- палка резиновая отечественного производства "ПР-73-М" "ПР-К" "ПР-Т" "ПУС-1" "ПУС-2" "ПУС-3"
к видам вооружения относятся, помимо прочих, сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:
- механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;
- электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России.
Указанные в Техническом задании специальные средства и вооружение включены в соответствующие перечни специальных средств и видов вооружения, разрешенных к использованию в частной охранной деятельности.
Таким образом, установленное требование об укомплектовании исполнителя услуг указанными средствами и видами вооружения не противоречит действующему законодательству.
Следует также отметить, что из формулировки пункта 5 Технического задания не следует, что заказчик относит баллончик аэрозольный и электрошокер исключительно к специальным средствам.
Установление требования о соответствии бронежилетов, бронешлемов и электрошокеров соответствующим ГОСТам также не является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Закон о закупках не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Учитывая изложенное, указание в Техническом задании конкретной марки аэрозольного баллончика и электрошокера не противоречит требованиям Закона о закупках.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, видов вооружения указанных марок, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
На основании изложенного, доводы жалоб ООО "Охранная организация "Бастион" являются необоснованными.
3. Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Согласно пункту 18.1 документации для проведения запроса цен закупочная комиссия вправе отстранить участника от участия в запросе цен на любом этапе его проведения, в том числе, в случае отсутствия документов, определенных документацией и пунктами 10, 11 информационной карты о запросе цен, или предоставления недостоверных сведений, содержащихся в этих документах, представленных участником.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 11 информационной карты в составе заявки на участие в запросе цен должны быть представлены документы, указанные в пункте 10 информационной карты.
Пунктом 10 информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на выполнение работ, связанных с охранной деятельностью, на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также наличие лицензии на создание и работу охранного предприятия.
В соответствии с пунктом 9.8.8 Положения о закупке заказчик вправе отклонить заявку на участие в запросе цен, в том числе, в случае отсутствия документов, определенных документацией о запросе цен, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса цен или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Как установлено на заседании Комиссии, победителем закупки - ООО ЧОП "Гридъ" в составе заявки не представлена лицензия на создание и работу охранного предприятия, что является формальным основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Однако МУП "ГорЭкоЦентр" допустило ООО ЧОП "Гридъ" к участию в закупке, чем нарушило требования пункта 9.8.8 Положения о закупке и пункта 18.1 документации для проведения запроса цен, и, как следствие, нарушило порядок определения победителя закупки, создав для общества преимущественные условия, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке: в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки; а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено названным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 этой же статьи.
Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Требования к участникам закупки установлены пунктом 5 документации для проведения запроса цен.
Подпунктом 5.2 пункта 5 документации установлены обязательные требования к участникам закупки:
- соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов;
- не проведение ликвидации участника - юридического лица и отсутствии решения арбитражного суда о признании участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- не приостановление деятельности участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях" на день подачи заявки на участие в запросе цен;
- отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.
Подпунктом 5.3 пункта 5 документации установлено, что заказчик вправе также установить дополнительные требования к участникам. Соответствующие требования указываются в информационной карте запроса цен.
В пункте 10 информационной карты запроса цен установлены дополнительные требования к исполнителю услуг, в том числе:
- исполнитель должен иметь опыт работы по охране объектов не менее трех лет и иметь лицензированных охранников и оперативный дежурный автотранспорт;
- для выполнения охранных услуг Исполнитель должен быть укомплектован необходимыми специальными средствами.
В соответствии с подпунктом 18.1 пункта 18 документации закупочная комиссия вправе отстранить участника от участия в запросе цен на любом этапе его проведения в случае установления не соответствия участника требованиям, установленным в пункте 5 документации и пункте 10 информационной карты.
То есть, требования, установленные в указанных пунктах документации и информационной карты, являются условиями допуска к участию в закупке.
Требования к участникам о наличии опыта работы по охране объектов, лицензированных охранников, оперативного дежурного транспорта, укомплектования необходимыми специальными средствами, на этапе предварительного отбора участников (допуска до участия в закупке), не относятся к техническим, качественным, функциональным или каким-либо иным, предусмотренным положением о закупках характеристикам закупаемых услуг.
Установление спорных требований к участникам процедуры закупки на этапе предварительного отбора участников объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников закупки.
Таким образом, включение в документацию указанных требований, объективно может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, не обладающими такими требованиями.
Заказчики и уполномоченные органы вправе самостоятельно определять как перечень критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса, но не на стадии допуска участников к закупке, а для определения квалификационных требований к участникам уже допущенным до закупки.
Включение указанных требований будет являться законным и обоснованным только в виде установления их в качестве критериев оценки предложений участников закупки.
Установление же ограничивающих критериев на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.
Документация в части установления квалификационных требований к участникам закупки в качестве условий допуска к участию в закупке не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку заказчиком предъявлены необоснованные требования к участникам размещения заказа и искусственно ограничено количество претендентов на участие в закупке, а также не отвечает целям Закона о закупках, установленным частью 1 статьи 1 Закона о закупках.
Кроме того, данные требования не являются измеряемыми, в документации также не указано, какие документы должны быть представлены для подтверждения соответствия участника указанным требованиям.
Таким образом, действия МУП "ГорЭкоЦентр", выразившиеся в закреплении в пункте 10 информационной карты квалификационных требований к участникам закупки как условия допуска к участию в закупке, а именно: наличие опыта работы по охране объектов не менее трех лет, наличие лицензированных охранников и оперативного дежурного автотранспорта, а также наличие необходимых специальных средств, являются нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
4. Кроме того, Комиссия отмечает, что на заказчика возложена обязанность полно и правильно формулировать условия документации о закупке (в отсутствие неясностей и противоречий), иное влечет возникновение неблагоприятных последствий как для него самого, так и для участников закупки.
Так, в подпункте 7 пункта 10.1 информационной карты указано требование о наличии лицензии на выполнение работ, связанных с охранной деятельностью на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"; а также о наличии лицензии на создание и работу охранного предприятия (в соответствии с пунктом 5 Технического задания).
Пункт 5 Технического задания определяет технические требования - описание услуг.
Кроме того, в пункте 7 Технического задания указано о наличии у участника лицензии на оказание услуг, связанных с охранной деятельностью, на основании Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности), а также о наличии лицензии на создание и работу охранного предприятия, в т.ч. и каждого сотрудника.
Из указанных положений информационной карты и пунктов 5, 7 Технического задания невозможно сделать однозначный вывод, какую именно лицензию требует заказчик.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Закона.
Согласно статье 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Согласно статье 11.2 Закона о частной детективной и охранной деятельности предоставление лицензии на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.
Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 настоящего Закона.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности, в соответствии с которым частная охранная организация получает лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена одна лицензия - лицензия на осуществление частной охранной деятельности.
Лицензия на создание и работу охранного предприятия, в том числе и каждого сотрудника, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В соответствии со статьей 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Согласно статье 12 Закона о частной детективной и охранной деятельности обязательным требованием к охранным организациям является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
В соответствии с пунктом 9.5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению и продлению срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии, утвержденного приказом МВД России от 29.09.2011 N 1039 (далее - Административный регламент), одновременно с подачей заявления о выдаче лицензии заявитель вправе подать заявление о выдаче личной карточки охранника лицам, принятым в штат организации. В случае трудоустройства частного охранника в нескольких частных охранных организациях личная карточка выдается в каждой частной охранной организации, где он работает. В случае, если гражданин получает удостоверение частного охранника по месту нахождения лицензионного дела данной организации, заявление о выдаче личной карточки может быть подано одновременно с подачей документов о выдаче удостоверения. В этом случае удостоверение частного охранника и личная карточка выдаются одновременно.
Таким образом, частный охранник обязан иметь удостоверение частного охранника и личную карточку охранника, получаемую охранной организацией, в которой трудоустроен частный охранник.
Наличие каких-либо лицензий на право осуществления частной охранной деятельности у частного охранника действующим законодательством не предусмотрено.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.04.2009 N 199 введены разряды для частных охранников:
- 4-й разряд позволяет осуществлять функции по охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости только специальных средств, разрешенных в частной охранной деятельности;
- 5-й разряд позволяет осуществлять функции по охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств и гражданского оружия, разрешенных в частной охранной деятельности;
- 6-й разряд позволяет осуществлять функции по охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности.
Таким образом, удостоверение частного охранника соответствующего разряда дает право на использование специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности.
Получение дополнительных лицензий и разрешений на использование специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности, частному охраннику не требуется.
Установив в закупочной документации требование о представлении лицензий, не предусмотренных действующим законодательством, заказчик поставил себя в такое положение, при котором должен будет отказать в допуске к участию в закупке всем участникам по формальному основанию - непредставление документов, определенных закупочной документацией.
Кроме того, установление такого требования может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, что не отвечает целям и принципам Закона о закупках, и, как следствие, может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки.
Таким образом, действия МУП "ГорЭкоЦентр" по установлению в документации для проведения запроса цен требования о представлении лицензий, не предусмотренных действующим законодательством, являются нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Охранная организация "Бастион" необоснованной;
2. Признать действия МУП "Городской экологический центр", выразившиеся в нарушении порядка определения победителя открытого запроса цен на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего заказчику на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов заказчика (извещение N 31502942815), нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
3. Признать действия МУП "Городской экологический центр", выразившиеся в:
- закреплении в пункте 10 информационной карты документации для проведения запроса цен квалификационных требований к участникам закупки как условия допуска к участию в закупке, а именно: наличие опыта работы по охране объектов не менее трех лет, наличие лицензированных охранников и оперативного дежурного автотранспорта, а также наличие необходимых специальных средств;
- закреплении в подпункте 7 пункта 10.1 информационной карты и в пункте 7 технического задания документации для проведения запроса цен требования о представлении и наличии лицензии на создание и работу охранного предприятия, не предусмотренной действующим законодательством,
нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
4. Выдать МУП "Городской экологический центр" предписание об аннулировании процедуры закупки;
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному вести производство по административным делам;
6. Передать материалы настоящего дела для рассмотрения в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.
?
ПРЕДПИСАНИЕ N 55
по делу N 97-03-18.1/2015
24 ноября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"***" - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
"***" - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; "***" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 24.11.2015 N 97-03-18.1/2015 по жалобам ООО "Охранная организация "Бастион" на действия муниципального унитарного предприятия "Городской экологический центр" (далее - МУП "ГорЭкоЦентр") при проведении открытого запроса цен на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего заказчику на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов заказчика (извещение N 31502942815), предписывает:
1. МУП "ГорЭкоЦентр" в срок до 18 декабря 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка определения победителя открытого запроса цен на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего заказчику на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов заказчика (извещение N 31502942815), а именно: аннулировать запрос цен, отменить протоколы, составленные в ходе проведения данного запроса цен;
2. МУП "ГорЭкоЦентр" с момента получения настоящего предписания не допускать нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно: при проведении закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего предприятию на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов предприятия, не устанавливать в закупочной документации следующие требования к участникам закупки:
- наличие опыта работы по охране объектов не менее трех лет;
- наличие лицензированных охранников и оперативного дежурного автотранспорта;
- наличие необходимых специальных средств, в качестве условий допуска к участию в закупке;
- наличие лицензии, не предусмотренной действующим законодательством, а также не устанавливать требование о представлении такой лицензии в составе заявки.
3. МУП "ГорЭкоЦентр"" в срок до 28 декабря 2015 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно - надлежащим образом заверенную копию решения об аннулировании указанного запроса цен и отмене протоколов, составленных в ходе проведения запроса цен, а также скриншоты с официального сайта в сети "Интернет", подтверждающие размещение решения об аннулировании данного запроса цен и отмене протоколов, составленных в ходе проведения запроса цен;
4. МУП "ГорЭкоЦентр" в случае проведения закупки на оказание услуг по охране имущества, принадлежащего предприятию на праве собственности или на других законных основаниях, и поддержанию общественного порядка на территории объектов предприятия, в декабре 2015 года и январе-феврале 2016 года в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении закупки, представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении закупки и закупочной документации на официальном сайте в сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 ноября 2015 г. N 97-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016