Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 25 июня 2009 г. N 10
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 10 от 16.06.2009 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО "Фортуна-ломбард" рекламы финансовых услуг с признаками нарушения части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - генерального директора ООО "Фортуна-ломбард" <>, юридический адрес: 649000, город Горно-Алтайск, проспект коммунистический, 12, ОГРН 1060411073876, ИНН 0411128504, установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по РА в порядке осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании Приказа руководителя УФАС по Республике Алтай от 27 мая 2009 года N 98, проведена проверка наружной рекламы, расположенной у фасада магазина "Чедирген", находящегося по адресу: город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 12, следующего информационного содержания: "Ломбард. Ссуды под залог", "Ювелирные украшения
золото, серебро. Комиссионные изделия в кредит". "Деньги всегда рядом. С 9.00 до 18.00", "Золотые подарки для Вас и Ваших близких! Золото, серебро".
Проверкой установлено, что рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является генеральный директор ООО "Фортуна-ломбард", <> Данное обстоятельство подтверждается копией дополнительного соглашения к договору аренды площадей от 01.01.2009 г., копией разрешения на установку рекламной конструкции от 08.08.2008 г. N 72 и объяснительной <> от 25.06.2009 г. Также <> определила предмет рекламирования - финансовые услуги и информационное содержание объектов наружной рекламы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г.
N38-ФЗ "О рекламе", под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ
"О рекламе" гласит: "Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке".
Вышеуказанная распространяемая информация полностью соответствует определению понятия "реклама". Она публична, ориентирована на неопределенный круг лиц и направлена на мотивацию потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться услугой ломбарда в случае затруднительной финансовой ситуации.
В содержании исследуемой рекламы, имеются предложения: "Ссуды под залог"; "Комиссионные изделия в кредит". Эти предложения несут информацию о предоставлении финансовых услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от
26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Пункт 6 статьи 4 настоящего Федерального закона к числу финансовых организаций относит кредитные организации и ломбард.
Кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.1990 г. N 395-1-ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Ломбард - это специализированная организация, ведущая предпринима- тельскую деятельность, связанную с выдачей краткосрочных кредитов населению в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления.
Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" гласит: "Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)". Однако, в содержании исследуемой рекламы, ссылок на наименование юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, оказывающего вышеупомянутые финансовые услуги - нет.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В предложении: "Ссуды под залог", содержится одно из условий оказания финансовой услуги "Залог", то есть получение ссуды возможно при предоставлении заемщиком, какого-либо личного движимого имущества, выступающего в качестве гарантии надлежащего исполнения договора о предоставлении финансовой услуги. Залог в данном случае это существенное условие оказания финансовой услуги, поскольку без внесения залога, финансовая услуга не предоставляется. Следовательно, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", в содержании рекламы, должны быть указаны и иные условия оказания соответствующей услуги, влияющие в данном случае, на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. Такими условиями могут являться сроки предоставления ссуды, условия ее погашения, процентная ставка за пользование ссудой, процентное соотношение стоимости предоставляемого займа вносимому залогу и т.д.
Поскольку распространенная ООО "Фортуна-ломбард" реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей рекламы желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя: "Деньги всегда рядом!", но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях предоставления ссуды может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
Таким образом, при наличии в рекламе финансовой услуги, связанной с предоставлением краткосрочных кредитов (ссуд), хотя бы одного из условий,
влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указывать иные условия, которые влияют на фактическую сумму расходов.
Изучив материалы дела и объяснения генерального директора ООО "Фортуна-ломбард" <> Комиссия пришла к выводу, что реклама: "Ломбард. Ссуды под залог", "Ювелирные украшения золото, серебро. Комиссионные изделия в кредит", размещенная на внешней стене магазина "Чедирген", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 12, на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 г. N38-ФЗ "О рекламе", является ненадлежащей.
<> признала факт нарушения рекламного законодательства при распространении рекламы о предоставлении финансовых услуг ООО "Фортуна-ломбард". В качестве оправдания сказала, что не знала, что своими действиями нарушает закон о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г.
N 38-ФЗ "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространи-
тель. За нарушение требований установленных, пунктом 2 части 2 статьи 28 настоящего Федерального закона ответственность несет рекламодатель. В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является генеральный директор ООО "Фортуна-ломбард" <>.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводи-, телями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 1 части 2, статьи 33, частью 1 статьи 36, частями 6, 7 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Фортуна-ломбард" нарушившим требования части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", выразившемся в распространении рекламы финансовых услуг без указания наименования юридического лица, оказывающего данные финансовые услуги, а также умалчивании об иных условиях оказания финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при сообщении в рекламе одно из условий - "залога".
2. Выдать генеральному директору ООО "Фортуна-Ломбард" предписание о прекращении нарушения требований части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе";
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО "Фортуна-ломбард" <>.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июня 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 10 от 16.06.2009 г.
25.06.2009 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения по делу N 10 от 25.06.2009 года о признании ненадлежащей рекламы расположенной у фасада магазина "Чедирген", находящегося по адресу: город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 12, информационного содержания: "Ломбард. Ссуды под залог", "Ювелирные украшения золото, серебро. Комиссионные изделия в кредит", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Генеральному директору ООО "Фортуна-ломбард" <> в срок до 15 июля 2009 года прекратить нарушение части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: исключить рекламу финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего финансовые услуги, а также без раскрытия в содержании рекламы существенных условий предоставления финансовых услуг при указании одного из таких условий - "залога".
2. Генеральному директору ООО "Фортуна-ломбард" <> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 18 июля 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе УФАС по Республике Алтай вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от 12 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 25 июня 2009 г. N 10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016