Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 1 июля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Ишбулатов Р.А.;
Члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А;
начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Саляхутдинова Р.Ф.;
заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы рекламы - Хасанова Ф.Ш;
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа Алексеева Г.А.,
секретарь комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Акбашева А.Р.
в присутствии представителей
Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан - Асылгужин И.Х., Жульков В.М., Мурзабаева А.С.; ООО "РекордСтрой" - Беляков А.А, ООО "Строительный Синдикат"- Мартиросян Э.Г. установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили жалобы от ООО "РекордСтрой" и ООО "Строительный Синдикат" на действия Единой комиссии Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N9134741 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в Дюртюлинском, Ермекеевском, Калтасинском, Нуримановском, Стерлибашевском, Чекмагушевском районах Республики Башкортостан".
Согласно жалобы ООО "РекордСтрой", решение Единой комиссии Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан неправомерно по следующим основаниям: в информационной карте документации об аукционе в состав заявки не требовалось прикладывать документ о том, что ООО "РекордСтрой" не является и не состоит в списке недобросовестных поставщиков.
Согласно жалобы ООО "Строительный Синдикат", решение Единой комиссии Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан неправомерно по следующим основаниям: в информационной карте документации об аукционе в состав заявки не требовалось прикладывать документ о том, что ООО "Строительный Синдикат" не является и не состоит в списке недобросовестных поставщиков. Кроме того, заявка соответствует п.3.2.1. документации об аукционе, так как заявка содержит лицензию на право выполнения функций генерального подрядчика, что соответствует требованиям документации об аукционе.
Жалобы поданы в соответствии с Законом о размещении заказов и в соответствии с п.3 ст.60 вышеназванного закона принята к рассмотрению.
Возражений в письменном виде на жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от других участников размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, не поступало.
Информация о поступлении жалобы, дате, месте и времени ее рассмотрения была опубликована на официальном сайте.
Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в соответствии с уведомлением в установленные сроки для рассмотрения жалобы по существу представлена следующая информация:
Копии извещений о проведении открытого аукциона;
Копия документации об аукционе;
Копия протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе N9134741-1 от 22.06.2009 г.;
Копия протокола проведения открытого аукциона N9134741-2 от 23.06.2009 г.;
Выписка из журнала регистрации заявок на участие в аукционе;
Копии заявок участников размещения заказа.
В адрес Башкортостанского УФАС России поступил отзыв Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на жалобу ООО "РекордСтрой" в котором отражено следующее: "В своей жалобе ООО "РекордСтрой" указывает, что в составе заявки на участие в аукционе не требовалось прикладывать документ о том, что участник размещения заказа не находится в реестре недобросовестных поставщиков. Однако заказчик не устанавливал требования об обязательном приложении документа, подтверждающего указанный факт. Соответствие установленному требованию должно быть задекларировано участником в самой заявке наряду с декларированием о соответствии требованиям пп. 2-4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку соответствующее требование установлено документацией об аукционе".
Также, Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан представлен отзыв на жалобу ООО "Строительный Синдикат" в котором отражено следующее: "В составе заявки, представленной ООО "Строительный Синдикат" была представлена копия лицензии от 12 декабря 2008 года на строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. При этом в составе лицензируемого вида деятельности в приложении к лицензии не указан вид деятельности "Автомобильные дороги I - II категорий", "Автомобильные дороги III - IV категорий", являющийся предметом проводимого аукциона. Ведомость объемов работ (приложение N 1 к документации об аукционе) содержит перечень работ по устранению дефектов, выполняемых при ремонте автомобильной дороги. Основная часть намечаемых работ - это устройство асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги (99% от общего объема работ). Для выполнения указанного вида работ необходимо наличие соответствующего вида деятельности в лицензии участника размещения заказа. Довод заявителя жалобы о том, что в приложении к лицензии указан такой вид деятельности, как выполнение функций генерального подрядчика, не может быть принят во внимание по следующим основаниям. В соответствии с п.1. ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Условиями государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, предусмотрено право подрядчика привлечь к выполнению работ субподрядчиков. В то же время условиями контракта предусмотрено, что общий объем работ, выполняемых субподрядчиками, не должен превышать 50%. Таким образом, не имея в составе лицензии такого вида работ как строительство автомобильных дорог, ООО "Строительный Синдикат" не сможет выполнить оставшиеся 50% от общего объема работ, предусмотренных государственным контрактом".
Изучив и рассмотрев представленные материалы по проведению открытого аукциона, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан установлено следующее.
29.05.2009 г. Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на официальном сайте сети "Интернет" размещено извещение о размещении заказа путем проведения открытого аукциона N9134741 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в Дюртюлинском, Ермекеевском, Калтасинском, Нуримановском, Стерлибашевском, Чекмагушевском районах Республики Башкортостан".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N9134741-1 от 22.06.2009 г. ООО "РекордСтрой" отказано в допуске к участию в аукционе по лотам N 1,2.3,4,5,6,7 на основании: "Отсутствие в составе заявки на аукцион информации о соответствии п. 3.2.5. документации об аукционе"; ООО "Строительный Синдикат" отказано в допуске к участию в аукционе по лоту N 1 на основании: "Отсутствие в составе заявки на аукцион информации о соответствии п. 3.2.5. документации об аукционе. Несоответствие пункта 1 статьи 11 Федерального Закона N 94-ФЗ от 21.07.05 г. и п. 3.2.1 документации об аукционе".
1. Согласно п.3.2.5. документации об аукционе к участникам размещения заказа установлено требование - отсутствие в предусмотренном законом о размещении заказов реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.
Представителем Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы пояснено, что участник размещения заказа должен был задекларировать в своей заявке соответствие требованиям, установленным в п. 3.2.5. документации об аукционе.
Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что выполнение данного требования Законом о размещении заказов не предусмотрено. Кроме того, в п. 6.1.1. документации об аукционе "требования к содержанию заявки на участие в аукционе" требование декларирования участником размещения заказа соответствия требованиям, установленным в п. 3.2.5. документации об аукционе отсутствует.
Согласно п.2 ч.2 ст.11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также требования к участникам размещения заказа - отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
В соответствии с ч.6 ст.11 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия проверяет соответствие участников размещения заказа требованию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом, а также вправе проверять соответствие участника размещения заказа требованиям, указанным в пунктах 2-4 части 1 настоящей статьи. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Таким образом, отсутствие в составе заявки на аукцион информации о соответствии п. 3.2.5. документации об аукционе не может быть основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, так как данное требование не прописано в документации об аукционе, более того, не предусмотрено Законом о размещении заказов.
2. Согласно п. 3.2.1. документации об аукционе заказчиком установлено требование - соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации или Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ, к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющимся предметом настоящего аукциона и относящимся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно приказа Министерства регионального развития Российской Федерации "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" от 09.12.2008 г. N 274.
В соответствии с п.7 проекта государственного контракта подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) только с письменного согласия Заказчика. В случае привлечения к выполнению работ, предусмотренных контрактом, субподрядчиков общий объем работ, выполняемых субподрядчиками, не должен превышать 50% от общего объема работ, предусмотренного государственным контрактом.
Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что установление данного требования не предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Таким образом, требование п.7 проекта государственного контракта установлено в нарушение ч.4 ст.11 вышеназванного закона.
Проанализировав заявку ООО "Строительный Синдикат", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила, что в составе заявки на участие в аукционе содержится лицензия на строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения в которую входят работы по осуществлению функций генерального подрядчика.
Согласно ч.1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Кроме того, согласно п.п.8 п. 6.1.2. документации об аукционе заказчиком в документации об аукционе установлено требование содержания в составе заявки копии лицензии на строительство зданий и сооружений с правом осуществления следующих видов деятельности: Автомобильные дороги I - II категорий Автомобильные дороги III - IV категорий, или копия лицензии на строительство зданий и сооружений с правом осуществления функций генерального подрядчика.
Таким образом, ООО "Строительный Синдикат" не может быть отклонен комиссией из-за несоответствия требованиям п. 3.2.1 документации об аукционе, так как документацией об аукционе предусмотрено наличие лицензии на строительство зданий и сооружений с правом осуществления функций генерального подрядчика в составе заявки на участие в аукционе.
Учитывая вышесказанное, Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что Единая комиссия Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан отклонила заявки ООО "РекордСтрой" и ООО "Строительный Синдикат" в нарушение ч.2 ст.12 Закона о размещении заказов, то есть по основаниям не предусмотренным документацией об аукционе.
Также, Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что согласно п.2.4. документации об аукционе "Основные технические характеристики работ" работы должны проводиться на дорогах III и IV категории. Однако в п.п.8 п. 6.1.2. документации об аукционе установлено требование содержания в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии на строительство зданий и сооружений с правом осуществления следующего вида деятельности: Автомобильные дороги I - II категорий (сооружение земляного полотна, оснований, усовершенствованных покрытий). Данное требование установлено в нарушение ч.3.1. Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать требования к информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что документация об аукционе составлена с нарушениями требований Закона о размещении заказов.
Руководствуясь ст.17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "РекордСтрой" на действия Единой комиссии Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N9134741 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в Дюртюлинском, Ермекеевском, Калтасинском, Нуримановском, Стерлибашевском, Чекмагушевском районах Республики Башкортостан" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Строительный Синдикат" на действия Единой комиссии Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N9134741 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в Дюртюлинском, Ермекеевском, Калтасинском, Нуримановском, Стерлибашевском, Чекмагушевском районах Республики Башкортостан" обоснованной.
3. Выдать Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, Единой комиссии Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан предписание - об устранении нарушений требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N ГЗ-237/09 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
01 июля 2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Ишбулатов Р.А.;
Члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А;
начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Саляхутдинова Р.Ф.;
заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы рекламы - Хасанова Ф.Ш;
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа Алексеева Г.А.,
секретарь комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Акбашева А.Р.
на основании своего Решения NГЗ-237/09 от 01.07.2009 г. и в соответствии со ст.ст.17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание для государственных услуг для государственных и муниципальных нужд" предписывает:
1. Единой комиссии Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан устранить нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
1.1. отменить протокол рассмотрения заявок на аукцион N9134741-1 от 22.06.2009 г.;
1.2. отменить протокол проведения открытого аукциона N9134741-2 от 23.06.2009 г.;
1.3. провести процедуру размещения заказа "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в Дюртюлинском, Ермекеевском, Калтасинском, Нуримановском, Стерлибашевском, Чекмагушевском районах Республики Башкортостан" в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчику - Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, устранить нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем внесения изменений в документацию об аукционе с учетом положений Решения N ГЗ-237/09 от 01.07.2009 г
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения. Информацию об исполнении представить в пятидневный срок с момента его исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016