Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
от 1 июля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Петрова А.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Коваленко Г.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Буюкли В.А.,
в присутствии представителей
Войсковой части 44138 - Новоселова Р.В. (по доверенности от 30.06.2009 N 22-ю), Кулакова Э.Ю. (по доверенности от 30.06.2009 N 21-ю),
ООО "Лиар" - Лопанцева А.С. (по доверенности от 24.02 2009 N 5),
рассмотрев жалобу ООО "Лиар" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии заказчика - Войсковой части N 44138 МЧС России (далее - Заказчик) при размещении заказа на поставку каменного угля и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проведено размещение заказа путем открытого аукциона на поставку каменного угля. Единая комиссия при рассмотрении 19 июня 2009 года заявок на участие в аукционе приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе двум участникам, в том числе ООО "Лиар", и о признании единственным участником аукциона ООО "РосКомЭнерго". Аукцион признан несостоявшимся, единственному участнику аукциона передан проект контракта для подписания.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями единой комиссии Заказчика.
Единая комиссия приняла решение об отказе ООО "Лиар" в допуске к участию в аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов: несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, установленным в документации об аукционе. В частности, в нарушение требований, установленных подпунктом "а" пункта 16 документации об аукционе, в составе заявки ООО "Лиар" отсутствуют сертификат соответствия и спецификация качественных характеристик на твердое топливо, на сертификате качества отсутствует печать производителя товара.
Оснований для принятия указанного решения у единой комиссии не имелось. В подпункте "а" пункта 16 документации об аукционе установлено, что на каждое наименование предлагаемого товара в составе заявки представляется сертификат качества (сертификат соответствия, спецификация качественных характеристик) на твердое топливо, предложенное к поставке. При этом не указано, что без печати сертификат качества недействителен. Сертификат качества, содержащийся в заявке ООО "Лиар", имеет все необходимые реквизиты: выполнен на фирменном бланке предприятия - производителя угля, указаны все показатели качества угля. При наличии сертификата качества единая комиссия не имела права дополнительно обосновывать отказ в допуске к участию в аукционе отсутствием сертификата соответствия или спецификации качественных характеристик, так как ссылка на наличие данных документов указана в скобках.
Представитель заявителя уточнил, что представленный в составе заявки "Сертификат" от 3 мая 2009 г. на фирменном бланке ООО "Углегорскуголь" является документом о спецификации качественных характеристик предлагаемого к поставке товара, т.е. сертификатом качества.
Представители Заказчика и единой комиссии с доводами жалобы не согласились. В своих пояснениях сообщили, что единая комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на основании документации об аукционе. Поскольку в составе заявки ООО "Лиар" отсутствовали документы, установленные требованиями документации об аукционе, единая комиссия правомерно не допустила к аукциону указанного участника.
Требование о представлении в составе заявки таких документов, как сертификат соответствия и спецификация качественных характеристик товара, Заказчик установил на основании пункта 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. Согласно указанному пункту в случаях, предусмотренных документацией об аукционе, заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством установлены требования к таким товарам. Уголь каменный является товаром, подлежащим декларированию соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству, установленным нормативными документами. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" соответствие товара указанным обязательным требованиям производитель обязан подтвердить путем принятия декларации о соответствии или получения сертификата соответствия. Содержащийся в составе заявки ООО "Лиар" "Сертификат" не является сертификатом соответствия, поскольку не содержит отметок органа по сертификации, также не является документом о спецификации качественных характеристик, так как не удостоверен печатью производителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Товар, являющийся предметом размещения заказа - уголь каменный - включен в Номенклатуру продукции, подлежащей декларированию соответствия (введена в действие Постановлением Госстандарта России от 30 июля
2002 г. N 64). В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О техническом регулировании" заявитель (лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) обязан указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе в случаях, предусмотренных документацией об аукционе, должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара (работ, услуг) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам (работам, услугам). При этом не допускается требовать представления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Заказчик в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов установил в документации об аукционе требование о предоставлении в составе заявки сертификата качества (сертификат соответствия, спецификация качественных характеристик) на уголь, предложенный к поставке.
Сертификат качества, согласно Современному экономическому словарю, - свидетельство, удостоверяющее качество данного товара, его соответствие требованиям стандартов, технических условий.
Таким образом, Заказчик установил требование о представлении сертификата качества в виде двух документов, удостоверяющих: 1) качество товара, 2) соответствие товара требованиям стандартов, технических условий; соответственно определил в качестве указанных документов спецификацию качественных характеристик и сертификат соответствия.
В соответствии с частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан одновременно с передачей товара передать относящиеся к нему документы: технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п., предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 3.3 проекта государственного контракта на поставку угля каменного, поставщик при поставке товара вместе с актом приема-сдачи товара передает заказчику сертификат качества товара.
Таким образом, сертификат соответствия на поставляемый товар должен предоставляться одновременно с передачей товара.
Часть 2 статьи 35 Закона о размещении заказов устанавливает исчерпывающий перечень требований к содержанию заявки на участие в аукционе. Согласно части 3 указанной статьи, требовать от участника размещения заказа иное не допускается
Учитывая изложенное, установление в документации об аукционе требования о предоставлении сертификата соответствия является не предусмотренным Законом о размещении заказов требованием к составу заявки на участие в аукционе и нарушает часть 3 статьи 35 Закона о размещении заказов. Следовательно, отказ в допуске к участию в аукционе ООО "Лиар" по основанию отсутствия сертификата соответствия является неправомерным.
2. Документация об аукционе, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, должна содержать требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе.
В пункте 10 документации об аукционе Заказчик установил следующее требование к оформлению заявки: все документы, представленные участниками, должны быть подписаны руководителями и скреплены соответствующей печатью (все страницы представленных документов, кроме подлинников и нотариально заверенных копий, должны быть парафированы/заверены лицом, подписавшим заявку). При подготовке заявки на участие в аукционе и документов к ней не допускается применение факсимильных подписей.
Заявитель ООО "Лиар" представил в составе заявки документ ООО "Углегорскуголь" от 3 мая 2009 г., содержащий показатели качественных характеристик предлагаемого к поставке угля, т.е. документ о спецификации качественных характеристик. Указанный документ не соответствует требованиям к содержанию и оформлению заявки, установленным в пункте 10 документации об аукционе - не скреплен печатью ООО "Углегорскуголь", что является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Единая комиссия правомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Лиар" по указанному основанию, поскольку представленный в составе заявки документ не соответствует требованиям к оформлению заявки, установленным в документации об аукционе.
3. Участники размещения заказа, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе, не допущены к участию в аукционе по иным основаниям, чем непредставление в составе заявки сертификата соответствия. Следовательно, выявленное нарушение части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, заключающееся в требовании в составе заявки сертификата соответствия, не повлияло на результаты размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе по основанию не представления документа, требование которого не предусмотрено законодательством о размещении заказов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика в соответствии с частью 4 статьи 7.30 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ А.В. Петров
Члены комиссии: ____________________ Г.Б. Коваленко
____________________С.Н. Парфирьева
____________________ В.А. Буюкли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 1 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016