Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
N 3-01/49-2015 (опубликовано 1 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
"_"
рассмотрев дело N3-01/49-2015, возбужденное в отношении гр-на "_" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - гр-на "_".
"_" представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в рекламно-информационном издании "PRO город Пенза" N 36 (262) от 05.09.2015 стр.1 рекламы финансовых услуг (кредита) с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 05.11.2015 по факту распространения рекламы финансовых услуг возбуждено дело N 3-01/49-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен "_".
По обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела N 3-01/49-2015, "_" 18.11.2015 представлены письменные пояснения, из которых следует, что нарушение законодательства о рекламе произошло в связи с ненадлежащей консультации юристов газеты "PRO город Пенза".
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.
В рекламно-информационном издании "PRO город Пенза" N 36 (262) от 05.09.2015 стр.1 размещена информация следующего содержания: опубликована реклама следующего содержания: "Мой ИНСТРУМЕНТ Все инструменты в одном магазине! Бензопила_Перфоратор_Мойка_УШМ_Наличный и безналичный расчет. Кредит и рассрочка! Ул.Тернопольская, 7, т.: 21-82-86, 8-987-502-62-95 Рассрочку предоставляет "_".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в рекламно-информационном издании "PRO город Пенза" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Текст рекламы свидетельствует о распространении помимо рекламы товара (Бензопила_Перфоратор_Мойка_) и организации (магазин "Мой инструмент"), реализующей указанный товар, так же и рекламы финансовых услуг - "кредит", предоставляемого в связи с покупкой указанного товара.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ "О рекламе", в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Следовательно, кредит - это финансовая услуга, оказываемая банком или иной кредитной организацией.
В ходе рассмотрения дела установлено, что кредит (указанный в рекламе) предоставляет АО "Банк Русский Стандарт" (ИНН 7707056547).
Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе является не только предложение о продаже товаров, но и финансовые услуги, целью рекламирования которых является привлечение внимания потенциальных покупателей к получению кредита.
В рассматриваемой рекламе сведения о том, кем именно предоставляется кредит, не содержится.
Реклама о предоставлении кредита является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ "О рекламе", устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ "О рекламе" следует, что требование статьи 28 этого Закона следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе "Мой инструмент" размещена информация о возможности оказания услуги в кредит без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Поскольку в указанной рекламе указана финансовая услуга - "кредит", которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
Таким образом, в рекламе нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель "_", что подтверждается договором от 03.07.2015 N 1677 с индивидуальным предпринимателем "_" на оказание услуг по размещению рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике "PRO город Пенза".
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, 08.10.2015 "_" прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Утрата статуса индивидуального предпринимателя не приводит к прекращению прежнего и возникновению нового субъекта правоотношений. Соответственно, гражданские права и обязанности, приобретенные гражданином в период осуществления им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, сохраняются за ним в полной мере и после государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.
Таким образом, сам по себе факт прекращения ИП не исключает привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения в период осуществления предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что "_" нарушил требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" "." представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг (кредита), распространяемую "_" в рекламно-информационном издании "PRO город Пенза" N 36 (262) от 05.09.2015 стр.1, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать "_" (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области N 3-01/49-2015 (опубликовано 1 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016