Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 1 декабря 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителей:
Управления капитального строительства Администрации города Иванова (далее - заказчик): <_>
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - уполномоченный орган): <_>
в отсутствие представителей ООО "Стройтехгрупп" (далее - заявитель, общество): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, установила:
18 ноября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика - Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ под ключ на выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации "Строительство дошкольного учреждения на 120 мест по ул. Генерала Хлебникова в г. Иваново", включая ввод объекта в эксплуатацию согласно документации об открытом конкурсе (извещение N 0133200001715002579).
Из жалобы заявителя следует:
во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контракт должен содержать сведения об источнике финансирования. Приказом Минфина России от 24 ноября 2014 года N 136 н закреплено, что при формировании информации об источнике финансирования наряду с другими сведениями указывают код и наименование вида бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В п. 1.5 проекта контракта конкурсной документации указан источник финансирования - "бюджетные средства". Однако такого определения Приказ Минфина России от 24 ноября 2014 года N 136н не содержит, из чего следует, что заказчиком не указан источник финансирования закупки;
во-вторых, в технической части конкурсной документации отсутствует проект работ. Без проекта работ представление о характере выполняемых работ будет неполным. Таким образом, отсутствие проекта работ не позволяет объективно оценить предстоящие затраты подрядчика, а также его способность выполнить все работы качественно и в срок;
в-третьих, Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видом деятельности" определен перечень видов деятельности, которые должны выполняться на основании лицензий (разрешения), выданных федеральными органами исполнительной власти. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты является одним из видов деятельности подлежащих лицензированию. Однако в конкурсной документации не содержится требования о наличии у участника лицензии МЧС России, несмотря на присутствие лицензируемых работ в проекте контракта (смета N 02-13-13 "Пожарная сигнализация");
в-четвертых, в п. 19 информационной карты конкурсной документации установлено требование о наличии у участника закупки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом контракта в соответствии с подпунктом 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" пункта 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)". При этом заказчик не указывает виды работ, на которые требуются допуски СРО, на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций;
в-пятых, заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из письменных пояснений Управления капитального строительства Администрации города Иванова, Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области, а также из пояснений представителей заказчика и уполномоченного органа, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует:
1) заказчиком требование п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе об указании в извещении источника финансирования закупки исполнено в полном объеме;
2) учитывая положения ч. 4 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация передается заказчиком после заключения контракта, более того в разделе III "Описание объекта закупки" конкурсной документации указано, что с проектной документацией можно ознакомиться по месту нахождения заказчика. Однако за время отведенное на подачу заявок (за 20 дней) от заявителя не поступило запросов на разъяснения положений документации, заявитель не выразил желания ознакомится с проектно-сметной документацией, что свидетельствует об отсутствии препятствий для объективной оценки затрат подрядчика на строительство;
3) установление требования в конкурсной документации об обязательном наличии у участника закупки лицензии МЧС повлечет нарушение прав и законных интересов участников закупки, а также принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в ст. 8 Закона о контрактной системе, поскольку приведет к необоснованному ограничению конкуренции;
4) предметом открытого конкурса является "выполнение работ под ключ на выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации "Строительство дошкольного учреждения на 120 мест по ул. Генерала Хлебникова в г. Иваново", в связи с чем, на генерального подрядчика возложена не обязанность по самостоятельному выполнению этих работ на основании соответствующих допусков, а функции по надлежащей организации работ и привлечению к ним лиц, имеющих свидетельства о допуске к отдельным видам работ. При этом генеральный подрядчик не лишен права самостоятельно выполнять отдельные виды работ на объекте при наличии у него соответствующих разрешительных документов (свидетельств, лицензий и т.д.). В связи с чем, установление в конкурсной документации требований о допуске СРО к отдельным видам работ, выполняемым в рамках контракта, повлечет необоснованное ограничение участников закупки;
5) требования к товару содержат всю необходимую информацию. Кроме того, проектно-сметная документация имеет положительное заключение экспертизы.
Рассмотрев представленные заявителем, заказчиком и уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0133200001715002579 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ под ключ на выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации "Строительство дошкольного учреждения на 120 мест по ул. Генерала Хлебникова в г. Иваново", включая ввод объекта в эксплуатацию согласно документации об открытом конкурсе.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В извещении о проведении открытого конкурса и в п. 11 раздела 1.3 "Информационная карта" конкурсной документации в качестве источника финансирования указано: "бюджетные средства".
В п. 1.5 части II "Проект контракта" конкурсной документации также указано: "финансирование строительства объекта, указанного в п. 1.1 настоящего контракта, осуществляется за счет бюджетных средств".
Приказ Минфина России от 24.11.2014 N 136н "О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками" (далее - Порядок) утвержден порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов.
Согласно п. 1 Порядка данный Порядок устанавливает правила формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством для ведения реестра контрактов.
Таким образом, Порядок разработан исключительно для ведения реестра контрактов, в целях осуществления контроля со стороны Федерального казначейства за расходами заказчика, и не применим для целей формирования информации об источнике финансирования, указываемой в извещении и документации о проведении закупки.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о соблюдении заказчиком при формировании конкурсной документации требований п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о его несостоятельности ввиду следующего.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе информацию, предусмотренную ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пп. 6 (п. 1.4.1) раздела 1.3. "Информационная карта открытого конкурса" описание объекта закупки содержится в части III "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
В соответствии с пп. 7 (п. 1.4.2) раздела 1.3. "Информационная карта открытого конкурса" работы должны быть выполнены согласно проектно-сметной документации "Строительство дошкольного учреждения на 120 мест по ул. Генерала Хлебникова в г. Иваново", включая ввод в эксплуатацию, и проекта муниципального контракта и сданы заказчику и эксплуатирующим организациям.
Приложения к документации по закупке содержат сметную документацию, в которой отражены объём работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных, а также значения показателей материалов (товаров), используемых при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что была опубликована достаточная информация, позволяющая потенциальным участникам закупки достоверно определить существующую потребность заказчика в работах, их объёме, а также требования предъявляемые заказчиком к результатам работ.
Согласно ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Учитывая вышеизложенное, проектная документация передается Заказчиком после заключения контракта.
Вместе с тем, согласно части 1 "Технические характеристики работ, объем работ" части III "Описание объекта закупки" (стр. 59) с проектно-сметной документацией можно ознакомиться по месту нахождения Заказчика по адресу: г. Иваново, пл. Революции, д. 4, каб. 25 с 09.00 - 12.00 и с 13.00 - 17.00.
Относительно третьего и четвертого доводов жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в пп. 16 (1.7.5) "Требования к участникам открытого конкурса" раздела 1.3 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом контракта в соответствии с подпунктом 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" пункта 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Согласно п. 1.2 части III "Проекта контракта" конкурсной документации подрядчик обязуется выполнить все работы, указанные в п.1.1. данного Контракта, собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно п. 6 (1.4.1) "Наименование и описание объекта закупки" конкурсной документации наименованием объекта закупки является - выполнение работ под ключ на выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации "Строительство дошкольного учреждения на 120 мест по ул. Генерала Хлебникова в г. Иваново", включая ввод объекта в эксплуатацию согласно документации об открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в конкурсной документации правомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Участник может выполнять работы, входящие в состав объекта закупки, в соответствии ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях заказчика при формировании конкурсной документации нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Письмом N 07-15/4078 от 20.11.2015 Ивановским УФАС России у заявителя были запрошены документы и сведения относительно доводов, изложенных в жалобе, в том числе относительно пятого довода жалобы. Однако ответ на указанное письмо Обществом представлен не был.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России признает данный довод жалобы недоказанным, следовательно, необоснованным.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика - Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ под ключ на выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации "Строительство дошкольного учреждения на 120 мест по ул. Генерала Хлебникова в г. Иваново", включая ввод объекта в эксплуатацию согласно документации об открытом конкурсе (извещение N 0133200001715002579) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 1 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016