Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 7 июля 2009 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Каримов Р.Ф. - и.о.зам. Руководителя Башкортостанского УФАС России, Председатель Комиссии;
Дудина Ю.А.
Хасанова Ф.Ш. - зам. Руководителя - начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
- заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Казанцева Е.В. - главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Галеев А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы,
рассмотрев дело NР-073-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы: "Настоящий шоколад, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" а так же "Настоящий кофе, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" на здании ТРК "Семья" (ООО "Либор") по Проспекту октября, д.34, установил:
26 марта 2009 года состоялось очередное заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России, на повестку дня которого был вынесен вопрос размещения рекламы "Настоящий шоколад, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" а так же "Настоящий кофе, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" размещаемой на здании ТРК "СемьЯ" в городе Уфе по Проспекту Октября, 34. В результате рассмотрения данного вопроса, членами Экспертного совета было рекомендовано Башкортостанскому УФАС России, возбудить дело по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения вышеуказанной рекламы.
Рекламный материал: "Настоящий шоколад, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" а так же "Настоящий кофе, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" на здании ТРК "Семья" в городе Уфе по Проспекту октября, д.34 имеет признаки нарушении пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
Определением от 23.04.2009 г. (исх. N62786 от 23.04.2009 г.) в отношении ООО "Либор" (Администрация ТРК "Семья") возбуждено дело NР-073-09 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Данное дело назначено к рассмотрению на 15 мая 2009 года в 12 часов 00 минут.
15 мая 2009 года присутствовали - представитель по доверенности от ООО "Либор" Дорофеев Александр Сергеевич (доверенность от 22.02.2007 г.), а так же представитель Старатович Андрей Сергеевич. Представлены следующие документы: копия договора N02-2009 от 02.02.2009 г. (приложение N1 к договору N02-2009), акт N 487 от 25.02.2009 г. на выполнение работ-услуг, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия Устава ООО "Либор" копия Решения Единственного участника ООО "Либор" копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе. Представлены письменные объяснения ООО "Либор" (вх. N4401 от 15.05.2009 г.), из которых следует, что: "_ Рекламные сообщения ООО "Либор" не содержат некорректные сравнения рекламируемого товара ООО "Либор" и товаров, изготовленными другими изготовителями, форма подачи и смысл рекламы ООО "Либор" не содержат негативной оценки товаров других лиц и не порочит конкурирующую продукцию. ТРК "Семья" является первым торгово-развлекательным центром в своем сегменте в городе Уфе. По этой причине Исполнитель предложил выдвинуть за основу концепции именно это преимущество: ТРК "Семья" - это первый построенный по европейским стандартам, современный и отвечающий самым высоким требованиям потребителей торгово-развлекательный центр. Открытие ТРК было ожидаемо и получило большой резонанс. Основываясь на этих двух вышеперечисленных факторах - уникальность и ожидаемость - Исполнитель предложил концепцию наружной рекламы. Специалисты "Исполнителя" провели ассоциативный ряд и выделили основные определения " Настоящему" это качество, определенные стандарты, это то, что является общепринятым и при этом имеет свою индивидуальность. Специалистами было найдено образное решение в виде плитки шоколада и кофейных зерен. Несмотря на то, что кофе и шоколад являются одними из самых популярных продуктов, вкус продуктов настолько специфичен и запоминаем, что ни с какими другими его спутать просто невозможно, что подчеркивает их индивидуальность. Решение использовать в оформлении плитки шоколада и кофейных зёрен позволило выделить ТРК "Семья" подчеркнуть его индивидуальность. Шоколад самое популярное и почитаемое лакомство во многих странах мира. Однако, не каждый покупатель знает, что его ожидает под красочной оберткой. Сегодня шоколад - это самая популярная группа кондитерских изделий. Шоколад- это источник удовольствия. Он дарит радость, повышает настроение, поднимает тонус. Но все это, разумеется, касается только шоколада хорошего качества, настоящего шоколада: на какао-масле, с высоким содержание какао. Существует категория недобросовестных производителей, которые под названием "шоколад" выпускают сладкую плитку, какао-масло в которых заменено на более дешевый аналог. Сравнение с кофе аналогично. Сравнение кофе, шоколада с ТРК "Семья" является ан наш взгляд очень точным, нужным, создающим интригу, привлекающим внимание"
15 мая 2009 года представителем по доверенности от ООО "Либор" Дорофеевым А.С. заявлено ходатайство (вх. N4433 от 15.05.2009 г.) об отложении рассмотрения данного дела по причине того, что на Экспертном Совете по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России 26 марта 2009 года присутствовал представитель ООО "Либор" который был некомпетентен в сути рекламной акции ООО "Либор" и поэтому не смог донести до членов Экспертного Совета суть концепции данного рекламного материала.
Определением от 15.05.2009 г., дело NР-073-09 было отложено на 07 июля 14 часов 30 минут, в связи с новым объяснением представителем ООО "Либор" концепции данной рекламной Кампании и повторным вынесением данного вопроса на Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе.
16.06.2009 г. состоялось очередное заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе, на котором повторно был рассмотрен вопрос размещения ООО "Либор" рекламы: "Настоящий шоколад, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" а так же "Настоящий кофе, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" на здании ТРК "Семья"
Повторно Решением Экспертного Совета рекомендовано изменить трактовку данного рекламного текста и признано, что данная реклама содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (протокол Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России от 16.06.2009 г.).
06.07.2009 г. в управление по факсу поступили объяснения ООО "Либор" (вх. N6312 от 06.07.2009 г.), из которых следует, что: "ООО "Либор" считает, что не допустило нарушений Федерального закона "О рекламе" и полностью поддерживает свои объяснения от 13.05.2009 г. (вх.N4401 от 15.05.2009). ООО "Либор" просит учесть так же и то, что реклама "Настоящий шоколад, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" а так же "Настоящий кофе, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" на здании ТРК "Семья" в настоящее время не размещается. ООО "Либор" просит рассмотреть дело NР-073-09 в отсутствие представителей ООО "Либор"
Анализ материалов дела показал, что при размещении рекламы: "Настоящий шоколад, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" а так же "Настоящий кофе, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" на здании ТРК "Семья" рекламодателем которой является ООО "Либор" имеет место нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Настоящий шоколад, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" а так же "Настоящий кофе, такой же настоящий как ТРК "СемьЯ" на здании ТРК "Семья" рекламодателем которой является ООО "Либор" так как в ней нарушены требования пункта 1 части 2статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что имеет место добровольное устранение совершенного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 07.07.2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016