Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении N62/з от 16.11.2015 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, директора МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_> установил:
Дело рассматривается в присутствии директора МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_> в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13).
Заказчиком МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" 28.09.2015 на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N12 по ул.Гастелло N5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)".
При рассмотрении дел N 174-К/15, 175-К/15 по жалобам ООО "Молот", ООО "СибЭнергоКом" на действия заказчика МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N12 по ул. Гастелло N5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)" N0377300005215000056, Комиссией по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России установлены нарушения требований ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Нарушения требований законодательства о контрактной системе выразились в следующем:
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе преимущества, в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, предоставляются при осуществлении закупок, в том числе для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В извещении заказчик предоставил преимущества для СМП и СОНКО.
В нарушение ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе в извещении не установлены ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП и СОНКО.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. 6 Информационной карты ограничения участия в аукционе заказчиком не установлены, в п. 7 указано, что преимущества для СМП и СОНКО не предоставляются.
Таким образом, в извещении и в Информационной карте документации заказчиком установлена разночтивая информация в отношении преимуществ для СМП и СОНКО.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчиком в документации об электронном аукционе в разделе "Требования к участникам закупки" при описании понятия участника закупки не внесены изменения в части включения в данное понятие "исключений", внесенных Федеральным законом N 227-ФЗ от 13.07.2015 г., которые вступили в законную силу с 13.08.2015 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
Согласно п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией.
Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом N 227-ФЗ от 13.07.2015 г., которые вступили в законную силу с 13.08.2015 г.
Заказчиком в п.22 Информационной карты (раздел 2 документации) "Требования к участникам закупки" установлены требования, предъявляемые к участникам аукциона. Однако, требования п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в п.22 документации об аукционе не установлены.
Документация об электронном аукционе утверждена 25.09.2015 г. и 28.09.2015 г. размещена на официальном сайте РФ, следовательно, изменения от 13.07.2015 г. заказчиком должны быть учтены при составлении документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение вышеуказанных норм в п. 4.1.5 проекта муниципального контракта заказчиком установлено следующее: "При выполнении Работы использовать материалы, качество которых должно соответствовать действующим стандартам качества (ГОСТ, СНиП (сводам правил) и т.п.), все поставляемые для строительства материалы, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество, пройти входной лабораторный контроль. Копии этих сертификатов, технических паспортов и других документов должны быть предоставлены Заказчику до начала производства работ, выполняемых с использованием этих материалов, конструкций и оборудования. Поставщики (производители) материалов, конструкций и оборудования должны иметь государственные лицензии по осуществлению деятельности по производству строительных конструкций и материалов, а производители нерудных материалов также - лицензии на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, выданных уполномоченными организациями.".
Проект контракта содержит излишние требования, установленные заказчиком к поставщикам (производителям) материалов, конструкций и оборудования о том, что они должны иметь государственные лицензии на осуществление деятельности по производству строительных конструкций и материалов, а производители нерудных материалов также лицензии на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, выданные уполномоченными организациями.
В разделе 5 Технического задания аукционной документации по товару труба тип 1 и тип 2 (п. 6, 7) заказчиком включен недействующий ГОСТ Р 52134-2003 "Трубы напорные из термопластов и соединенные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия" (утратил силу с 01.01.2015 г.).
Согласно техническому заданию аукционной документации в ходе выполнения работ не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, в связи с чем, проектная документация заказчиком не разрабатывалась.
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком.
Однако, отдельные пункты проекта муниципального контракта имеют отсылки на проектно-сметную документацию (например пункты 4.1.1, 4.1.2, 4.3.2, 9.1, 16.1).
За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Документация о вышеуказанном электронном аукционе 25.09.2015 г. утверждена директором МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_>
Согласно распоряжению N 117-к от 14.03.2014 г. директором МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" назначен <_> Распоряжением мэра города Горно-Алтайска N109-к от 16.03.2015 г. срок действия срочного трудового договора от 14.03.2014 г. N01-14, заключенного с <_> продлен до 16.03.2016 г.
Таким образом, в действиях должностного лица муниципального заказчика, директора МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_> содержится состав нарушения ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения директором МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_> подтверждается протоколом по делу N 62/з об административном правонарушении от 16.11.2015 г., а также другими материалами дела.
В рамках рассмотрения административного дела <_> представил письменные объяснения (исх. 1070 от 28.10.2015 г), в которых указал, что в аукционной документации (N0377300005215000056) допущены технические ошибки (указание разночтивой информации в отношении преимущества для СМП и СОНКО, указание на недействующий ГОСТ), а также не были учтены изменения, внесенные в Закон о контрактной системе (не установление требования, что участник закупки не является оффшорной компанией).
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное должностным лицом, директором МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_> по своему характеру имеет значительную степень общественной опасности, поскольку повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения к административной ответственности директора МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_> установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с п.7 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ является исполнение 27.10.2015 г. МУ "УКС города Горно-Алтайска" предписания от 13.10.2015 г., выданного УФАС по РА о внесении изменений в проект контракта при направлении его победителю.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП не установлено.
Руководствуясь статьями 2.4, 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо заказчика, директора МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" <_> виновным в совершении административного правонарушения (утверждение документации об аукционе на выполнение работ по строительству объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N12 по ул. Гастелло N5 в г. Горно-Алтайске (перепланировка помещений под дополнительные группы)" N0377300005215000056 с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе), ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приказу ФАС России от 24.04.2015 N 305/15 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, и порядке осуществления центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам:
ОКТМО 84701000;
ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай);
банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск;
р/с 40101810500000010000;
БИК 048405001;
л/с 04771212170;
код платежа: 161 1 16 33040 04 6000 140;
Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских округов".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу: (38822) 4-71-39.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения административного дела (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 30 ноября 2015 г. N 62/3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016