Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
N 02-04-6715 (опубликовано 30 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2015.
Решение изготовлено в полном объёме 23.11.2015.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель |
- |
Цакулов Ю.Г. |
- зам. руководителя Архангельского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля; |
Член комиссии |
- |
Спирина Т.А. |
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Воробьева Е.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России. |
в отсутствие присутствии представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев дело N 62-15, возбужденное в отношении:
ООО "Призма"
Юридический адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 17
Почтовый адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 63
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
ОАО "Архангельская сбытовая компания" в лице Северодвинского отделения обратилось в Архангельское УФАС России с заявлением на действия ООО "Призма" по введению 23.07.2015 полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей поселка Лайский Док по причине выявленного аварийного состояния участка низковольтной линии электропередач ВЛ 0,4 кВ в п. Лайский Док.
Между ОАО "Архангельская сбытовая компания" (Заказчик) и ООО "Призма" (Исполнитель) действует договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 N 69-Э (далее - Договор). Согласно указанному договору Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности), а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги. Заказчик обязуется продавать электрическую энергию (мощность) для компенсации потери в электрических сетях, а Исполнитель обязуется оплатить ее.
В п. 1.2 Договора определено, что Заказчик заключает договор в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения Заказчик обязан организовать передачу электроэнергии, а также в интересах потребителей, обратившихся к Заказчику с офертой о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность Заказчика урегулировать за счет потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии.
Пунктом 3.1.3 Договора установлено, что Исполнитель обязан информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии потребителям в сроки и в порядке, определенном в Приложении N 6 к Договору.
22.07.2015 года ООО "Призма" выявило аварийное состояние участка низковольтной линии электропередач ВЛ 0,4 кВ в пос. Лайский Док Приморского района, которое угрожает жизни и безопасности людей.
23.07.2015 письмом N 246 ООО "Призма" сообщило ОАО "Архангельская сбытовая компания" о выявленном аварийном состоянии участка низковольной линии электропередачи в пос. Лайский Док и о полном ограничении режима потребления 23.07.2015 с 10.00 в связи с необходимостью принятия неотложных мер.
Кроме того, в своем письме ООО "Призма" указало на необходимость со стороны ОАО "Архэнергосбыт" немедленно погасить задолженность. В противном случае ООО "Призма" не сможет завершить ремонт аварийного участка и возобновить электроснабжение.
При этом к письму не приложены документы, подтверждающие в установленном порядке необходимость вывода из работы сетевого оборудования.
Таким образом, ОАО "Архэнергосбыт" считает, что ООО "Призма" нарушены условия исполнения договора, а также требования Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442, в части обеспечения надежности передачи электроэнергии потребителям и сроков восстановления электроснабжения.
Письмом от 12.08.2015 N 272 ООО "Призма" представила пояснения, согласно которым Общество владеет объектами коммунальной инфраструктуры в д. Рикасиха и пос. Лайский Док (электросетевое хозяйство) по договору аренды N 3 от 07.03.2012 с администрацией МО "Приморское". 22 июля 2015 года Обществом выявлено аварийное состояние участка арендованной линии: несколько опор на участке сгнили сверх допустимых норм, качались под весом садившихся птиц и угрожали падением вместе с проводами, находящимися под напряжением. Указанный факт зафиксирован в листке осмотра (проверки) от 22.07.2015.
Письмом от 22.07.2015 N 244 ООО "Призма" обратилось в Администрацию МО "Приморское" для согласования срочного ремонта на участке линии в с вязи с аварией.
Администрация МО "Приморское" письмом от 23.07.2015 N 274 согласовало проведение ремонтных работ.
ООО "Призма" письмами от 22.07.2015 N 242, 243 уведомило ООО "УК Поморье" и Администрацию МО "Приморское" об отключении 23 июля 2015 года с 10-00 до 17-00 электроэнергии в связи с проведением аварийно-восстановительных работ на ВЛ 0,4 кВ в пос. Лайский Док. В следствие отключения будут обесточены детский сад, многоквартирные жилые дома по ул. Центральная и частный сектор по ул. Речная.
23.07.2015 Общество не смогло заменить все сгнившие опоры ввиду полного отсутствия денежных средств и отказа привлеченного подрядчика работать в долг, о чем Общество уведомило гарантирующего поставщика с требованием о немедленном погашении задолженности.
Таким образом, ООО "Призма" считает, что в его действиях по отключению электроэнергии на время проведения ремонтных работ отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Письмом от 02.09.2015 N 1118ж-2015 в адрес Архангельского УФАС России поступило письмо Приморской межрайонной прокуратуры с материалами проверки по заявлению ОАО "Архангельская сбытовая компания" на действия ООО "Призма".
Приказом от 18.09.2015 N 473 Архангельским УФАС России в отношении ООО "Призма" возбуждено дело N 62-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии с 23.07.2015 в связи проведением ремонтных работ на участке низковольтной линии электропередач ВЛ 0,4 кВ в пос. Лайский Док.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
ООО "Призма" является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ, зарегистрировано Межрайонной ИФНС по г. Архангельску (ОГРН 1022901004873).
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.05.2012 N 319-э ООО "Призма", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 29.1.31.
Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО "Призма" является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В пункте 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства от 04.05.2012.N 442 (далее Правила ограничения).
В соответствии с п. 2 Правил ограничения ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из перечисленных обстоятельств, в том числе в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления (подпункт "з").
Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определен в главе III Правил ограничения.
Согласно п. 30 Правил ограничения в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.
В Приложении N 6 к Договору оказания услуг по передаче электроэнергии между ООО "Призма" и ОАО "Архэнергосбыт" стороны согласовали Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электрической энергии потребителям и при возобновлении их электроснабжения.
В пункте 23 Приложения N 6 к Договору стороны определили, что при введении режима ограничения потребления электроэнергии потребителям Заказчика в связи с выводом электроустановок Исполнителя в ремонт согласования с Заказчиком не требуется, при этом Исполнитель обязан уведомить Заказчика за 3 суток до введения режима ограничения.
ООО "Призма" в нарушение установленного Правилами ограничения и Договором порядка уведомило гарантирующего поставщика о полном ограничении режима потребления электроэнергии только в день ограничения после непосредственного отключения элетроэнергии.
Вместе с тем, ООО "Призма" самостоятельно уведомило управляющую компанию ООО "УК Поморье" за сутки до предполагаемого отключения.
Таким образом, Комиссия Управления считает, что нарушение порядка уведомления о предстоящем ограничения режима потребления не является достаточным основанием для признания со стороны ООО "Призма" злоупотребления доминирующим положением, так как отключение производилось в связи с аварийной ситуацией.
В соответствии с п. 120 Основных положений N 442 общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, обуславливается категорией надежности.
В пункте 31(6) Правил N 861 установлено, что для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как следует из материалов, представленных Приморской межрайонной прокуратурой, отключение электроэнергии для производства ремонтно-восстановительных работ опор линии электропередач производилось 23.04.2015 с 10 до 18 часов и 24.07.2015 с 16 до 20 часов.
Таким образом, перерыв передачи электроэнергии не превысил допустимые пределы.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод об отсутствии в действиях ООО "Призма" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Производство по делу N 62-15, возбужденному в отношении ООО "Призма", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии |
|
Ю.Г. Цакулов |
Член комиссии |
|
Т.А. Спирина |
Член комиссии |
|
Е.Н. Воробьева |
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области N 02-04-6715 (опубликовано 30 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016