Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 10 июля 2009 г.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П. Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В. Базарова, специалист - эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело N 06-11/33-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг, оказываемых обществом с ограниченной ответственностью "Доктор" (далее ООО "Доктор"), в газете "Красное знамя" N77(26044), июнь, 2009 на странице 3 (издатель ООО "Редакция "Красное знамя"), в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "Доктор", Непомнящих Владимир Федорович, законный представитель, действующий на основании Устава;
- ООО "Редакция "Красное знамя", Черновская Лариса Анатольевна, представитель по доверенности от 10.07.2009, установила:
При осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее.
В газете "Красное знамя" N77(26044), июнь, 2009 на странице 3 размещена следующая информация: "Вывод из запоя. Круглосуточно. Выезжаем на дом. Кодирование. Лечение анонимно. 22-51-89. Лиц.7001000082".
На заседании Комиссии директор ООО "Доктор" пояснил, что объектом рекламирования являются медицинские услуги, оказываемые Обществом на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Макет рекламы согласовывался устно. Считает, что требования Закона "О рекламе" не соблюдены рекламораспространителем, в других печатных изданиях реклама размещена без нарушений.
Представитель ООО "Редакция "Красное знамя" на заседании Комиссии пояснила, что рекламодателем указанной рекламы является ООО "Доктор" на основании договора возмездного оказания информационных и рекламных услуг N211 от 12.01.2009 года. Макет согласован рекламодателем. Сообщила, что ООО "Редакция "Красное знамя" признает за собой наличие нарушения рекламного законодательства, что в настоящее время нарушение устранено.
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, установлены следующие обстоятельства.
В газете "Красное знамя" N77(26044), июнь, 2009 на странице 3 размещена следующая информация: "Вывод из запоя. Круглосуточно. Выезжаем на дом. Кодирование. Лечение анонимно. 22-51-89. Лиц.7001000082".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
В соответствии с разделом 01.03. "Определения и сокращения" Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги". ОК ПМУ 91500.09.001-2001", утв. Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113:
- медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость;
Согласно с разделов 01 "Услуги врача лечебно-диагностические" и 04 "Медицинские услуги по профилактике" Отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги". ОК 91500.09.0002-2001", утв. Приказом Минздрава РФ от 16.07.2001 N 268, существуют медицинские услуги "Психиатрия-наркология" (коды 01.036 и 04.036 соответственно).
Объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги, оказываемые ООО "Доктор", которое имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N70-01-000082 от 14.07.2005, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Согласно приложения N 1 к данной лицензии, виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому; психиатрия-наркология. Стационарная помощь, в том числе в условиях дневного стационара: токсикология.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе": реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее пяти процентов рекламной площади.
Рассматриваемая реклама медицинских услуг, предоставляемых ООО "Доктор", размещена без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, также в рекламе отсутствует указание о необходимости получения консультации специалистов.
Тогда как, согласно приказа Минздрава РФ от 28.04.1998 N 140 "Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных", при лечении наркологических больных, в том числе от алкоголизма, в зависимости от степени, стации, фазы и т.п. требуются консультации различных специалистов: терапевта, невропатолога, хирурга, психолога, окулиста и т.п. К применению и использованию данных медицинских услуг существуют противопоказания.
Рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (п.5 ст.3 ФЗ "О рекламе") является ООО "Доктор"; рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 ФЗ "О рекламе") является- ООО "Редакция "Красное знамя", что подтверждается договором от 12.01.2009 г. N2/1. Реклама ООО "Доктор" оплачена.
Кроме того, в содержании рассматриваемой рекламы отсутствует пометка "реклама" или "на правах рекламы", что противоречит требованиям ст.16 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N38-ФЗ.
Согласно ст.16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Газета "Красное знамя" зарегистрирована в качестве средства массовой информации согласно свидетельству от 31.01.2002 NПИ 12-1031, выданному Сибирским окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Согласно данному свидетельству газете "Красное знамя" не является изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, соответствующая пометка о рекламной направленности отсутствует на первой полосе и в выходных данных газеты.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования ст.16, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с чч.6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с ч.7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст.16 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
В соответствии пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Красное знамя" N77(26044), июнь, 2009 на странице 3 рекламодателя ООО "Доктор", поскольку в ней нарушены ст.16, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Доктор" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Не выдавать ООО "Редакция "Красное знамя" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базарова
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе по делу N06-11/33-09
10 июля 2009 г. г.Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В. Базарова, специалист - эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
на основании своего решения от 10 июля 2009 г. по делу N06-11/33-09 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной обществом с ограниченной ответственностью "Редакция "Красное знамя" рекламодателя - общества с ограниченной ответственностью "Доктор" в газете "Красное знамя" N77(26044), июнь, 2009 на странице 3, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Доктор" в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", а именно: прекратить в дальнейшем распространение рекламы медицинских услуг, методов лечения без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов
2. ООО "Доктор" представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания до 31 июля 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 10 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016