Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 23 ноября 2015 г. N 98-18.1-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Сапунов Д.Н. заместитель руководителя Ставропольского УФАС России,
Члены комиссии:
Лазебный А.Ю. - ведущий специалист-эксперт органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Хаджебиеков Р.Ш. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
В присутствии представителя от ПАО "ОГК-2" <__> по доверенности, от ООО "ППТК" <__> и представителя заявителя <__>
Рассмотрев жалобу ЗАО "Уфаойл" на действия ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") - организатора открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) проводимого в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на поставку продукции - мазута топочного М-100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС, руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
Абсолютно установила:
1. В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Уфаойл" на действия ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") - организатора открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) проводимого в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на поставку продукции - мазута топочного М-100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС.
Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно, по мнению заявителя, организатор торгов необоснованно отклонил заявку ЗАО "Уфаойл".
2. Представителем ПАО "ОГК-2" была представлена Комиссии Ставропольского УФАС России документация открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965), а так же объяснения, в которых пояснялось, что действия ПАО "ОГК-2" соответствуют действующему законодательству, а именно требованиям Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее, что ПАО "ОГК-2" в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" было разработано положение о закупке товаров, работ, услуг, данное положение является руководствующим документом при осуществлении закупок для нужд ПАО "ОГК-2".
Согласно таблицы предложений участников на поставку мазута топочного М-100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС на участие в закупке поступили 9 заявок:
- ООО "Единые коммунальные системы";
- ООО "ТеплоЭнергоКомплект";
- ООО "Интэк-М";
- ООО "РегионНефтеТрейд";
- ЗАО "Уфаойл";
- ООО "Комминотех";
- ООО "Афтиаг-Ойл";
- ООО "НПП Литология";
- ООО "СибПром";
Согласно Приложения N1 к протоколу N186 заседания комиссии по подведению итогов запросов предложений на определение лучших условий поставки МТР для нужд филиалов ПАО "ОГК-2" от 05.11.2015 года комиссия решила:
- ЗАО "Уфаойл" - отклонить заявку по причине нарушения п. 2.4.2.10 документации о проведении запроса предложений, а именно в составе заявки участником не представлено письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в объеме, в соответствии с техническим заданием и в период, соответствующий техническому заданию в адрес грузополучателя через данного участника;
- ООО "Комминотех" - отклонить заявку по причине нарушения п. 2.4.2.10 документации о проведении запроса предложений, а именно в составе заявки участником не представлено письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в объеме, в соответствии с техническим заданием и в период, соответствующий техническому заданию в адрес грузополучателя через данного участника;
- ООО "ТеплоЭнергоКомплект" - отклонить заявку по причине нарушения п. 2.4.2.10 документации о проведении запроса предложений, а именно в составе заявки участником не представлено письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в объеме, в соответствии с техническим заданием и в период, соответствующий техническому заданию в адрес грузополучателя через данного участника;
- ООО "Интэк-М" - признать заявку лучшей, представленную на открытый одноэтапный запрос предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) с заявленной суммой 66 101 700,00 рублей.
По остальным заявкам ООО "Единые коммунальные системы"; ООО "РегионНефтеТрейд"; ООО "Афтиаг-Ойл"; ООО "НПП Литология"; ООО "СибПром" комиссией не вынесено никакого суждения.
В пункте 2.22.2 документации об открытом одноэтапном запросе предложений без предварительного отбора (N31502891965) указано, что в целях выявления лучших условий исполнения договора организатором/комиссией (с привлечением экспертов либо без привлечения экспертов) проводится оценка и сопоставление заявок, по итогам которой заявки ранжируются по степени предпочтительности организатора. Оцениваются заявки участников, которые не были отклонены организатором/комиссией. Отклоненные заявки участников не оцениваются.
В экспертном заключении указаны следующее решение экспертной группы:
- ООО "РегионНефтеТрейд" - участник не может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ЗАО "Уфаойл" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ООО "Комминотех" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ООО "ТеплоЭнергоКомплект" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ООО "Интэк-М" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ООО "Афтиаг-Ойл" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ООО "Единые коммунальные системы" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ООО "СибПром" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
- ООО "НПП Литология" - участник может быть признан победителем открытого запроса предложений;
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что по итогам поступления заявок на участие в закупочной процедуре рассматривались заявки, начиная с наименьшей заявленной цены.
По итогам ранжирования, заявки участников ЗАО "Уфаойл", ООО "Коминнотех", ООО "ТЭК" были отклонены, а следующая заявка участника ООО "Интэк-М" с заявленной стоимостью 66 101 700,00 была признана лучшей и заявка объявлена победителем.
В то же время, заявки последующих участников допущенных экспертной группой, а именно ООО "Единые коммунальные системы", ООО "РегионНефтеТрейд", ООО "Афтиаг-Ойл", ООО "СибПром", ООО "НПП Литология" не рассматривались и не оценивались по критериям, установленным в закупочной документации.
Данный факт подтверждается содержанием Приложения N1 к протоколу заседания Комиссии по подведению итогов открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора от 05.11.2015 года N186.
Кроме того, представитель организатора торгов на рассмотрении жалобы ЗАО "Уфаойл" на действия ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") - организатора открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) пояснил, что заявки ООО "РегионНефтеТрейд", ООО "Афтиаг-Ойл", ООО "СибПром", ООО "НПП Литология" не оценивались, а была признана первая заявка, допущенная на участие в закупке.
Комиссия отмечает, что данные действия организатора торгов привели к ущемлению законных прав и интересов других участников закупки, отсутствие данного нарушения привело бы к объективной оценки всех заявок участников, следовательно, правомерные действия привели бы к справедливому результату проводимой закупки.
Кроме того, в пункте 2.1.4 Документации и в пункте 5.4 Технического задания об открытом одноэтапном запросе предложений без проведении предварительного отбора указано, что в случае, если участник запроса предложений не является производителем продукции, поставляемой в рамках проведения данного запроса предложений, то участнику необходимо предоставить следующий документы:
- договор поставки нефтепродуктов с производителем, действующий в период планируемой поставки между участником и производителем нефтепродуктов;
- письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в указанном объеме и в указанный период в адрес грузополучателя через данного участника.
Комиссией Ставропольского УФАС России были проанализированы заявки участников, в результате чего, установлено следующее.
В заявке победителя ООО "Интек-М" представлено письмо от АО "ФортеИнвест", выданное ООО "Интек-М", свидетельствующее о том, что ОАО "Орскнефтеоргсинтез", являющееся производителем мазута топочного 100 по ГОСТ 10585-2013 извещено о решении ООО "Интэк-М" представить свою заявку для участия в открытом одноэтапном запросе предложений без проведения предварительного отбора N4484 от 26.10.2015 года на поставку мазута топочного 100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС.
Также производитель ОАО "Орскнефтеоргсинтез" подтверждает АО "ФортеИнвест" возможность поставки мазута топочного 100 в рамках действующего договора N43204-70/13-30 от 17.12.2012 года в количестве 6 000 тонн в ноябре-декабре 2015 года для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС в случае признания заявки ООО "Интек-М" наилучшей в указанном запросе предложений при условии согласования цены.
Однако исходя из содержания договора N43204-70/13-30 от 17.12.2012 года следует, что договор купли-продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке Российской Федерации заключен между ЗАО "ФортеИнвест" и ООО "Интек-М".
Предметом данного договора является передача в собственность покупателю (ООО Интек-М") нефтепродукты, выработанные на перерабатывающих заводах Российской Федерации.
То есть, ЗАО "ФортеИнвест" не является заводом-изготовителем нефтепродуктов, а является продавцом данного товара.
Комиссия отмечает, что в документации раздела 2.2 и 2.3 документации о проведении закупочной процедуры указана возможность участия в закупке субподрядчикам (соисполнителям, субпоставщикам), а также коллективным участникам.
Комиссией Ставропольского УФАС России в ходе проведения анализа документации закупки не установлено, что ЗАО "ФортеИнвест" не является субподрядчиком (соисполнителем, субпоставщиком), а также заявка ООО "Интек-М" не участвовала в закупке в составе коллективного участника.
Таким образом, заявка победителя ООО "Интек-М" не соответствовала требованиям пунктов 2.1.4 Документации, 5.4 Технического задания, раздела 2.2 и 2.3 документации о проведении закупки.
Следовательно, организатор закупки не правомерно признал победителем заявку ООО "Интек-М" в открытом одноэтапном запросе предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965).
Кроме того, Комиссией Ставропольского УФАС России были проанализированы другие заявки участников конкурса, в результате чего установлено следующее.
В заявке ООО "Литология" присутствует письмо, выданное производителем ООО "Симмэкс" о намерении о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также договор заключенный непосредственно между участником и производителем.
В заявке ЗАО "Уфаойл" присутствует только договор поставки нефтепродуктов, заключенный между ООО "ТАИФ-НК" и ЗАО "Уфаойл", однако письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений отсутствует.
В заявке ООО "Афтиаг Ойл" отсутствует договор поставки нефтепродуктов с производителем, действующий в период планируемой поставки между участником и производителем нефтепродуктов и письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в указанном объеме и в указанный период в адрес грузополучателя через данного участника, но в то же время заявка ООО "Афтиаг Ойл" была допущена к участию в данной закупке.
Следовательно, организатор торгов допустил к участию в закупке заявку, не соответствующую требованиям закупочной документации.
В заявке участника ООО "РегионНефтеТрейд" представлено письмо от АО "ФортеИнвест", свидетельствующее о том, что ОАО "Орскнефтеоргсинтез", являющееся производителем мазута топочного 100 по ГОСТ 10585-2013 извещено о решении ООО "РегионНефтеТрейд" представить свою заявку для участия в открытом одноэтапном запросе предложений без проведения предварительного отбора N4484 от 26.10.2015 года на поставку мазута топочного 100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС.
Также подтверждает возможность поставки мазута топочного 100 в количестве 6 000 тонн в ноябре-декабре 2015 года для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС в случае признания заявки ООО "РегионНефтеТрейд" наилучшей в указанном запросе предложений при условии согласования цены.
Однако исходя из содержания договора N43204-70/13-34 от 17.12.2012 года следует, что договор купли-продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке Российской Федерации заключен между ЗАО "ФортеИнвест" и ООО "РегионНефтеТрейд".
Таким образом, производителем заявленного мазута ООО "РегионНефте Трейд" является ОАО "Орскнефтеоргсинтез", в то же время, письмо о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений выдано не производителем, а субпоставщиком АО "ФортеИнвест".
Следовательно, в заявке допущенного участника ООО "РегионНефтеТрейд" данного запроса предложений отсутствовала документация, требуемая пунктом 2.4.1 документации об открытом одноэтапном запросе предложений без проведении предварительного отбора.
В заявке ООО "Единые коммунальные системы" представлено письмо свидетельствующее о том, что предоставить письмо от предприятия изготовителя продукции не представляется возможным, так как ПАО АНК "Башнефть" нет практики предоставления такого рода писем.
Следовательно, организатор торгов допустил к участию в закупке заявку, не соответствующую требованиям закупочной документации, так как в заявке отсутствует документация, требуемая пунктом 2.4.1 документации об открытом одноэтапном запросе предложений без проведении предварительного отбора.
В заявке ООО "ТеплоЭнергоКомплект" отсутствует письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в объеме, следовательно, заявка ООО "ТеплоЭнергоКомплект" отклонена правомерно.
В заявке ООО "Комминотех" отсутствует письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в объеме, в соответствии с техническим заданием и в период, соответствующий техническому заданию в адрес грузополучателя через данного участника, следовательно, заявка ООО "Комминотех" отклонена правомерно.
На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что организатор торгов допустил заявки участников не соответствующие требованиям закупочной документации, а именно заявки ООО "Литология", ООО "РегионНефтеТрейд", ООО "Единые коммунальные системы", кроме того, заявка победителя ООО "Интек-М" также не соответствовала требованиям закупочной документации, а именно требованиям пункта 2.4.1 документации об открытом одноэтапном запросе предложений без проведении предварительного отбора.
Таким образом, в действиях организатора ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) имеет место быть нарушение порядка проведения закупочной процедуры путем допуска участника, чья заявка не соответствовала требованиям конкурсной документации.
Также Комиссией Ставропольского УФАС России установлено следующее.
В разделе 5 технического задания указаны обязательные требования к участнику процедуры, в том числе если участник запроса предложений не является производителем продукции, поставляемой в рамках проведения данного запроса предложений, то участнику необходимо предоставить следующие документы:
- договор поставки нефтепродуктов с производителем, действующий в период планируемой поставки между участником и производителем нефтепродуктов;
- письмо, выданное производителем о том, что производитель извещен о намерении участника участвовать в данном запросе предложений, а также о том, что производитель готов отгрузить соответствующую продукцию в указанном объеме и в указанный период в адрес грузополучателя через данного участника.
В то же время, в документации о проведении закупки, а именно в разделах 2.2 и 2.3 указано, что участники закупки могут привлекать субподрядчиков (соисполнителей, субпоставщиков), а также имеется возможность участвовать в закупке коллективным участникам.
Следовательно, с одной стороны заказчиком в техническом задании установлено требование к участникам о наличии у них договора непосредственно с производителем, с другой стороны, согласно раздела 2.2 и 2.3 документации о закупке, заказчик позволяет привлекать для исполнения поставки мазута топочного М100 соисполнителей, в связи с чем, у лица, подавшего заявку на участие, может отсутствовать договор с производителем мазута.
Таким образом, заказчик получает возможность манипулировать данными различиями. Участник, не имеющий прямого договора с производителем мазута, по усмотрению организатора закупки может быть допущен к торгам на основании раздела 2.2 и 2.3 документации о закупке, а может быть отклонен на основании раздела 5 технического задания.
Соответственно, организатором торгов могут быть использованы данные различия в своих интересах, допуская к торгам претендентов, в которых он заинтересован и отклоняя заявки предприятий, участие которых организатор считает нежелательным.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, в которых указано, что заказчики руководствуются принципами, в том числе равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия отмечает, что отсутствие в действиях организатора закупки оценки всех участников проводимых торгов, а также допуска участника, чья заявка не соответствовала требованиям конкурсной документации, а также проведение закупки при отсутствии однозначных критериев допуска участников привело к нарушению требования пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Следовательно, жалоба ЗАО "Уфаойл" на действия ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") - организатора открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) проводимого в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на поставку продукции - мазута топочного М-100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС подлежит удовлетворению.
Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Уфаойл" на действия ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") - организатора открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) проводимого в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на поставку продукции - мазута топочного М-100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС - обоснованной.
2. Признать ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с которыми заказчики руководствуются следующими принципами, а именно, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
3. Выдать организатору открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:
- открытый одноэтапный запрос предложений без проведения предварительного отбора (N31502891965) проводимого в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на поставку продукции - мазута топочного М-100 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС.
- при необходимости провести закупочную процедуру повторно.
- установить срок исполнения предписания 2 недели с момента получения копии Решения и Предписания антимонопольного органа.
- ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ПАО "ОГК-2") об исполнении предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 ноября 2015 г. N 98-18.1-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016