Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 27 ноября 2015 г. N 04-48/41-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,
в присутствии представителей:
- Заказчика - МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района,
рассмотрела жалобу ООО "КлассикСтрой" (вх. N 04/2857 от 19.11.2015 г.) на действия заказчика - МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района, при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута марки М-40 для нужд предприятия (реестровый номер извещения 31502919390).
Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/.
Заявитель указал, что Заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" разработана и опубликована документация о закупке МУП "Стекольный-комэнерго"Хасынского района Магаданской области", а именно:
1. В Закупочной документации в разделе "Требования выполнения Заказа" содержится пункт "Требования к сертификации", где установлено, что участник размещения заказа должен предоставить сертификаты соответствия, паспорта качества в соответствии с ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут". Товар должен быть произведен в соответствии ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут", о чем в паспорте качества должна содержаться соответствующая отметка.
Заявитель указывает, что с 1 января 2015 года ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут" утратил силу. Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1868-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" взамен ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут" введен в действие ГОСТ 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия".
2. В Закупочной документации в разделе "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" установлен критерий оценки "Квалификация участника", в который входит:
- деятельность по поставке мазута на предприятия Магаданской области;
- объемы поставки мазута на предприятия Магаданской области за последние 3 года;
- наличие/отсутствие претензий по исполнению условий договоров поставки мазута от контрагентов-предприятий Магаданской области.
По мнению Заявителя, установление в Закупочной документации вышеперечисленных критериев оценки существенно ограничивает круг участников закупки, так как не все потенциальные участники имеют опыт работы по перевозке мазута с предприятиями Магаданской области.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России, установила:
1. 03.11.2015 Заказчиком - МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района Магаданской области на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута марки М-40 для нужд предприятия (реестровый номер извещения 31502919390).
Начальная (максимальная) цена договора: 40 670 000 (сорок миллионов шестьсот семьдесят тысяч рублей) 00 копеек.
На участие в открытом конкурсе, согласно представленной Заказчиком информации, была подана одна заявка.
2. В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках).
Согласно ч. 5 ст.4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В соответствии с ч. 8 ст.4 Закона о закупках, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Из представленных Заказчиком документов установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района Магаданской области (далее - Положение) введено в действие Приказом директора МУП "Комэнерго" N 151а от 10.12.2013 г.
Вышеуказанным Положением предусмотрен такой вид закупки как открытый конкурс.
3. В Закупочной документации в разделе "Требования выполнения Заказа" содержится пункт "Требования к сертификации", где установлено, что участник размещения заказа должен предоставить сертификаты соответствия, паспорта качества в соответствии с ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут" в момент передачи Товара.
Согласно Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 N 1868-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" с 01 января 2015 года в действие в качестве национального стандарта РФ, был введен ГОСТ 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия".
ГОСТ 10585-2013 был принят взамен ГОСТа 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут", который 01.01.2015 утратил силу.
Таким образом, требование к качеству мазута по несуществующему ГОСТу, ограничивает круг потенциальных участников закупки, так как не все участники могут представить сертификаты соответствия, паспорта качества в соответствии с ГОСТ 10585-99, который утратил свою юридическую силу, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
4. Согласно Закупочной документации в разделе "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" установлен критерий оценки "Квалификация участника", в который входит:
- деятельность по поставке мазута на предприятия Магаданской области;
- объемы поставки мазута на предприятия Магаданской области за последние 3 года;
- наличие/отсутствие претензий по исполнению условий договоров поставки мазута от контрагентов-предприятий Магаданской области.
В соответствии с ч. 6 ст.3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п. 6.9.8.4. Положения критериями могут быть:
- квалификация и надежность участника закупки и заявленных соисполнителей (субподрядчиков);
- эффективность предложения, представленного участником, с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика (включая предлагаемые договорные условия);
- цена предложения, рассматриваемая либо непосредственно, либо как рассчитываемые суммарные издержки заказчика при принятии данного предложения (например, цена плюс расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт, требуемые дополнительные растраты и т.д.);
- иные критерии, указанные в документации о закупке.
Понятие "квалификация участника", как критерия оценки отсутствует в Законе о закупках. В соответствии с п. 4, ч. 4, ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в квалификацию участника закупки входит: наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Законом о закупках, подзаконными актами не установлено специальных требований или ограничений для установления критериев оценки в документации о закупке.
Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что установление в документации о закупке вышеуказанных критериев оценки является правомерным и не противоречит действующему законодательству о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Магаданского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц решила:
1. Признать жалобу ООО "КлассикСтрой" (вх. N 04/2857 от 19.11.2015 г.) на действия заказчика - МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района, при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута марки М-40 для нужд предприятия (реестровый номер извещения 31502919390) обоснованной.
2. Признать Заказчика - МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района Магаданской области нарушившим порядок организации и проведения открытого конкурса, выразившегося в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать Заказчику - МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района Магаданской области Предписание об устранении допущенных нарушений.
ПРЕДПИСАНИЕ N___
по делу N 04-48/41-2015
"27" ноября 2015 г. г. Магадан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на основании решения Комиссии Магаданского УФАС России от 27 ноября 2015 года по делу N 04-48/41-2015, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО "КлассикСтрой" (вх. N 04/2857 от 19.11.2015 г.) на действия заказчика - МУП "Стекольный-комэнерго" Хасынского района, при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута марки М-40 для нужд предприятия (реестровый номер извещения 31502919390), руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Отменить Протокол вскрытия конвертов от 25.11.2015 и Протокол подведения итогов по результатам открытого конкурса от 25.11.2015.
2. Поданные заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку мазута марки М-40 для нужд предприятия (реестровый номер извещения 31502919390), вернуть участникам с уведомлением о прекращении действия данной заявки и о возможности подать новую заявку.
3. Заказчику закупки - МУП "Стекольный-комэнерго" устранить нарушения Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, путем внесения изменений в закупочную документацию в соответствии с требованиями законодательства о закупках и с учетом решения по делу N 04-48/41-2015 от 27 ноября 2015 года.
4. Продлить срок подачи заявок так, чтобы с даты размещения соответствующих изменений в документацию о закупке до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем семь дней.
5. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями Закона законодательства о закупках и с учетом решения Комиссии Магаданского УФАС России по делу N 04-48/41-2015.
6. Предписание должно быть исполнено в срок не позднее "08" декабря 2015 г.
7. Представить в Магаданское УФАС России в срок не позднее "09" декабря 2015 г. письменное подтверждение исполнения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 27 ноября 2015 г. N 04-48/41-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016