Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
(опубликовано 6 августа 2009 г.)
Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Председатель - Коновалов М.А. - заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Чуриков В.В. - государственный инспектор;
Рыкова Е.А. - специалист-эксперт;
в присутствии представителей:
- ответчика:
- Управления по делам образования, культуры молодежи и спорта Боголюбовой М.В. (доверенность без N от 05.08.2009) и Косухиной С.Н. (доверенность без N от 05.08.2009);
- в отсутствии представителя ООО "ГаВань" (ходатайство N 3428 от 06.08.2009);
- заинтересованного лица:
- ЗАО "Тоболэнерго" Богданова А.В., (доверенность N 53 от 20.10.2008),
рассмотрев жалобу ООО "ГаВань" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии - Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района по размещению муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципальных контрактов на поставку каменного угля для муниципальных нужд Далматовского района на отопительный сезон 2009-2010 г.г., и осуществив внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "ГаВань" (вх. N 3359 от 31.08.2009) на действия аукционной комиссии - Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района.
ООО "ГаВань" прислало ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя, на доводах изложенных в жалобе, настаивает: заявки ЗАО "Тоболэнерго" и ЗАО "Энергоресурс" допущены к участию в открытом аукционе неправомерно.
Представители заказчика представили письменные возражения на доводы, указанные в жалобе, и пояснили следующее: Статья 25 ФЗ N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает порядок подачи заявок на участие в конкурсе. Порядок подачи заявок на участие в аукционе установлен статьей 35 ФЗ-94. Требования подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 35 предусматривают наличие в заявке решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. Данной нормой не установлена обязанность Организатора по определению того, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе. Законодатель обязал самого участника определить является ли для него эта сделка крупной.
Проверить выполняется ли данное соотношение у Организатора торгов нет возможности, так как в пакете поданных документов отсутствует баланс предприятия и Организатор не вправе требовать его предоставления. Важно учесть еще и то, что сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, крупными не являются по определению. Одним из критериев отнесения деятельности к "обычной хозяйственной"- упоминанием данного вида деятельности в уставе в качестве предмета деятельности общества. В уставе ЗАО "Тоболэнерго" и ЗАО "Энергоресурс" отмечено, что предметом деятельности является - закупка и реализация угля. Данные участники размещения заказа не посчитали необходимым предоставить какие либо документы, обосновывающие что данная для них сделка не является крупной или относится к обычной хозяйственной деятельности. Требовать от них этих документов у Организатора нет прав.
В случае с ЗАО "Энергоресурс" так же возможно применение пункта 7 статьи 79 ФЗ "Об акционерных обществах", где сказано, что положения данной статьи не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
Исходя из того, что все отношения между Организатором аукциона и участниками строятся на доверии, участник размещения заказа гарантирует достоверность представленной информации, ФЗ-94 не предусмотрена обязанность предоставления участником размещения заказа в составе заявки документов, свидетельствующих о том, что сделка не является крупной, аукционная комиссия приняла решение о допуске данных участников размещения заказа к аукциону.
Кроме того, часть 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ гласит, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Представитель заинтересованных лиц ЗАО "Тоболэнерго" поддержал доводы, изложенные представителями заказчика и пояснил, что действия аукционной комиссии правомерны, жалоба не обоснованна.
Кроме того, данная сделка для ЗАО "Тоболэнерго" не является крупной, в связи с этим копия решения об одобрении крупной сделки не была представлена, цена всех контрактов указанного открытого аукциона составляет менее 10% балансовой стоимости активов предприятия. Заключение контрактов по итогам открытого аукциона по поставке твердого топлива (угля каменного) для муниципальных нужд Далматовского района на отопительный сезон 2009-2010 г.г. является сделкой для ЗАО "Тоболэнерго", совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности.
В результате рассмотрения жалобы установлено:
Муниципальными заказчиками являются: Лот N1 Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта
Лот N2 Администрация Верхнеярского сельсовета Курганская обл., Далматовский р-н, с. Верхний Яр
Лот N3 Администрация Вознесенского сельсовета
Лот N4 Администрация Ключевского сельсовета
Лот N5 Администрация Нижнеярского сельсовета
Лот N6 Администрация Новосельского сельсовета
Лот N7 Администрация Першинского сельсовета
Лот N8 Администрация Песковского сельсовета
Лот N9 Администрация Смирновского сельсовета
Лот N10 Администрация Юровского сельсовета
Организатором аукциона является Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта
Предметом проведения открытого аукциона является поставка каменного угля для муниципальных нужд Далматовского района на отопительный сезон 2009-2010 г.г.
Извещение о проведении размещения заказа путем проведения открытого аукциона, размещено в сети Интернет, на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) 03.07.2009 года.
На момент рассмотрения жалобы проведены процедуры:
- рассмотрение заявок, протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 2А от 27.07.2009 года, размещен в сети Интернет, на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) 27.07.2009 года;
На момент рассмотрения жалобы муниципальные контракты на поставку каменного угля для муниципальных нужд Далматовского района на отопительный сезон 2009-2010 г.г. не заключены. Требование Курганского УФАС России от 03.08.2009 о приостановлении государственного заказа исполнено.
Для участия в открытом аукционе по 10 лотам подано 3 заявки:
1. ЗАО "Тоболэнерго";
2. ЗАО "Энергоресурс";
3. ООО "ГаВань".
Все заявки допущены до участия в открытом аукционе по 10 лотам.
Комиссия Курганского УФАС России, рассмотрев жалобу, изучив представленные документы, выслушав доводы сторон, приходит к выводу о признании жалобы частично обоснованной:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии п.п. "д" п. 1 ч. 2 ст. 35 Федерального закона о размещении заказов, заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В п. 3.3 аукционной документации указано:
-решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В составе заявки ЗАО "Тоболэнерго" отсутствовало решение об одобрении крупной сделки, информация о том, что данная сделка не является крупной.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона о размещении заказов, аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России считает, что действия аукционной комиссии Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района по допуску заявки ЗАО "Тоболэнерго" являются неправомерными.
Заявление представителя ЗАО "Тоболэнерго" о том, что заключение муниципального контракта, по итогам проведения открытого аукциона является обычной хозяйственной деятельностью, комиссия Курганского УФАС считает необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона о размещении заказов, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Заявка ЗАО "Энергоресурс" соответствует требованиям Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и допущена до участия в открытом аукционе, обоснованно.
В действиях аукционной комиссии по размещению муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципальных контрактов на поставку каменного угля для муниципальных нужд Далматовского района на отопительный сезон 2009-2010 г.г, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, а именно: необоснованный допуск заявки ЗАО "Тоболэнерго".
Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 17, ст. 34, ст. 35, ч. 1 ст. 36, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, решила:
1. Признать жалобу ООО "ГаВань" частично обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии - Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района нарушения п. 1 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать муниципальному заказчику, аукционной комиссии - Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района, предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов.
4. Направить материалы должностному лицу Курганского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Отозвать требование о приостановлении государственного заказа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Предписание
Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Председатель - Коновалов М.А. - зам. руководителя;
Члены комиссии:
Чуриков В.В. - государственный инспектор;
Рыкова Е.А. - специалист - эксперт.
Руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании своего решения от 06.08.2009 по делу 05-02/119-09,
Предписание:
1. Заказчику - Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 36 Закона о размещении заказов, допущенные при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципальных контрактов на поставку каменного угля для муниципальных нужд Далматовского района на отопительный сезон 2009-2010 г.г
Для чего:
- внести изменения в протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 2А от 27.07.2009 года, в части допуска ЗАО "Тоболэнерго" к участию в открытом аукционе;
2. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в срок не позднее 20.08.2009 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (опубликовано 6 августа 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016