Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 26 ноября 2015 г. N 06-10.1/83-2015
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_> заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 06-10.1/83-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг ООО "Стоматология "Дентолог" (ИНН 5506220056, зарегистрированное по адресу: 644027, г. Омск, пр. Космический, д.201, кв. 39), содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе),
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Стоматология "Дентолог",- <_>
в присутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,- <_> (доверенность от <_>), установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области был установлен факт распространения рекламы медицинских услуг на рекламных конструкциях, размещенных на фасадах здания N 17 по ул. 10 Чередовая в г. Омске, содержащих следующую информацию: "ООО "Стоматология "Дентолог" Лечение и протезирование. тел. (3812) 389-125, 2 этаж".
Вышеуказанная информация обладает признаками рекламы и направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым в стоматологической клинике "Дентолог".
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, при этом предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Одновременно медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее - Номенклатура) выделяют следующие виды протезирования: протезирование зуба с использованием имплантата (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.006), протезирование зубов полными съемными пластиночными протезами (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.023), протезирование частичными съемными пластиночными протезами (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.035), протезирование съемными бюгельными протезами (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.036).
Учитывая изложенное, в рекламе, распространяемой ООО "Стоматология "Дентолог", указаны услуги, относящиеся к медицинским услугам (лечение, протезирование), при этом реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что свидетельствует о нарушении части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В ходе подготовки к рассмотрению дела N 06-10.1/83-2015 ООО "Стоматология "Дентолог" в адрес Омского УФАС России были представлены следующие пояснения: "_ООО "Стоматология "Дентолог" осуществляет медицинскую деятельность в помещении, расположенном на втором этаже здания по адресу: г. Омск, ул. 10 Чередовая, 17. На внешней стене указанного здания, под окнами занимаемого ООО "Стоматология "Дентолог" помещения размещена конструкция, содержащая следующую информацию: ""ООО Стоматология "Дентолог" Лечение и протезирование.тел. (3812) 389-125, 2 этаж".
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Размещение уличного щита в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг с наименованием юридического лица является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Исходя из положения статей 54, 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательная для потребителей информация должна содержать профиль предприятия и его наименование. Такая информация может быть размещена на вывеске и на нее не распространяются требования Закона о рекламе, независимо от манеры исполнения указанных обозначений.
Согласно Письму ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234, размещенные в месте осуществления своим предприятием своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, не подпадают под понятие рекламы, в то время как информации, ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Таким образом, указание ООО "Стоматология "Дентолог" своего наименования, профиля деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг на спорной конструкции ("ООО Стоматология "Дентолог" Лечение и протезирование.тел. (3812) 389- 125, 2 этаж") не может рассматриваться как реклама, поскольку преследует иные цели и не направлено исключительно на привлечение внимания к обществу, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке применительно к пункту 1 статьи 3_".
Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества, поскольку рекламные конструкции с рекламой медицинских услуг: "ООО "Стоматология "Дентолог" Лечение и протезирование. тел. (3812) 389-125, 2 этаж":
- расположены не только у входа в указанную стоматологическую клинику, но и на фасаде здания N 17 по ул. 10 Чередовая в г. Омске со стороны центрального входа в Торговый центр "Универсам", о чем свидетельствую фотоснимки, находящиеся в материалах дела;
- информация, распространенная ООО "Стоматология "Дентолог" на фасадах здания N 17 по ул. 10 Чередовая в г. Омске не соответствует критерию "обязательная к размещению в силу закона", поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к вывеске (статья 9 Федерального закона "О защите прав потребителей);
- реклама, распространенная ООО "Стоматология "Дентолог" на фасадах здания N 17 по ул. 10 Чередовая в г. Омске содержит сведения о медицинских услугах, включенных в Номенклатуру медицинских услуг.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
ООО "Стоматология "Дентолог" является и рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), и рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Учитывая вышеизложенное, исследовав материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг: "ООО "Стоматология "Дентолог" Лечение и протезирование. тел. (3812) 389-125, 2 этаж", распространенную ООО "Стоматология "Дентолог" на фасадах здания N 17 по ул. 10 Чередовая в г. Омске, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Стоматология "Дентолог" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/83-2015
26 ноября 2015 года г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_> заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 06-10.1/83-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг ООО "Стоматология "Дентолог" (ИНН 5506220056, зарегистрированное по адресу: 644027, г. Омск, пр. Космический, д.201, кв. 39), содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Стоматология "Дентолог" (ИНН 5506220056, зарегистрированное по адресу: 644027, г. Омск, пр. Космический, д.201, кв. 39) в срок до 14 декабря 2015 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а именно: распространяемую рекламу медицинских услуг сопровождать предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.
2. ООО "Стоматология "Дентолог" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 15 декабря 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 ноября 2015 г. N 06-10.1/83-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016