Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 23 ноября 2015 г. N 58-4689-15/10
Резолютивная часть решения оглашена "10" ноября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "23 ноября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России Клинковой Ю.А., начальника отдела контроля органов власти и торговли Емельяновой С.Н., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли Болушевской Т.Н.,
рассмотрев дело N 58-4689-15/10 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения муниципальным автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального района Шенталинский Самарской области" (далее - МАУ "Шенталинский МФЦ") части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выразившегося в заключении договора аренды N 8 от 05.12.2014 г. нежилых помещений, расположенных по адресу: Самарская область, Шенталинский район, ст. Шентала, ул. Советская, д.11 для размещения административных кабинетов общей площадью 27,6 кв. м. с Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго", без проведения торгов,
в присутствии представителей:
ответчика - МАУ "Шенталинский МФЦ" - директора МАУ "Шенталинский МФЦ" Марченко Алексея Юрьевича (распоряжение о переводе на должность директора от 19.07.2012 г);
заинтересованного лица - ПАО "Самараэнерго" - Елистратовой Людмилы Александровны (по доверенности от 18.06.2015 N 418), установила:
На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14.04.2015 N 153 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" с 21 апреля по 28 апреля 2015 года Самарским УФАС России была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области (446910, Самарская область, Шенталинский район, ст.Шентала, ул. Советская, д.33) по контролю за соблюдением требований статей 15, 16, 17.1, 19, 20 Закона "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
В результате проведенной проверки Инспекцией Самарского УФАС России было выявлено следующее.
Между МАУ "Шенталинский МФЦ" и Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго" заключен договор аренды N 08 от 05.12.2014 нежилых помещений, расположенных в здании МАУ "Шенталинский МФЦ" по адресу: Самарская область, Шенталинский район, ст. Шентала, ул. Советская, д.11, для размещения административных кабинетов (далее - Договор). Общая площадь сдаваемых в аренду помещений составляет 27,6 кв. м.
Согласно п.п.1 Договора в аренду были переданы: помещение N 24 площадью 11,7 кв.м. и помещение N 9 площадью 2 кв.м, расположенные на 1-ом этаже здания и помещение N 9 площадью 13,9 кв.м., расположенное на 2-ом этаже здания.
Указанные помещения находятся в здании, принадлежащем МАУ "Шенталинский МФЦ", согласно п.1.2 Договора, на праве оперативного управления.
Согласно п.5.1 Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 11 (одиннадцати месяцев).
На момент проведения проверки, документы, подтверждающие проведение публичных процедур при проведении торгов на право заключения Договора аренды Инспекции Самарского УФАС России предоставлены не были.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 17.1 Закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" случаев.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении, в том числе, государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, по результатам проведенной проверки Инспекцией Самарского УФАС России выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МАУ "Шенталинское МФЦ".
На основании пункта 1 части 1 статьи 23 и пункта 5 части 2 статьи 39 Закона "О защите конкуренции", в соответствии с приказом Самарского УФАС России N 320 от 09.09.2015 г. "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Самарским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения МАУ "Шенталинский МФЦ" части 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 58-4689-15/10 к рассмотрению (исх. N 9113/10 от 10.09.2015) к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве ответчика - МАУ "Шенталинский МФЦ", в качестве заинтересованного лица - ПАО "Самараэнерго".
В ходе рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России было установлено следующее.
МАУ "Шенталинский МФЦ" заключен вышеназванный Договор аренды муниципального имущества с Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго".
В обоснование правомерности заключения Договора МАУ "Шенталинский МФЦ" представило письменные пояснения и материалы.
Как следует из представленных МАУ "Шенталинский МФЦ" материалов, ОАО "Самараэнерго", направило письмо от 21.10.2014 N 11689 Главе муниципального района Шенталинский Самарской области с просьбой предоставления в аренду помещения, указанного в Договоре для размещения сотрудников Шенталинского участка Челно-Вершинского отделения ОАО "Самараэнерго" сроком на 5 лет.
Постановлением Администрации м.р. Щенталинский Самарской области "О согласовании передачи муниципального имущества в аренду" от 30.10.2014 N 651-п Администрация муниципального района Шенталинский Самарской области постановила согласовать МАУ "Шенталинский МФЦ" передачу нежилых помещений в здании муниципальной собственности, расположенных по адресу: Самарская область, Шенталинский район, ст. Шентала, ул. Советская, д.11, находящихся в оперативном управлении учреждения, в аренду ОАО "Самараэнерго", общей площадью 27,6 кв.м., сроком на пять лет для размещения сотрудников Шенталинского участка Челно-Вершинского отделения ОАО "Самараэнерго".
В дальнейшем, как следует из материалов дела, МАУ "Шенталинский МФЦ", 20 ноября 2014 года было размещено извещение о проведении торгов на сайте: www.torgi.gov.ru. Поскольку поступила единственная заявка от ОАО "Самараэнерго" договор был заключен с ним, как с единственным участником конкурса.
Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что торги на право заключения Договора аренды муниципального имущества МАУ "Шенталинский МФЦ" были проведены.
При указанных обстоятельствах нарушение части 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях МАУ "Шенталинское МФЦ" по заключению договора аренды муниципального имущества без торгов отсутствует.
Согласно части 5 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливается федеральным антимонопольным органом.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, утвержден "Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка, организатором конкурсов или аукционов при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" являются - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Самарским УФАС России установлено, что МАУ "Шенталинский МФЦ", на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru., 20.11.2014 размещено извещение о проведении торгов в форме открытого конкурса N 201114/7362660/01.
Дата окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе, согласно извещению N201114/7362660/01 - 25.11.2015 г.
Вместе с тем, в соответствии с п. 29 Порядка, извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, извещение, в нарушение пункта 29 Порядка, было размещено за пять дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе и помещено в архив 24.11.2015 г., то есть за день до дня окончания приема заявок.
Кроме того, согласно информации, указанной в извещении N 201114/7362660/01 срок отказа от проведения торгов 24.11.2014 г.
Вместе с тем, согласно пункту 33 Порядка, организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение об отказе от проведения конкурса размещается на официальном сайте торгов в течение одного дня с даты принятия решения об отказе от проведения конкурса.
Таким образом, срок отказа от проведения конкурса составил один день до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, что является нарушением пункта 33 Порядка.
Вместе с тем, определенные организатором торгов сроки начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе в совокупности с отказом от проведения торгов за день до даты окончания срока подачи на участие в конкурсе, ограничивают потенциальных участников торгов в подаче заявки в сроки, установленные законодательством (Порядком).
Действия организатора торгов по сокращению сроков подачи заявок на участие в конкурсе лишают возможности принять участие в торгах потенциальных желающих, сокращая их круг.
Согласно пункту 31 Порядка, извещение о проведении конкурса должно содержать в том числе: место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество; целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору; начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом, за исключением проведения конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения; срок действия договора.
Вместе с тем, извещение, опубликованное МАУ "Шенталинское МФЦ", не содержит указанную информацию.
При этом данное нарушение требований Порядка могло повлиять на решение потенциальных участников о возможности участия в проводимом конкурсе.
Лица, заинтересованные в участии в торгах, в рамках предоставленного ему законом срока подачи заявки, были ограничены (не имели возможности) в получении информации о том, какое имущество передается по торгам, что безусловно является ограничением в реализации своего права принять участие в данных торгах.
Фактически невозможность получения информации об имуществе, права на которое передаются по торгам, ввиду отсутствия в извещении необходимой информации и сокращение срока на подачу заявки, приводит к отказу потенциальных желающих принять участие в торгах, что ограничивает конкуренцию.
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что установление необоснованно короткого периода времени на подачу заявок (без учета потенциально большого количества желающих принять участие в торгах),отсутствие в извещении необходимой информации, свидетельствует об ограничении доступа потенциальных желающих принять участие в торгах.
Между тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Постановление Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области "О согласовании передачи муниципального имущества в аренду" от 30.10.2014 N 651-п принято до проведения аукциона.
Данное Постановление согласовывает передачу муниципального имущества, указанного в Договоре конкретному хозяйствующему субъекту - ОАО "Самараэнерго" и фактически указывает на формальный характер проведения МАУ "Шенталинское МФЦ" аукциона на вышеназванное имущество.
20 ноября 2014 года МАУ "Шенталинское МФЦ" - организатор торгов, публикует извещение о проведении торгов.
20 ноября 2014 года ОАО "Самараэнерго" направляет организатору торгов заявку га участие в аукционе.
Согласно протоколу N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению 201114/7362660/01 от 25.11.2014, протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению 201114/7362660/01 от 25.11.2014, конкурсной комиссией рассмотрена единственная заявка ОАО "Самараэнерго" на участие в конкурсе.
В дальнейшем, между МАУ "Шенталинский МФЦ" и ОАО "Самараэнерго" заключен Договор аренды.
Из указанного выше следует, что ОАО "Самараэнерго" заранее, до начала объявления торгов, обладало необходимой информацией о проведении МАУ "Шенталинское МФЦ" торгов, что позволило ему представить заявку в день размещения извещения о проведении торгов. Между тем, иные лица - потенциальные участники торгов, не имели необходимой информации о передаваемом по торгам муниципальном имуществе и с учетом сроков, указанных в извещении не имели возможности подать заявку в указанные в нем сроки.
Факт наличия одной заявки на участие в проведенных МАУ "Шенталинское МФЦ" торгах от ОАО "Самараэнерго", в совокупности с преимущественными условиями ОАО "Самараэнерго" участия в торгах путем доступа к информации о проведении конкурса до опубликования извещения о проведении конкурса, свидетельствует о создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" запрещается создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок, преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
На основании изложенного, Комиссией Самарского УФАС России, в ходе рассмотрения дела в действиях МАУ "Шенталинский МФЦ" установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в создании ОАО "Самараэнерго" преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции" Комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Основания для выдачи МАУ "Шенталинский МФЦ" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, так как в материалах дела имеется уведомление о прекращении Договора аренды в связи с истечением срока аренды нежилого помещения с 01 ноября 2015 года.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях МАУ "Шенталинский МФЦ" нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в создании преимущественных условий участия в торгах.
2. Предписание МАУ "Шенталинский МФЦ" не выдавать.
Председатель Комиссии Ю.А. Клинкова
Члены Комиссии: С.Н. Емельянова
Т.Н. Болушевская
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 ноября 2015 г. N 58-4689-15/10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016