Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 10 августа 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Максимов Н.В. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного
контроля органов власти;
Чернявская Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного
контроля органов власти,
в присутствии:
Зеленого В.В. - представителя ООО "РОССТРОЙ",
рассмотрев дело N 150/09-к о нарушении отделом капитального строительства администрации Корсаковского городского округа законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона: "Строительство двух 24-квартирных жилых домов во 2-ом микрорайоне г. Корсакова Сахалинской области, в том числе разработка проектной документации", установила:
03.08.2009 в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "РОССТРОЙ" (далее - Заявитель) о признании администрации Корсаковского городского округа (далее также - муниципальный заказчик) нарушившей положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) при проведении вышеуказанного аукциона.
Жалоба ООО "РОССТРОЙ" подана в соответствии с требованиями ст. 57 и ст. 58 Закона о размещении заказов.
Представитель Заявителя В.В. Зеленый пояснил, что в нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов муниципальный заказчик включил в документацию об аукционе требования к работам, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Так, согласно предмету аукциона и технической части документации об аукционе, участнику размещения заказа необходимо выполнить следующие виды работ: инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания; разработка проектной документации; строительство. Однако каждый из указанных видов работ в соответствии с п.п. 101.1, 101.2, 101.3 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ является лицензируемым видом деятельности.
Вместе с тем, в своем ответе от 29.07.2009 N 499 на запрос ООО "РОССТРОЙ" от 27.07.2009 N 1593/ПТО о разъяснении положений документации об аукционе муниципальный заказчик в лице Т.М. Васюты разъяснил, что "_участник открытого аукциона должен обладать лицензией или допуском саморегулируемой организации на все виды работ, которые определены в предмете аукциона; если участник аукциона не обладает лицензией на какие-либо виды работ, необходимые для выполнения предмета аукциона, то он не соответствует требованиям документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и не может быть допущен к аукциону".
Кроме этого, В.В. Зеленый сообщил, что в нарушение ч. 7 ст. 34 (ч. 2 ст. 23) Закона о размещении заказов муниципальный заказчик не представил по запросу Заявителя документацию об аукционе в письменной форме.
От отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа и Управления экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковского городского округа (далее также - уполномоченный орган), надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии представители не явились.
За подписью руководителя отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа Т.М. Васюты от 07.08.2009 N 538 представлены возражения на жалобу ООО "РОССТРОЙ", где отражено следующее.
Муниципальный заказчик считает, что объединение работ по выполнению инженерных изысканий, проектированию и строительству отвечает основной цели заказчика - получить объект капитального строительства, отвечающий требованиям технических регламентов, норм и правил в строительстве.
Также, по мнению муниципального заказчика, ООО "РОССТРОЙ" не является заинтересованным лицом в размещении спорного заказа, поскольку своим бездействием он отказался от участия в аукционе, не подав заявку, в связи с чем его интересы не были нарушены заказчиком.
Кроме этого, в своих пояснениях муниципальный заказчик сообщил, что в соответствии с извещением о проведении аукциона в письменной форме документация об аукционе предоставляется в течение 2-х рабочих дней со дня письменного обращения на имя заместителя руководителя управления экономики, природопользования и муниципального заказа Т.Г. Спириной, однако, заявления ООО "РОССТРОЙ" о предоставлении документации об аукционе на имя заместителя руководителя управления экономики, природопользования и муниципального заказа Т.Г. Спириной не поступало.
Комиссия Сахалинского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
Предмет рассматриваемого открытого аукциона - "Строительство двух 24-квартирных жилых домов во 2-ом микрорайоне г. Корсакова Сахалинской области, в том числе разработка проектной документации".
Документация об аукционе утверждена руководителем отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа Т.М. Васютой 13.07.2009.
Статьей 34 Закона о размещении заказов установлены требования к документации об аукционе.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с документацией об аукционе, предметом открытого аукциона является "Строительство двух 24-квартирных жилых домов во 2-ом микрорайоне г. Корсакова Сахалинской области, в том числе разработка проектной документации".
Согласно извещению о проведении указанного аукциона от 14.07.2009 и документации об аукционе - объем выполняемых работ определен Техническим заданием.
Указанным Техническим заданием предусмотрено выполнение подрядчиком следующих работ: инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, разработка проектной документации, строительство.
Данное обстоятельство в силу положений ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подразумевает наличие у потенциального участника аукциона двух лицензий на осуществление двух разных видов деятельности - на проектирование и строительство. При этом выдаче каждой из них сопутствует соблюдение разных лицензионных требований и условий.
Таким образом, данные виды работ не являются технологически и функционально связанными, поскольку кроме указанных обстоятельств - различны и по своей специфике, методам исполнения и продукту работ.
Следовательно, включение в один лот таких работ как: инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, разработка проектной документации, строительство, - ограничивает круг участников открытого аукциона только теми, кто обладает одновременно двумя лицензиями. Однако круг лиц, осуществляющих свою деятельность только на основании какой-либо одной из вышеназванных лицензий, является более широким.
Анализ документации об открытом аукционе: "Строительство двух 24-квартирных жилых домов во 2-ом микрорайоне г. Корсакова Сахалинской области, в том числе разработка проектной документации" показал, что в последней муниципальным заказчиком в пп. 2.2. п. 2 проекта муниципального контракта предусмотрено, что "_генподрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ по строительству и сдаче выполненных работ_".
Однако пп. 10.1. п. 10 проекта муниципального контракта содержит положения, противоречащие положениям пп. 2.2. п. 2 проекта муниципального контракта, а именно: "Генподрядчик на все время действия Контракта должен иметь лицензию (допуск) на право осуществления деятельности по исполнению Контракта на территории Российской Федерации и Сахалинской области, а также сертификаты Ростехнадзора на строительную технику".
Кроме этого, положениями самой документации об аукционе не предусмотрено привлечение к выполнению работ субподрядных организаций, что позволило бы потенциальному участнику размещения заказа выполнить работы, на выполнение которых у него отсутствует лицензия, силами субподрядной организации.
Таким образом, требования к работам, установленные муниципальным заказчиком в документации об аукционе, нарушают положения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, поскольку ограничивают количество участников размещения заказа, основным видом деятельности которых является либо проектирование, либо строительство.
В ходе осуществления внеплановой проверки Комиссией Сахалинского УФАС России также установлено, что Заявитель обратился с письменным заявлением от 13.07.2009 N 1510/ПТО о предоставлении документации об аукционе в письменной форме в адрес муниципального заказчика - отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа.
Извещением о проведении открытого аукциона: "Строительство двух 24-квартирных жилых домов во 2-ом микрорайоне г. Корсакова Сахалинской области, в том числе разработка проектной документации" от 14.07.2009 предусмотрено, что в письменной форме документация об аукционе предоставляется в течение 2-х рабочих дней со дня письменного обращения на имя заместителя руководителя управления экономики, природопользования и муниципального заказа Т.Г. Спириной.
Постановлением главы муниципального образования Г.А. Зливко от 29.12.2007 N 892 утвержден "Порядок взаимодействия и разграничения полномочий Уполномоченного органа по размещению заказов и муниципальных заказчиков муниципального образования Корсаковского района", согласно которому в п. 2.10. предусмотрено установление уполномоченным органом по размещению заказов требования о взимании платы за предоставление конкурсной документации, документации об аукционе, а также утверждение размера платы за предоставление конкурсной документации.
Возложение функций по предоставлению документации об аукционе в письменной форме по заявлению заинтересованного лица как на уполномоченный орган по размещению заказов, так на муниципального заказчика, в данном Порядке отсутствует.
В силу ч. 7 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе предоставляется в порядке, установленном ст. 23 Закона о размещении заказов.
Частью 2 указанной нормы закона предусмотрено, что со дня опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего заявления обязаны предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса.
Следовательно, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что положения ч. 2 ст. 23 Закона о размещении заказов не освобождают в данном случае муниципального заказчика в лице руководителя отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа Т.М. Васюты от обязанности предоставить по заявлению любого заинтересованного лица документацию об аукционе в письменной форме.
Таким образом, действия (бездействие) муниципального заказчика, выразившиеся в непредставлении ООО "РОССТРОЙ" документации об аукционе в письменной форме по письменному заявлению последнего, нарушают ч. 7 ст. 34 Закона о размещении заказов, а также содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части нарушения должностным лицом муниципального заказчика порядка предоставления документации об аукционе.
Комиссия, руководствуясь чч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, решила:
1. Жалобу ООО "РОССТРОЙ" признать обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - отдел капитального строительства администрации Корсаковского городского округа нарушившим ч. 3.1, ч. 7 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.
4. Выдать уполномоченному органу - управлению экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковского городского округа, единой конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
5. Передать материалы внеплановой проверки по настоящему делу должностному лицу Сахалинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Н.В. Максимов
Е.А. Чернявская
Предписание по делу N 150/09-к о нарушении законодательства о размещении заказов
10 августа 2009 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Максимов Н.В. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Чернявская Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
на основании решения от 10.08.2009 года по делу N 150/09-к, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "РОССТРОЙ" на действия отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа при проведении открытого аукциона по предмету: "Строительство двух 24-квартирных жилых домов во 2-ом микрорайоне г. Корсакова Сахалинской области, в том числе разработка проектной документации", руководствуясь ч. 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Муниципальному заказчику - отделу капитального строительства администрации Корсаковского городского округа устранить нарушения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, а именно:
- аннулировать торги;
- не допускать в будущем нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе нарушений ч. 3.1, ч. 7 ст. 34 Закона о размещении заказов.
2. Единой конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказов:
- отменить протокол N 79 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 04.08.2009.
3. Уполномоченному органу - управлению экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковский городской округ:
- опубликовать и разместить информацию об аннулировании торгов на официальном сайте и в официальном печатном издании;
- опубликовать и разместить информацию об отмене протокола N 79 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 04.08.2009 на официальном сайте и в официальном печатном издании.
Срок исполнения предписания - 21 августа 2009 года.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в срок до 22 августа 2009 года с приложением подтверждающих документов.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Сахалинского УФАС России ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Н.В. Максимов
Е.А.Чернявская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 августа 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016