Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 14 августа 2009 г. N 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н. П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А. В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 59 от 07.0.2009 г. по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области (ул. Ленина, 96, г.Татарск, Новосибирская область, 632122) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с частью 2 статьи 45 ФЗ N 135 "О защите конкуренции" Совет депутатов г. Татарска Новосибирской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, письмом N 01-15/1128 от 07.08.2009 г. Совет депутатов г. Татарска Новосибирской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. установила
В рамках проверки на соответствие антимонопольному законодательству деятельности органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг Новосибирским УФАС России рассмотрено Положение "О порядке деятельности и правилах содержания муниципальных кладбищ в городе Татарске Новосибирской области", утверждённое решением 15 сессии Совета депутатов города Татарска N 135 от 27.11.2007 г. (далее - Положение").
В результате проведения проверки выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Совета депутатов города Татарска Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения кладбища г. Татарска являются муниципальной собственностью, для организации работ на кладбище администрация города Татарска на основании договора может привлекать предприятия и индивидуальных предпринимателей. Заказы на погребение оформляются специалистом Предприятия, ответственного за содержание кладбища, при этом определяется возможность производства погребения на конкретном участке и стоимость услуг по подготовке могилы на участках кладбищ, закрытых для свободного погребения (п. 2.2 Положения). Отвод земельных участков для погребения производится работниками Предприятия (п.2.3 Положения). Каждое захоронение регистрируется администрацией Предприятия в книге регистрации захоронений, а также администрация Предприятия рассматривает перерегистрацию захоронения на другого гражданина, выдаёт справки о захоронении (п.2.11 Положения). Администрация Предприятия даёт разрешение на погребение в родственную могилу урн, изъятие их из неё, выдаёт справку о захоронении урны с прахом (п.2.12 Положения). Все работы на кладбищах, связанные с установкой (заменой) надмогильных сооружений (памятники, ограды, цветники, цоколи и др.) могут производиться только с уведомления администрации Предприятия (п.3.1 Положения). В случае нарушения порядка установки надмогильных сооружений администрация Предприятия извещает лицо, на которое зарегистрировано захоронение, о необходимости устранения нарушения в установленные сроки (п.3.4 Положения). Установка новых оград на старых кладбищах, замена старых оград производится по согласованию с администрацией Предприятия. Ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбищ города, благоустройство место захоронения и санитарное состояние территории кладбищ возлагается на администрацию Предприятия (п.4.1 Положения). В п.п. 5.3-5.3.3 на администрацию Предприятия для признания захоронения бесхозным возложены функции по созданию комиссии, хранению актов осмотра состояния захоронений и надмогильных сооружений, регистрации захоронений, извещения ответственного за захоронение лица о необходимости привести захоронение в порядок. Кроме того Предприятие выдаёт пропуска на катафальные транспортные средства и утверждает схемы движения и стоянок транспортных средств по территории кладбища (п.п. 7.3, 7.4 Положения).
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (ст. 14).
В силу ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, специализированной службе возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (статья 9), однако в соответствии со статьёй 10 указанного закона, в случае если погребение осуществлялось за счет родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.
В соответствии со ст. 18 ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы, не предусмотрена.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 12027/27 от 23.09.2008 г. установлено, что передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение является нарушением антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.
Часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Положение "О порядке деятельности и правилах содержания муниципальных кладбищ в городе Татарске Новосибирской области", утверждённое решением 15 сессии Совета депутатов города Татарска N 135 от 27.11.2007 г. содержит признаки нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части создания преимущественных условий деятельности предприятиям и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым администрацией г. Татарска для организации работ на кладбище, наделения данных хозяйствующих субъектов функциями контрольно-распорядительного характера и правами органа местного самоуправления, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
По существу дела Совет депутатов г. Татарска представил следующее объяснение.
На 30 сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в решение Совета депутатов города Татарска Новосибирской области N 15 от 27.11.2007 г. "Об утверждении положения о порядке деятельности и правилах содержания муниципальных кладбищ в городе Татарске Новосибирской области". Изменения будет внесены в соответствии с требованиями частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Проанализировав материалы дела Комиссия приходит к следующим выводам.
Пункты 2.2, 2.3, 2.11, 2.12, 3.4, 4.1, 5.3, 7.3, 7.4 Положения "О порядке деятельности и правилах содержания муниципальных кладбищ в городе Татарске Новосибирской области", утверждённого решением 15 сессии Совета депутатов города Татарска нарушают части 1, 3 статьи 15 ФЗ N 135 от 27.11.2007 г. "О защите конкуренции" в части создания преимущественных условий деятельности предприятиям и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым администрацией г. Татарска для организации работ на кладбище, наделения данных хозяйствующих субъектов функциями контрольно-распорядительного характера и правами органа местного самоуправления, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила
1. Признать Совет депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области нарушившим части 1, 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", утвердивший решением 15 сессией от 27.11.2007 г. N 135 Положение о порядке деятельности и правилах содержания муниципальных кладбищ в городе Татарске Новосибирской области, которое может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, поскольку предприятиям и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым для организации работ на кладбище создаются преимущественные условия деятельности, хозяйствующие субъекты наделяются функциями контрольно-распорядительного характера и правами органа местного самоуправления.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения Совету депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области внести изменения в пункты 2.2, 2.3, 2.11,2.12, 3.4, 4.1, 5.3, 7.3, 7.4 Положения о порядке деятельности и правила содержания муниципальных кладбищ в городе Татарске Новосибирской области, утверждённое решением 15 сессии Совета депутатов г. Татарска от 27.11.2007 г. N 135, исключив положения, которые создают преимущественные условия деятельности, наделяют функциями контрольно-распорядительного характера и правами органа местного самоуправления, предприятия и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для организации работ на кладбище.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А. А. Ельчанинов
Члены Комиссии Н. П. Камнева
А. В. Рисов
ПРЕДПИСАНИЕ N 49
"14" августа 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н. П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А. В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14.08.2009 г. по делу N 59 от 07.07.2009 г. о нарушении Советом депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области (ул. Ленина, 96, г.Татарск, Новосибирская область, 632122) части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", предписывает
1. Совету депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области в срок до 30.10.2009 г. прекратить нарушения части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившиеся в создании преимущественных условий деятельности на рынке ритуальных услуг предприятиям и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым администрацией г. Татарска для организации работ на кладбище, наделении данных хозяйствующих субъектов функциями контрольно-распорядительного характера и правами органа местного самоуправления, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
2. С целью исполнения предписания Совету депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области внести изменения в пункты 2.2, 2.3, 2.11,2.12, 3.4, 4.1, 5.3, 7.3, 7.4 Положение "О порядке деятельности и правилах содержания муниципальных кладбищ в городе Татарске Новосибирской области", утверждённое решением 15 сессии Совета депутатов города Татарска, исключив положения, касающиеся создания преимущественных условий деятельности на рынке ритуальных услуг, наделения функциями контрольно-распорядительного характера и правами органа местного самоуправления предприятия и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для организации работ на кладбище, в части оформления заказов на погребение, отвода земельных участков для погребения, регистрации и перерегистрации захоронений, согласования установки надмогильных сооружений и оград, организации похоронного обслуживания на территории кладбища, создание комиссии для признания захоронений бесхозными, выдачи пропусков и утверждении схем движения транспортных средств по территории кладбища
3. Об исполнении настоящего предписания Совету депутатов муниципального образования г. Татарска Новосибирской области сообщить в срок до 06.11.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии Н. П. Камнева А. В. Рисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 августа 2009 г. N 59
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016