Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 25 ноября 2015 г. N 95
Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 25 ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - руководитель Брянского УФАС России;
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
<_> - государственный инспектор отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
<_> - главный специалист-эксперт отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами (приказ Брянского УФАС России от 10.11.2015 г. N33-К "О назначении <_>");
в присутствии:
<_> - главы Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области, полномочия которой подтверждены решением Денисковичского сельского Совета народных депутатов от 07.10.2014 г. N1-5, распоряжением Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области от 07.10.2014 г. N1-р,
рассмотрев материалы дела N95 по признакам нарушения Денисковичской сельской администрацией Злынковского района Брянской области (243604, Брянская обл., Злынковский р-н, с. Денисковичи, ул. Первомайская, 1) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области в связи с рассмотрением поступившим из Прокуратуры Брянской области отчета Контрольно-счетной палаты Брянской области по результатам контрольного мероприятия "Оценка формирования тарифов и выполнения инвестиционных программ предприятиями, оказывающими услуги в сфере тепло- и водоснабжения на территории Брянской области в 2014 году и истекшем периоде 2015 года" в части проведения проверки на соответствие требования антимонопольного законодательства при оказании услуг в сфере водоснабжения администрациями сельских поселений, сделан запрос о представлении информации.
В результате анализа представленных Денисковичской сельской администрацией Злынковского района Брянской области (далее - администрация) материалов на основании приказа Брянского УФАС России от 02.11.2015 г. N405 возбуждено дело N95 по признакам нарушения администрацией ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N95 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 03.11.2015 г. N8963 дело назначено к рассмотрению на 13.11.2015 г., администрация привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Из представленных материалов следует следующее.
19.12.2013 г. Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области издан приказ N44/21-вк "О тарифах на услуги водоснабжения (питьевую воду) и водоотведения, оказываемые предприятиями Брянской области", согласно которому установлены тарифы на услуги водоснабжения (питьевую воду), оказываемые администрацией в 2014 году.
18.12.2014 г. Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области издан приказ N54/16-вк "О тарифах на услуги водоснабжения (питьевую воду) и водоотведения, оказываемые предприятиями Брянской области", согласно которому установлены тарифы на услуги водоснабжения (питьевую воду), оказываемые администрацией в 2015 году.
Письмом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 22.10.2014 г. N2357 представлена информация об установленных тарифах на водоснабжение в разрезе организаций коммунального комплекса Брянской области на 2014 год, в том числе оказываемые администрацией.
Согласно письменным пояснениям администрации от 12.11.2015 г. N1524 денежные средства за водоснабжение от населения поступали на счет администрации, что подтверждено представленными платежными документами, ведомостями внесения денежных средств гражданами за водопотребление.
В августе - сентябре 2015 года администрация изготовила техническую документацию на водозаборные сооружения и сооружения коммунального хозяйства.
Решением Денисковичского сельского Совета народных депутатов от 30.10.2015 г. N14-2 "О передаче недвижимого имущества в части организации водоснабжения населения муниципального образования "Денисковичское сельское поселение" муниципальному образованию "Злынковский район" недвижимое имущество (артезианские скважины: N1 глубиной 72 м в с. Лысые; N3 глубиной 102-м в с. Денисковичи; N4 глубиной 130 м в с. Денисковичи; N6 глубиной 90 м в с. Денисковичи; N7 глубиной 87 м в п. Нетеша; водопроводные сети: протяженностью 4000 м в с. Лысые; протяженностью 14600 м в с. Денисковичи; протяженностью 1100 м в п. Нетеша) в части организации водоснабжения передано муниципальному образованию "Злынковский район".
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства N95 представитель ответчика <_> признала факт нарушения администрацией требований антимонопольного законодательства при оказании услуг водоснабжения.
Изучив материалы дела N95, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоотведении) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
В соответствии с п.6 ст.2 Закона о водоотведении гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с п.15 ст.2 Закона о водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона о водоотведении водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Согласно п.7 ст.7 Закона о водоотведении до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Согласно п.9 ст.7 Закона о водоотведении в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.12 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Закона о водоснабжении (в ред. от 28.12.2013 г.) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч.2 ст.23 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) (в ред. от 28.12.2013 г.) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1.1 ст.6 Закона о водоснабжении (в ред. от 29.12.2014 г.) полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, а именно - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, - на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Законом N131-ФЗ, Законом о водоотведении не предусмотрено оказание услуг в сфере водоснабжения органами местного самоуправления, а лишь их организация, то совершение действий со стороны администрации при оказании услуг населению, организациям в сфере водоснабжения противоречит требованиям ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области нарушение ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совмещении функций хозяйствующих субъектов при оказании услуг в сфере водоснабжения, что не допускается.
2. Не выдавать Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку имущество в части организации водоснабжения поселения передано муниципальному образованию "Злынковский район" согласно решению Денисковичского сельского Совета народных депутатов от 30.10.2015 г. N14-2.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы дела для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 25 ноября 2015 г. N 95
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016