Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 24 ноября 2015 г. N РНП-14-177/15
г. Якутск резолютивная часть оглашена 19 ноября 2015 года
изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
<>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" (далее также - ФГБОУ ВО Якутская ГСХА, заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Научно-исследовательский центр "Аанньаах-Агро" (далее также - ООО "МИП "НИЦ "Аанньаах-Агро", заинтересованное лицо): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев представленные заказчиком ФГБОУ ВО Якутская ГСХА для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об уклонении участника закупки ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" от заключения контракта на поставку пиролизных водогрейных котлов длительного горения, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера для нужд ФГБОУ ВО Якутская ГСХА (извещение N 0316100011015000082), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), пунктов 9, 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, установила:
05 ноября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили представленные заказчиком ФГБОУ ВО Якутская ГСХА для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об уклонении участника закупки ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" от заключения контракта на поставку пиролизных водогрейных котлов длительного горения, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера для нужд ФГБОУ ВО Якутская ГСХА (извещение N 0316100011015000082).
Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут 19 ноября 2015 года.
До рассмотрения дела от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела письменное обращение от заказчика было оглашено в полном объеме, из содержания которого следует, что 15 октября 2015 года в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе заказчиком был направлен проект контракта через электронную торговую площадку ЗАО "Сбербанк-АСТ".
В регламентированный срок (до 20 октября 2015 года), указанный на электронной торговой площадке, единственным участником электронного аукциона на поставку пиролизных водогрейных котлов длительного горения, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера для нужд ФГБОУ ВО Якутская ГСХА (извещение N 0316100011015000082) ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" не был направлен подписанный проект контракта.
Письменное пояснение от заинтересованного лица в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) не поступало.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), исследовав имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
17 сентября 2015 года заказчиком на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N 0316100011015000082 о проведении электронного аукциона на пиролизных водогрейных котлов длительного горения, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера для нужд ФГБОУ ВО Якутская ГСХА, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 595 266 рублей 67 копеек.
28 сентября 2015 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316100011015000082-1.
Согласно данному протоколу аукционной комиссией принято решение о признании соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации, заявки единственного участника закупки (ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро").
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
26 октября 2015 года ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта, о чем составлен протокол N 0316100011015000082-2.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение включить сведения в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0316100011015000082-1 от 28 сентября 2015 года заявка единственного участника закупки (ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро") признана соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" о предоставлении сведений о действиях заказчика и заинтересованного лица по заключению контракта на поставку пиролизных водогрейных котлов длительного горения, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера для нужд ФГБОУ ВО Якутская ГСХА (извещение N 0316100011015000082).
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно представленным оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" сведениям по вышеуказанному запросу, 05 октября 2015 года заказчиком направлен проект контракта заинтересованному лицу.
В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Из материалов дела установлено, что 12 октября 2015 года заинтересованным лицом был направлен протокол разногласий.
Согласно части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела установлено, что 15 октября 2015 года заказчиком повторно направлен заинтересованному лицу проект контракта.
Регламентированный срок подписания и направления проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта участником (победителем) электронного аукциона, - 20 октября 2015 года, что подтверждается скриншотом с сайта оператора электронной площадки.
Согласно части 6 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Из материалов дела установлено, что 21 октября 2015 года оператором электронной площадки зафиксирован факт уклонения заинтересованного лица от заключения контракта.
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
26 октября 2015 года заинтересованное лицо признано уклонившимся от заключения контракта, о чем составлен протокол N 0316100011015000082-2.
Согласно указанному протоколу заинтересованному лицу отказано от заключения контракта по следующему основанию: "Участнику отказывается в заключении контракта в связи с установлением факта уклонения участника закупки в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, подтверждающегося уведомлением оператора электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru".
Согласно извещению N 0316100011015000082 о проведении электронного аукциона размер обеспечения исполнения контракта составляет 119 053.33 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В материалы дела представлен скриншот с сайта оператора электронной площадки, согласно которому заказчиком получено следующее уведомление от оператора электронной площадки:
"<_> участником (победителем) электронного аукциона N 0316100011015000082: Общество с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Научно-исследовательский центр "Аанньаах-Агро" - в регламентированный срок не направлены подписанные сертификатом усиленной электронной подписи проект контракта, необходимые документы об обеспечении исполнения контракта, протокол разногласий, <_>".
Таким образом, заинтересованным лицом в регламентированный срок не представлено обеспечение исполнения контракта
Учитывая, что отношения по заключению договора (контракта) носят гражданско-правовой характер, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) исходит из того, что заинтересованное лицо обязано доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Кроме того, поскольку ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" не исполнило свое обязательство по заключению договора, вытекающее из статуса победителя электронного аукциона, в рамках осуществления им предпринимательской деятельности оно несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Каких-либо иных документов, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение обязательства по подписанию проекта контракта, предоставлению обеспечения исполнения контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, заинтересованным лицом на рассмотрение дела не представлено.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро", самостоятельно совершая определенные действия (подача заявки на участие в торгах и т.д.), обязано было предполагать возможные последствия своих действий, и несло риски, в том числе, негативные при осуществлении предпринимательской деятельности.
Заинтересованное лицо, участвуя в общественных отношениях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, обязано предвидеть наступление вредных последствий своего действия (бездействия).
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что неподписание проекта контракта, непредставление обеспечения исполнения контракта явились следствием недобросовестного поведения заинтересованного лица.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) усматривает в действиях заинтересованного лица признаки недобросовестности, поскольку ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро", принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, становится участником аукциона и несет риск наступления неблагоприятных для нее последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию государственных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от заинтересованного лица большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта, и в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем аукциона в электронной форме.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, руководствуясь положениями части 6 статьи 37, части 13 статьи 70, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу о том, что ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" уклонилось от заключения контракта, факт уклонения участника закупки от заключения контракта в ходе рассмотрения дела подтвердился, следовательно, у Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) имеются правовые основания для включения сведений об ООО "МИП-НИЦ "Аанньаах-Агро" в реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации.
При этом сама мера ответственности, состоящая во включении недобросовестных контрагентов в соответствующий реестр, является законной и подлежит применению именно к тем лицам, которые своими действиями способствовали уклонению от заключения контрактов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта, решила:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации со сроком на два года сведения, представленные заказчиком Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" об обществе с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Научно-исследовательский центр "Аанньаах-Агро" (место нахождения: 678100, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Олекминский улус, город Олекминск, ул. Гагарина, дом 58, ИНН 1421001690) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку пиролизных водогрейных котлов длительного горения, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера для нужд ФГБОУ ВО Якутская ГСХА (извещение N 0316100011015000082).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии <>
Члены комиссии <>
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 ноября 2015 г. N РНП-14-177/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016