Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 23 ноября 2015 г. N 85-ФАС22-0В/10-15
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
без участия представителей;
от ООО "Октан-сервис" - поступило ходатайство N 1513758 от 12.11.2015 о рассмотрении дел в отсутствии представителей;
от КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - не явились, надлежащим образом уведомлены;
с участием представителей:
от Управления Алтайского края - Б<_> (по доверенности).
рассмотрев дело N 85-ФАС22-ОВ/10-15 по признакам нарушения Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в указании в документации электронного аукциона (извещение N 08/17200000315006086) требований к поставке товара на нескольких территориях, установила:
В ходе рассмотрения управлением ФАС по Алтайскому краю заявления ООО "Октан-сервис" (вх.1511098 N 14.09.2015) установлено, что КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" проведен электронный аукцион на поставку горюче-смазочных материалов для нужд Управления Алтайского края по культуре и архивному делу (извещение N 0817200000315006086). Согласно аукционной документации опубликованной на сайте http://www.zakupki.gov.ru, в качестве мест доставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта определены: г. Барнаул, Алейск, Белокуриха, Бийск, Заринск, Змеиногорск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое; в районах: Алейский, Алтайский, Бийский, Благовещенский, Волчихинский, Егорьевский, Завьяловский, Залесовский, Заринский, Змеиногорский, Калманский, Каменский, Крутихинский, Красногорский, Краснощековский, Курьинский, Кулундинский, Кытмановский, Мамонтовский, Михайловский, Новичихинский, Панкрушихинский, Петропавловский, Первомайский, Поспелихинский, Ребрихинский, Родинский, Романовский, Рубцовский, Славгородский, Солонешенский, Суетский, Табунский, Таменский, Тальменский, Тогульский, Топчихинский, Троицкий, Тюменцевский, Угловский, Усть-Пристанский, Хабарский.Из заявления ООО "Октан-сервис" следует, что ввиду укрупнения лота по территориальному признаку заявитель был вынужден отказаться от участия в электронном аукционе по причине невозможности осуществить поставку товара.
В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по Алтайскому краю на основании приказа от 14.10.2015 N 266 в отношении Управления Алтайского края по культуре и архивному делу возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 85-ФАС22-ОВ/10-15.
На заседании Комиссии представители Управления Алтайского края по культуре и архивному делу нарушение антимонопольного законодательства не признали.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Управления Алтайского края по культуре и архивному делу нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно документам, предоставленным КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" (вх.1512431 от 13.10.2015), документация электронного аукциона N 0817200000315006086 утверждена директором Управления Алтайского края по культуре и архивному делу.
Управлением ФАС по Алтайскому краю проведен анализ (служебная записка аналитического отдела от 25.09.2015) состава участников рынка розничной реализации ГСМ через АЗС Алтайского края, а также, о наличии АЗС в районах и городах Алтайского края.
Данные анализа свидетельствуют о том, что самую разветвленную сеть АЗС имеет ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт", в составе которого имеется 85 АЗС и АЗК (автозаправочные комплексы).
Далее (по численности) идет сеть АЗС ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" - 22 автозаправочные станции, ООО "Карат" - 18 АЗС, сеть АЗС ИП Безуглов- 16 АЗС, сеть АЗС ООО "Техно" - 15 АЗС, ООО "Сервис" (сеть АЗС "Ника" - 15 АЗС), ООО "Матрикс ойл" - 11 АЗС. На территории городов и районов Алтайского края сеть АЗС "Октан" представлена 11 АЗС в г. Барнауле и 16 АЗС в городах и районах Алтайского края (независимые операторы ООО "Транссервис" - 1 АЗС, ООО "Авторпрестиж" - 2 АЗС, ООО "Апекс" - 2 АЗС, ООО "Эстоль" - 1 АЗС, ООО "Люкс-Ойл" - 2 АЗС, ООО "Нефть - Экспресс" - 1 АЗС, ИП Соснин- 3 АЗС, ИП Иванов- 4 АЗС).
Иные независимые субъекты-участники рынка имеют не более 1-2 АЗС.
Всего в Алтайском крае по состоянию на 1 апреля 2014 года 300 хозяйствующих субъектов эксплуатировало 539 АЗС и АЗК, из них 2 хозяйствующих субъекта принадлежат к вертикально интегрированным компаниям: ОАО "НК"Роснефть" -Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Новосибирск".
ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт" имеет 49 АЗС, расположенных на территории 41 административно-территориального образования Алтайского края (из 59) и 36 АЗС в 10 городах региона. В местах поставки, указанных в документации на проведении торгов (изв. N 0817200000315006086) - Алейский, Алтайский, Заринский, Каменский, Рубцовские районы Алтайского края - ОАО "НК"Роснефть-Алтайнефтепродукт" АЗС не имеет.
Таким образом, анализ показал, что хозяйствующих субъектов, соответствующих критериям поставки горюче-смазочных материалов, указанным в документации на проведении торгов по извещению 0817200000315006086, осуществляющих деятельность на указанном рынке на территории Алтайского края, нет.
Действующее законодательство не содержит требований к порядку формирования лотов. Вместе с тем, при формировании условий электронного аукциона Управление Алтайского края по культуре и архивному делу обязано соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнение лотов, за счет поставки товаров на нескольких территориях, приводит к устранению потенциальных участников электронного аукциона, и как следствие к недопущению конкуренции между хозяйствующими субъектами, претендующими на заключение контракта на поставку ГСМ путем заправки автотранспорта через АЗС.
Примененный принцип объединения лотов по территории делает невозможным принятие участия в торгах хозяйствующих субъектов и препятствует осуществлению такими субъектами своей деятельности.
На основании изложенного, в действиях Управления Алтайского края по культуре и архивному делу, выразившихся в утверждении документации об электронном аукционе (извещение N 0817200000315006086) в которой содержатся требования к поставке товара на нескольких территориях, усматривается нарушение абзаца 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании чего, в соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", электронный аукцион признан несостоявшимся.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия Управления Алтайского края по культуре и архивному делу, выразившиеся в утверждении документации об электронном аукционе (извещение N 0817200000315006086) в которой содержатся требования к поставке товара на нескольких территориях противоречащими абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного орган
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 ноября 2015 г. N 85-ФАС22-0В/10-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016