Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 21 августа 2009 г. N 66
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н. П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А. В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
в присутствии представителей:
заявитель - <_>, <_> - по доверенности;
ответчик - администрация муниципального образования города Бердска, <_>начальник отдела транспортного обслуживания населения, по доверенности;
рассмотрев дело N 66 от 24.07.2009 г. по признакам нарушения администрацией муниципального образования города Бердска (ул. Максима Горького, д. 9, г. Бердск, НСО, 633010) части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", установила
В Новосибирское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <_> (вх. N 3797 от 09.06.2009 г.), осуществлявшего в г. Бердске пассажирские перевозки по сезонному маршруту "Черемушки" - "Водозабор", с жалобой на действия администрации г. Бердска, отказавшей индивидуальному предпринимателю в заключении договора пассажирских перевозок.
16.02.2009 г. <_>подано заявление в администрацию г. Бердска на продление договора на выполнение коммерческих пассажирских перевозок на сезонных маршрутах. 16.03.2009 г. <_>получен ответ за подписью заместителя главы администрации г. Бердска <_>, что необходимости в привлечении дополнительных автобусов по маршруту "Черёмушки - Водозабор" нет, поскольку он в полном объёме обслуживается ОАО "Бердское ПАТП".
На имя главы г. Бердска 18.03.2009 г. <_>было подано заявление о рассмотрении его заявления на комиссии по упорядочению пассажирских перевозок на территории г. Бердска. Заявление <_>на комиссии не рассматривалось. 17.04.2009 г. <_>получен ответ за подписью заместителя главы администрации г. Бердска <_>о том что Советом депутатов г. Бердска принято решение об организации сезонных пригородных маршрутов с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе по единому социальному проездному билету, в связи с чем <_>рекомендовано обратиться в МУП "Пассажиртрансснаб" за получением необходимого пакета документа для вхождения в данную систему.
23.04.2009 г. <_> в администрацию г. Бердска подано заявление, в котором он даёт согласие на предоставление услуг на сезонном маршруте по единому социальному проездному билету либо микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта" и просит вернуться к рассмотрению на комиссии по упорядочению пассажирских перевозок его заявления.
26.05.2009 г. заместителем главы администрации г. Бердска <_>дан ответ, что перевозчику необходимо предоставить пакет документов и иметь устройство для считывания микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" и подключиться к системе "Золотая корона". На маршруте "Черёмушки - Водозабор" на сегодняшний день нет необходимости привлечения дополнительных автобусов, так он обслуживается ОАО "Бердское ПАТП" в полном объёме. Возможно, для работы индивидуальному предпринимателю <_>будет предложен сезонный пригородный маршрут "Вокзал - Родничок".
Отдел транспортного обслуживания населения администрации МО г. Бердска на запрос Новосибирского УФАС России письмом N 5-ТО от 26.06.2009 г. сообщил, что на момент пролонгации договора об организации перевозки пассажиров и возмещении расходов предприятиям пассажирского транспорта при выполнении регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе по единому социальному проездному билету, либо микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта" на городских и пригородных автобусных маршрутных сетях города Бердска N 1-С от 09.01.2008 г., заключённого администрацией г. Бердска с ОАО "Бердское ПАТП", заявлений о привлечении на выполнение пассажирских перевозок по сезонному маршруту "Черемушки -Водозабор" от других перевозчиков не поступало. ИП <_> обратился с заявлением о заключении договора 16.02.2009 г. В связи с этим конкурс на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения администрацией г. Бердска не проводился.
Согласно решения Совета депутатов г. Бердска от 16.04.2009 г. N 540 "Об организации пассажирских перевозок на сезонных пригородных муниципальных маршрутах г. Бердска на 2009 г." необходимо организовать сезонные маршруты с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе по единому социальному проездному билету или микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта".
В соответствии с главой 5 Закона Новосибирской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" от 07.06.2007 г. N 112-ОЗ привлечение к выполнению регулярных пассажирских перевозок с применением мер социальной поддержки осуществляется на основании договора с департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
01.05.2008 г. между департаментом транспорта и дорожного хозяйства, ОАО "Бердское ПАТП" и администрацией г. Бердска был заключён договор об организации перевозки пассажиров и возмещении расходов предприятиям пассажирского транспорта при выполнении регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе по единому социальному проездному билету, либо микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта", а также детям из многодетных семей - учащимся общеобразовательных учреждений на утверждённых дачных маршрутах г. Бердска.
На сегодняшний день в г. Бердске возможность организовать обслуживание маршрутов с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе по единому социальному проездному билету или микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта" имеет только ОАО "Бердское ПАТП".
По существу дела администрация МО г. Бердска представила следующее объяснение.
Индивидуальный предприниматель <_>обратился с заявлением в администрацию МО г. Бердска осуществлять пассажирские перевозки по маршруту "Черёмушки - Водозабор" 16.02.2009 г. Пролонгация договора N 1-С от 09.01.2008 г., заключённого администрацией г. Бердска с ОАО "Бердское ПАТП" была в декабре 2008 г.
Маршрут "Черёмушки - Водозабор" является пригородным. На основании пункта 7 статьи 7, пункта 11 статьи 8 Закона Новосибирской области от 07.06.2007 г. N 112-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" определение порядка формирования пригородной и межмуниципальной сети на территории Новосибирской области относится к полномочиям администрации Новосибирской области, заключение договоров об организации пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения автомобильным транспортом относится к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области. Индивидуальному предпринимателю <_>было дано разъяснение, что необходимо сделать и куда обратиться, чтобы осуществлять пассажирские перевозки на пригородных маршрутах регулярного сообщения.
Администрация муниципального образования города Бердска дополнительно сообщила, что на сегодняшний день заявлений на осуществление пассажирских перевозок с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе по единому социальному проездному билету на автобусных маршрутных сетях города Бердска от других перевозчиков не было.
На заседании Комиссии индивидуальный предприниматель <_>сообщил, что администрацией города Бердска для заключения договора об организации перевозки пассажиров он был направлен в Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Новосибирской области. На приёме в департаменте <_>в устной беседе было сообщено, что заключение договоров на пригородные маршруты относится к компетенции администрации города Бердска, однако письменного ответа на своё обращение в департаменте Новосибирской области <_>получено не было.
На заседании Комиссии представитель администрации муниципального образования города Бердска сообщила, что в соответствии с "Положением о регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам г. Бердска", утверждённым решением Совета депутатов МО г. Бердска от 27.09.2007 г. N 307 маршрут "Черёмушки - Водозабор" является пригородным и относится к муниципальным маршрутам. Право заключения договоров на муниципальные маршруты принадлежит администрации города Бердска, однако данное Положение противоречит Закону Новосибирской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области", в соответствии с которым маршрут "Черёмушки - Водозабор" относится к пригородным маршрутам, полномочиями по заключению договоров об организации пассажирских перевозок на пригородных маршрутах обладает администрация Новосибирской области. В своей деятельности администрация города Бердска руководствуется не Положением, утверждённым решением Совета депутатов города Бердска, а областным законом, поскольку он обладает более высокой юридической силой по отношению к решению Совета депутатов города Бердска.
Договор является трёхсторонним. Сторонами по договору являются перевозчик, администрация Новосибирской области и администрация города Бердска. Администрацией города Бердска <_>был разъяснён порядок заключения таких договоров.
Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с "Положением о регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам г. Бердска" (далее Положение), утверждённым Решение Совета депутатов г. Бердска от 27.09.2007 N 307 муниципальные маршруты могут быть пригородными и городскими. Привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договоров об организации пассажирских перевозок, заключаемых с администрацией МО г. Бердска (пункты 1.6, 3.1 Положения).
Однако, Закон Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" разделяет понятия муниципального и пригородного маршрута. Муниципальным маршрутом регулярного сообщения является - маршрут, проходящий в границах муниципального образования: поселения, муниципального района, городского округа, пригородный маршрут регулярного сообщения - это маршрут, проходящий в пределах Новосибирской области, перевозки пассажиров и багажа по которому осуществляются автомобильным транспортом за пределы территории городского округа на расстояние до 50 километров, а также водным и железнодорожным транспортом на расстояние до 150 километров включительно, измеряемое от границы территории городского округа (часть 1 статьи 4 Областного закона). В соответствии с Законом Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области", пригородный маршрут муниципальным маршрутом не является.
Заключение договоров об организации пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения автомобильным транспортом относится к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания населения (пункт 11 статьи 8 Областного закона).
Таким образом, в действиях администрации муниципального образования города Бердска отсутствуют нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку заключение договоров на пригородные маршруты не относится к компетенции администрации города Бердска.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", решила
Прекратить дело N 66 возбуждённое в отношении администрации муниципального образования города Бердска в связи с отсутствием в её действиях нарушений антимонопольного законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А. А. Ельчанинов
Члены Комиссии Н. П. Камнева
А. В. Рисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 августа 2009 г. N 66
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016