Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 27 августа 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: ,
рассмотрев дело N 31 от 01.07.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Закрытым акционерным обществом "Телекомпания "Триада" ненадлежащей передачи ЗАО "Телекомпания "Триада" "ТВ-Потребитель" 03.04.2009 в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Закрытого акционерного общества "Телекомпания "Триада" (далее - ЗАО "Телекомпания "Триада") - исполнительного директора; заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Новгородской области (далее - Управление Роскомнадзора по Новгородской области) - главного специалиста отдела планирования, регистрации, надзора в сфере массовых коммуникаций, информационных технологий и защиты прав субъектов персональных данных,
УСТАНОВИЛА:
06 мая 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступило обращение от Управления Роскомнадзора по Новгородской области (исх. N 5-508 от 05.05.2009, далее - Управление Россвязькомнадзора) о выявленных в ходе планового мероприятия по дистанционному контролю в период с 1 по 30 апреля 2009 года нарушениях в отношении ЗАО "Телекомпания "Триада", осуществляющего в Великом Новгороде на канале 23 ТВК вещание телепрограммы собственного производства "Триада" и телепрограммы "ТНТ" (лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N 12037 от 13.06.2007). В приложении к указанному обращению были представлены: 4 DVD-диска записи эфира телепрограмм "Триада" и "ТНТ" за период 03.04.2009; 1 DVD-диск записи мониторинга эфира телепрограмм "Триада" и "ТНТ" за период с 06.04 по 29.04.2009, с указанием на них записей телепередач собственного производства ЗАО "Телекомпания "Триада".
В частности, выявлены признаки нарушения статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Так, в соответствии со свидетельствами о регистрации телепрограммы "Триада" N П 2118 от 13.09.1996 и телепрограммы "ТНТ" N ФС 77-25292 от 18.08.2006 данные средства массовой информации не являются телепрограммами, специализирующимися на сообщениях и материалах рекламного характера.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа. При этом следует иметь в виду, что исчисление часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания начинается с 00 минут 00 секунд текущего часа времени суток и заканчивается по истечении 59 минут 60 секунд и не зависит от места положения географической точки. Один час или неполный час эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания учитывается в минутах и секундах. Следовательно, прерывание телепрограммы рекламой не может превышать 9 минут времени вещания в течение часа (пятнадцать процентов).
В результате анализа записей эфира, произведённых 03.04.2009 и мониторинга эфира с 06.04. по 29.04.2009 установлено, что передачи собственного производства ЗАО "Телекомпания "Триада": "Мелочи жизни", "ТВ-Потребитель", "Похудение без запретов", "Красота всерьёз", "Кушать подано" содержат признаки передач рекламного характера (в том числе типа телемагазин). В частности, в передаче "ТВ-Потребитель" рекламируются бытовые приборы и приспособления с указанием конкретной марки и производителя, сообщается номер телефона, по которому можно заказать предлагаемую продукцию с получением скидок и бонусов; в передаче "Мелочи жизни" также рассматриваются полезные качества бытовой техники на примере конкретной марки с указанием магазина приобретения товара; передачу "Похудение без запретов" составляет реклама услуг Центра снижения веса "Доктор Борменталь".
В соответствии с пунктом 1 части 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вышеуказанная передача производства ЗАО "Телекомпания "Триада" понятийно подпадает под определение рекламы (обладает объектом рекламирования - бытовая техника с указанием конкретных марок; формируют интерес к нему путём описания их положительных потребительских свойств; распространена среди неограниченного круга лиц и др.).
Анализ записи эфира телепрограммы "Триада" и телепрограммы "ТНТ" 03.04.2009 в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут показал следующее. Продолжительность прерывания телепрограммы "Триада" телепередачей "ТВ-Потребитель", содержащей в себе признаки передачи рекламного характера (типа телемагазин), составила в период вещания указанного астрономического часа 15 минут 20 секунд (с погрешностью /- 10 секунд). Следовательно, в действиях рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ЗАО "Телекомпания "Триада" - содержатся признаки нарушения части 3 статьи 14 Закона о рекламе, выразившиеся в превышении указанного лимита прерывания вещания телепрограммы "Триада" рекламой типа телемагазин.
Таким образом, в периоде вещания телепрограмм "Триада" и "ТНТ" с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут 03.04.2009 имеется нарушение части 3 статьи 14 Закона о рекламе, выразившиеся в превышении указанного лимита прерывания вещания телепрограммы "Триада" рекламой типа телемагазин. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Собранные по делу материалы и доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, осуществившего распространение (доведение до конечного потребителя), т.е. её рекламораспространителя - ЗАО "Телекомпания "Триада".
На рассмотрении дела присутствовал представитель ЗАО "Телекомпания "Триада" по доверенности - , о месте и времени рассмотрения дела N 31 от 01.07.2009 ЗАО "Телекомпания "Триада" надлежащим образом было уведомлено (исх. 2616/03 от 12.08.2009 Новгородского УФАС России). Им было заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 31 от 01.07.2009 по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Закон о защите прав) и муниципального контроля".
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство ЗАО "Телекомпания "Триада" (вх. N 4619 от 27.08.2009 Новгородского УФАС России) комиссия приняла решение отклонить его по следующему основанию. В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона о защите прав особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля в сфере рекламы в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами. Как следует из части 1 статьи 33 Главы 5 "Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства о рекламе" Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Таким образом, порядок осуществления контроля в сфере рекламы антимонопольным органом, в данном случае, установлен настоящим федеральным законом.
Как следует из письменных объяснений ЗАО "Телекомпания "Триада" (вх. N 4618 от 27.09.2009 Новгородского УФАС России), прямые договоры за размещение и производство передачи ЗАО "Телекомпания "Триада" "ТВ-Потребитель" с заказчиками не заключались, оплата производилась на основании выставленных счетов на оплату. Также, как следует из объяснений представителя ЗАО "Телекомпания "Триада", данных на рассмотрении дела, передача "ТВ-Потребитель" состоит из 3 частей и по концепции представляет собой передачу информационно-развлекательного характера, и рекламой является только вставка с телефонным номером, позвонив по которому можно будет приобрести рассматриваемые в предыдущей части программы товары народного потребления. Таким образом пометка "реклама" или "на правах рекламы" должна быть только на вставке с телефонным номером, которая появляется в момент вставки с номером. Однако, имеющаяся в материалах дела видеозапись передачи "ТВ-Потребитель" плохого качества, в связи с чем указанную пометку невозможно разглядеть.
Доводы ЗАО "Телекомпания "Триада" являются несостоятельными по следующим основаниям.
В телемагазине товар приобретается по образцу без непосредственного контакта покупателя с продавцом. Покупатель видит товар на экране телевизора, получает краткую информацию о свойствах, назначении предлагаемого товара, а также узнает его цену из рекламного ролика. По предлагаемому в ролике или бегущей строке телефону потенциальный покупатель связывается с оператором колл-центра, предоставляющим ему более полную и точную информацию, и принимает решение о покупке предложенного телемагазином товара или, наоборот, отказывается от своего первоначального намерения. В случае принятия решения о покупке по телефону оформляется заказ выбранного товара. Данное описание понятия телемагазин чётко подходит под концепцию передачи "ТВ-Потребитель", распространённую путём прерывания телепрограммы "Триада" в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут 03.04.2009 и разделение её на какие-либо составные части или вычленение отдельных фрагментов из общей продолжительности вещания не представляется возможным.
Таким образом, довод представителя ЗАО "Телекомпания "Триада" - - о том, что рекламой в данном случае будет являться только вставка с телефонным номером является несостоятельным, так как разделение единой передачи на составные части и наделение их отдельным смыслом будет некорректным и несоответствующим действительности.
Исследовав материалы дела N 31 от 01.07.2009, заслушав объяснения представителя ЗАО "Телекомпания "Триада", Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В периоде вещания телепрограммы "Триада" с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут 03.04.2009имеется нарушение части 3 статьи 14 Закона о рекламе, выразившиеся в превышении указанного лимита прерывания вещания телепрограммы "Триада" рекламой типа телемагазин ("ТВ-Потребитель"). Нарушение части 3 статьи 14 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к распространению рекламы, которое осуществлялось её рекламораспространителем - ЗАО "Телекомпания "Триада".
Как следует из справки, представленной ЗАО "Телекомпания "Триада" (вх. N 4621 от 27.08.2009 Новгородского УФАС России), с мая 2009 года изготовление и распространение передачи "ТВ-Потребитель" прекращено и возобновление распространения не планируется.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу - телепередачу (телемагазин) "ТВ-Потребитель", распространённую03.04.2009 в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут в эфире средства массовой информации телепрограммы "Триада" ЗАО "Телекомпания "Триада", поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы - телепередачи "ТВ-Потребитель", указанной в пункте 1 настоящего решения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --09 сентября 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 августа 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016