Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 9 сентября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Заместитель председателя Комиссии - и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Каримов Р.Ф.;
члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А.;
начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков и государственного заказа - Саляхутдинова Р.Ф.;
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа - Никонова Ю.С. (секретарь комиссии);
в присутствии представителей:
Заказчик:
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан - главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения АПК и государственных закупок Зайнуллин Венер Гамирович (доверенность N 02-26-1570 от 08.09.2009 г.)
Заявитель:
ООО "БашКапитал-Строй" - заместитель директора Красильников Михаил Васильевич (доверенность N 2 от 07.04.2009 г.) установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 02.09.2009 г. (вх. N 8349) поступила жалоба от ООО "БашКапитал-Строй" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии заказчика в лице Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N 9757735 на право заключения контракта на выполнение функций заказчика-застройщика по объекту "Строительство второй очереди тепличного комбината (блок теплиц площадью 2,33 га) в Совхозе "Алексеевский" Уфимский район, Республика Башкортостан", включенного в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2009 год (далее - Открытый аукцион).
Заявитель указывает, что 1 сентября 2009 г. Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан проводился открытый аукцион (извещение N 9757735) на выполнение функций заказчика-застройщика по объекту "Строительство второй очереди тепличного комбината (блок теплиц площадью 2,33 га) в Совхозе "Алексеевский" Уфимский район, Республика Башкортостан", включенного в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2009 год.
Заявитель считает, что в ходе проведения аукциона, были допущены следующие нарушения:
1) В последний момент изменено место проведения аукциона (давали время для прибытия второго участника аукциона ГУСП Совхоз "Алексеевский");
2) Аукцион начался в 11 часов 05 минут, с опозданием на 5 минут (из-за опоздания участника аукциона ГУСП Совхоз "Алексеевский");
3) Не проводилась аудио-видео запись аукциона;
4) Не правильно принято решение по определению победителя аукциона по цене "0" рублей. Фактически первым карточку поднял представитель ООО "БашКапитал-Строй".
Заявитель считает, что между аукционистом и ГУСП Совхоз "Алексеевский" имел место предварительный сговор.
Заявитель просит отменить результаты открытого аукциона.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением от 03.09.2009 г. исх. N 7/7588ф о приостановлении процедуры размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком представлена информация по Открытому аукциону N 9757735 и пояснение по существу жалобы.
Заказчик указывает, что 7 августа 2009 года Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан было опубликовано в Новой экономической газете (N 30 (484)) и размещено на официальном сайте извещение (N 9757735) об открытом аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение функций заказчика-застройщика по объекту: "Строительство второй очереди тепличного комбината (блок теплиц площадью 2,33 га) в совхозе "Алексеевский" Уфимский район, Республика Башкортостан", включенного в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2009 год. Прием заявок на участие в аукционе заканчивался в 10:00 часов 28 августа 2009 года. До окончания указанного в извещении о проведении аукциона срока подачи заявок на участие в аукционе, 28 августа 2009 года 10 часов 00 минут (время уфимское), было представлено 2 (две) заявки на участие в аукционе (Заявки по мере их подачи регистрировались в Журнале регистрации поступления заявок на участие в аукционе (Приложение N 1 к Протоколу рассмотрения заявок на участие в
аукционе), а именно: ГУ СП совхоз "Алексеевский", ООО "БашКапитал-Строй".
Заказчик отмечает, что по результатам рассмотрения заявок ГУСП совхоз "Алексеевский" и ООО "БашКапитал-Строй" были допущены и приглашены к участию в аукционе к 11:00 часам 01.09.2009 г. по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, д. 106, 3 этаж, овальный зал. В 10:55 часов 01.09.2009 г. в овальном зале собрались все члены аукционной комиссии, в том числе и поставщики. Председателем аукционной комиссии было предложено поставщикам перейти в кабинет N 500 в связи с тем, что в овальном зале министерства должно было пройти экстренное совещание министра, на что никаких возражений со стороны поставщиков не поступило. В результате процедура открытого аукциона началась в 11:00 часов в кабинете N 500.
Заказчик указывает, что председатель комиссии открыл заседание комиссии, объявив присутствующим поставщикам, предмет закупки, озвучил наименование поставщиков подавших заявки и допущенных на участие в аукционе, после чего передал слово аукционисту. Аудиозапись процедуры торгов велась с 11:00 часов. Аукционист перед началом торгов по лоту N1 пригласил на регистрацию присутствующих участников аукциона. Регистрация по лоту N1 началась в 11:07 часов. От ООО "БашКапитал-Строй" зарегистрировался Красильников Михаил Васильевич с карточкой N1, от ГУСП совхоз "Алексеевский" зарегистрировался Цулыгин Леонид Демидович с карточкой N2. После окончания регистрации по лоту N1 аукционист объяснил зарегистрировавшимся участникам аукциона порядок проведения аукциона и начал процедуру торгов.
Заказчик утверждает, что в результате торгов последнее предложение поступило по цене 0 (ноль) рублей от обоих участников: первым карточку поднял участник с номером карточки 2 - ГУ СП совхоз "Алексеевский". Предпоследнее предложение поступило от участника с номером карточки 2 - ГУСП совхоз "Алексеевский", который предложил выполнить функции заказчика-застройщика по лоту N1 по цене контракта - 181 127 рублей. Победителем аукциона по лоту N 1 определен участник аукциона с номером карточки 2- ГУСП совхоз "Алексеевский" с ценой контракта 0 (ноль) рублей.
Изучив и рассмотрев представленные материалы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов установила следующее.
Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан проводился открытый аукцион N 9757735 на право заключения государственного контракта на выполнение функций заказчика-застройщика по объекту: "Строительство второй очереди тепличного комбината (блок теплиц площадью 2,33 га) в совхозе "Алексеевский" Уфимский район, Республика Башкортостан", включенного в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2009 год.
В соответствии с Журналом регистрации поступления заявок на участие в аукционе было подано 2 заявки, рассмотрение которых проводилось в период с 10:00 часов 28.08.2009 г. до 09:30 31.08.2009 г. В результате, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N 9757735/1 от 31.08.2009 г., оба участника размещения заказа были допущены к участию в аукционе.
Проанализировав заявки участников размещения заказа Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу, что аукционной комиссией Заказчика были необоснованно допущены к участию в аукционе ООО "БашКапитал-Строй" и ГУСП совхоз "Алексеевский".
В соответствии с пунктом 8 документации об аукционе подготовка заявки на участие в аукционе осуществляется согласно положениям части 2 и части 2.2 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Одним из обязательных требований, предъявляемых к заявке на участие в аукционе, является наличие в составе заявки документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица. Как установлено пунктом "в" части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, в случае, если от имени участника размещения заказа действует руководитель, то заявка на участие в аукционе должна содержать копию решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность руководителя. Законодателем дополнительно установлено, что если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Заявка ООО "БашКапитал-Строй" подписана директором общества Ивановым О.Н. В составе заявки на участие в аукционе Заявителем была приложена копия приказа от 14.04.2009 г., подписанного Ивановым О.Н., о том, что Иванов О.Н. приступает к обязанностям директора общества на основании протокола учредителей от 06.04.2009 г. Подобное в виду отсутствия Иванова О.Н. в составе участников общества противоречит пункту 6.2.2 устава данного юридического лица, согласно которому избрание (назначение) генерального директора общества и досрочное прекращение его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Кроме того, стоит отметить, что 23.06.2009 г. в устав общества были внесены изменения, а именно: изменен состав участников общества. Значит, действие протокола учредителей от 06.04.2009 г. прекратилось, а изданный на основании данного протокола приказ утратил юридическую силу.
Следовательно, в нарушение части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов и пункта 8 документации об аукционе в составе заявки ООО "БашКапитал-Строй" отсутствовал документ, подтверждающий полномочия Иванова О.Н. на осуществление действий от имени данного участника размещения заказа.
Отсутствие документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица, было выявлено Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов при анализе заявки ГУСП Совхоз "Алексеевский".
Заявка ГУСП Совхоз "Алексеевский" поступила к Заказчику за подписью директора предприятия Майстренко Е.Н. Как следует из пункта 5.1 устава данного предприятия, директор является единоличным исполнительным органом, назначается и освобождается от должности Министром сельского хозяйства РБ. Однако документ о назначении Майстренко Е.Н. директором предприятия в составе заявки не представлен.
В соответствии с пунктом 10.2.1 документации об аукционе и части 1 статьи 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно пункту 10.2.4 документации об аукционе при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Согласно п.4 ч.1 ст.12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Таким образом, заявки ООО "БашКапитал-Строй" и ГУСП Совхоз "Алексеевский" должны быть отклонены аукционной комиссией Заказчика как несоответствующие требованиям документации об аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение членом конкурсной или аукционной комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт предусматривается административная ответственность.
Таким образом, в действиях членов единой комиссии Заказчика на этапе рассмотрения заявок на участие в аукционе усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По вопросу соблюдения процедуры проведения аукциона Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 9 Информационной карты аукциона и извещением N 9757735 о размещении заказа процедура аукциона должна была проходить по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, д. 106, 3 этаж, овальный зал в 11:00 часов по местному времени 01.09.2009 г. Порядок проведения аукциона установлен пунктом 11 документации об аукционе, а именно:
-аукционная комиссия перед началом аукциона по каждому лоту регистрирует участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота и явившихся на аукцион, или их представителей (пункт 11.2.1);
-аукцион проводиться в день и час, указанный в извещении о проведении аукциона в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей (пункт 11.3.1);
-комиссия в обязательном порядке осуществляет аудиозапись аукциона и ведет протокол аукциона (пункт 11.3.2).
Из Журнала регистрации участников Открытого аукциона (Приложение N 1 к Протоколу открытого аукциона N 9757735/2 от 01.09.2009 г.) следует, что регистрация участников аукциона была произведена с опозданием (в 11:07 часов зарегистрировался участник ООО "БашКапитал-Строй", в 11:09 часов -ГУСП Совхоз "Алексеевский"). Следовательно, аукцион также был начат с опозданием, а не в указанное в извещении о проведении аукциона время (11:00 часов местного времени). Таким образом, Заказчиком был нарушен порядок проведения аукциона.
Также Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что аукцион был проведен не в овальном зале министерства, а в кабинете N 500 по ул. Пушкина, д. 106. Представитель Заказчика пояснил, что изменение места проведения аукциона было продиктовано необходимостью проведения в овальном зале министерства экстренного совещания министра. Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, изучив аудиозапись аукциона, установила, что участникам аукциона была предоставлена возможность выразить претензии в связи с этим обстоятельством, однако, никаких возражений со стороны поставщиков, в том числе и со стороны представителя ООО "БашКапитал-Строй", не поступило.
В процессе проведения аукциона аукционист объявлял номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления начальной (максимальной) цены контракта по лоту и цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона", а также новую цену контракта, сниженную в соответствии с "шагом аукциона" в порядке, установленном части 5 статьи 37 Закона о размещении заказов, и "шаг аукциона", в соответствии с которым снижается цена. При исследовании аудиозаписи аукциона Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов было установлено, что при проведении торгов аукционистом осуществлялись следующие действия:
-начальная (максимальная) цена контракта была снижена на "шаг аукциона" в 5 процентов и составила 3 441 413 рублей, предложение о заключении контракта поступило от обоих участников аукциона;
-далее аукционистом снова было объявлено снижение цены на установленный "шаг аукциона" (5 процентов от максимальной цены контракта), цена контракта составила 3 260 286 рублей, предложение о заключении контракта поступило от обоих участников аукциона;
-поскольку предложения о заключении контракта поступали, аукционист снижал цену на установленный "шаг аукциона" до тех пор, пока цена контракта составила 0 (ноль) рублей. Предложение также поступило от обоих участников аукциона: первым карточку поднял участник с номером карточки 2 - ГУСП Совхоз "Алексеевский". Победителем аукциона определен участник с номером карточки N 2 - ГУСП Совхоз "Алексеевский".
В соответствии с частью 5 статьи 37 Закона о размещении заказов "шаг аукциона" устанавливается в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 622 540 рублей, "шаг аукциона" - 5% (181 127 рублей), следовательно, новая цена составляет 3 441 413 рублей. Если от участников аукциона поступило предложение о заключении контракта, аукционист снижает новую цену контракта (3 441 413 рублей) на "шаг аукциона" 5% (181 127 рублей), то есть 3 260 286 рублей. И так до тех пор, пока никто из участников не заявит намерении предложить более низкую цену контракта. Аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 % начальной (максимальной) цены контракта (но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта) в случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявит о своем намерении предложить более низкую цену контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Закона о размещении заказов победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
На основании вышеизложенного, при определении победителя торгов нарушений в действиях аукциониста и аукционной комиссии Заказчика не установлено.
Согласно положениям части 7 статьи 37 Закона о размещении заказа на заказчика, уполномоченного органа при проведении аукциона возложена обязанность осуществлять аудиозапись аукциона и вести протокол аукциона. Осуществление видеозаписи аукциона - право, предоставленное законодателем любому участнику аукциона (часть 9 статьи 37 Закона о размещении заказов). Аудиозапись Заказчиком осуществлялась с 11:00 часов местного времени, протокол открытого аукциона от 01.09.2009 г. был размещен на официальном сайте 02.09.2009 г. и опубликован в "Новой экономической газете" (N 34 от 04.09.2009 г.). Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов со стороны Заказчика в этой части нарушений не выявлено.
Руководствуясь ст.17, ст.60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "БашКапитал-Строй" на действия аукционной комиссии заказчика в лице Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N 9757735 на право заключения контракта на выполнение функций заказчика-застройщика по объекту "Строительство второй очереди тепличного комбината (блок теплиц площадью 2,33 га) в Совхозе "Алексеевский" Уфимский район, Республика Башкортостан", включенного в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2009 год частично обоснованной.
2. Заказчику в лице Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N ГЗ - 378/09
об устранении нарушений Федерального Закона "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и
муниципальных нужд"
09.09.2009 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Заместитель председателя Комиссии - и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Каримов Р.Ф.;
члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А.;
начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков и государственного заказа - Саляхутдинова Р.Ф.;
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа - Никонова Ю.С. (секретарь комиссии);
на основании своего Решения N ГЗ - 378/09 от 09.09.09г. и в соответствии со ст.ст. 17,60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписывает
Аукционной комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан:
-отменить протокол N 9757735/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе;
-отменить результаты протокола N 9757735/2 проведения открытого аукциона;
-провести процедуру размещения заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения.
В пятидневный срок с момента исполнения предписания проинформировать об этом Башкортостанское УФАС России с приложением копий документов, подтверждающих данный факт.
Неисполнение настоящего предписания в срок влечет за собой ответственность согласно существующему законодательству.
Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 сентября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016