Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 10 сентября 2009 г. N 61
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
и.о. начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Сухарева О.И.,
в присутствии представителя организатора торгов Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области <> (доверенность от 04.09.2009), представителя уполномоченного органа Комитета государственного заказа Тамбовской области <> (доверенность от 05.06.09 N 05-06/815), представителя Администрации г.Тамбова <> (доверенность от 04.09.2009 N 2-40-837/9), представителя ЗАО МО "Техинком" <> (доверенность от 04.09.2009), представителя ООО "Русские Автобусы-Группа ГАЗ" <> (доверенность от 28.01.2009),
рассмотрев жалобу ОАО "Транс-Альфа ЭЛЕКТРО" (160004, г.Вологда, Белозерское шоссе, 3) на действия государственного заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, а также коммунальной техники (извещение от 14.08.2009 N165.AUK),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тамбовское УФАС России поступила жалоба (вх. от 04.09.2009 N6035э) ОАО "Транс-Альфа ЭЛЕКТРО" на действия государственного заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, а также коммунальной техники.
Государственный заказчик (организатор торгов) - Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области. Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Тамбовской области. Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.tambov.gov.ru.
Заявитель считает, что государственный заказчик и уполномоченный орган при разработке и утверждении документации об аукционе нарушили ряд требований действующего законодательства о размещении заказов.
Условия, содержащиеся в аукционной документации, не соответствовали нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
Указанные технические характеристики, а именно, длина, ширина, высота, база, поставляемой техники по лоту N 4 троллейбус ЛиАЗ ТР-52803 или "эквивалент", в приложении N 1 к аукционной документации, ограничивают круг участников размещения заказа и является нарушением п.3.1. ст.34 Закона о размещении заказов.
Жалоба ОАО "Транс-Альфа ЭЛЕКТРО" подана в соответствии с требованиями статей 57 и 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и в установленный законом срок.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился.
Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Тамбовской области на рассмотрение жалобы представил письменные объяснения (вх. от 07.09.2009 N 6045), в которых указал следующее.
В соответствии с ч.2.1 ст.34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы. и т.д.) за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Из положений указанной статьи следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
При этом в Законе о размещении заказов и иных нормативных правовых актах, не установлено каких-либо требований к Заказчику обосновывать свои потребности, при установлении требований к поставляемому товару.
Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, и связанных с определением его соответствия потребностям Заказчика.
Установленные Заказчиком в документации об аукционе N165 требования к техническим характеристикам поставляемой техники (в том числе по лоту N4), не влекут ограничения количества участников размещения заказа, поскольку они не указывают на его принадлежность к конкретному производителю в виду отсутствия точных характеристик товара.
Именно в целях недопущения ограничения количества участников размещения заказа указанные в Перечне поставляемой техники по лоту N4 параметры технических характеристик (длина/ширина/высота, .) сопровождаются словами "не более", что дает возможность потенциальному поставщику предложить к поставке товар - эквивалентный товару, требуемому заказчику, в виду чего ссылка заявителя жалобы на ограничение круга участников размещения заказа не обоснована.
В соответствии с частью 2 ст.58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия заказчика, уполномоченного органа, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность ее доводов.
ОАО "Транс-Альфа ЭЛЕКТРО" не представило каких-либо документов, подтверждающие обоснованность ее доводов.
На основании изложенного комитет государственного заказа области просит комиссию по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области признать жалобу ОАО "Транс-Альфа ЭЛЕКТРО" необоснованной.
Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области на рассмотрение жалобы представил письменные объяснения (вх. от 07.09.2009 N 6078), в которых указал следующее.
Существует одобрение типа транспортного средства ЛиАЗ ТР-52803 и данный тип троллейбуса допущен к эксплуатации. Указанные размеры не указаны с нарушением действующего законодательства и не ограничивают круг конкуренции. Допускается к поставке троллейбус с базой более 5900 мм, что не ограничено ГОСТом Р 41.36-2004 и ГОСТ СМТ ЭТ 007-04, в которых указан только термин жесткая база, без указания ограничения база 5840 не является ограничением. В соответствии с п.4.1.3 Стандарта Министерства Транспорта РФ "Троллейбусы городские пассажирские" СМТ ЭТ 007-04 указано, что ширина должна быть не более 2550 мм, следовательно, документация об аукционе содержит указание на габаритные размеры троллейбуса, которые являются меньшими относительно стандартных размеров, предусмотренных действующими нормами, но вписываются в габаритные размеры всех выпускаемых в России низкопольных троллейбусов.
Установка статистических преобразователей и расположение электрооборудования в заднем свесе только приветствуется для простоты обслуживания, легкости доступа, защита от атмосферных воздействий и пыли. Поскольку троллейбус ТРОЛЗА-5265 "Мегаполис" входит в указанные габаритные размеры и соответствует параметрам по пассажировместимости, и типу управления тяговым двигателем РКСУ. Но только отличается предложенной ценой.
Приняты новые правила N36, 52 и 107, относящиеся к общей конструкции автобусов, приведены в соответствии с Директивой 2001/85 ЕС и заменяются правилами N 107.01.
Данные Правила существенно изменяют многие предписания в отношении автобусов и троллейбусов. Особенно с точки зрения доступности этих транспортных средств для пассажиров с пониженной мобильностью (инвалиды, пассажиры с временными нарушениями двигательных функций, люди преклонного возраста или низкого роста, беременные женщины, пассажиры с детскими колясками, тяжелым багажом и т.д. Более того, они придают новое содержание термину пассажир с пониженной мобильностью. Принято новое и уже действует приложение N 8 к Правила N 36, касающихся троллейбусов по электробезопасности, по высоте первой ступени и высоте пола в салоне.
На основании вышеизложенного можно считать, что нарушения законодательства нет.
Представитель Администрации города Тамбова на рассмотрении дела пояснил.
Потребности Заказчика являются важным фактором при установлении требований в документации об аукционе.
Указанные технические характеристики по лоту N 4 являются значимыми для Заказчика и не влекут ограничения количества участников размещения заказа, так как они не указывают на принадлежность к конкретному производителю из-за отсутствия точных характеристик товара.
Представитель ЗАО МО "Техинком" и ООО "Русские Автобусы-Группа ГАЗ" <> сообщил, что считает жалобу необоснованной. В документации об аукционе по лоту N 4 не указаны жесткие требования троллейбуса ЛиАЗ ТР-52803 производства ООО "Ликинский автобусный завод". Заявка, поданная ЗАО МО "Техинком", полностью соответствует требованиям, выставляемым Заказчиком. ОАО Транс-Альфа Электро" не представило доказательства, что ни один другой троллейбус не соответствует заявленным в документации об аукционе параметрам.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
Предметом рассматриваемого открытого аукциона является поставка автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, а также коммунальной техники.
Документация об открытом аукционе N 165 утверждена 01.09.2009 Управлением транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области и Комитетом государственного заказа Тамбовской области.
По лоту N 4 предметом муниципального контракта является поставка Троллейбуса ЛиАЗ ТР-52803 или "эквивалент". В приложении N 1 к аукционной документации "Перечень поставляемой техники" по лоту N 4 указаны технические характеристики поставляемых троллейбусов, в том числе:
длинаширинавысота, мм - не более 1180025003460, база, мм - 5840;
уровень пола на накопительной площадке в салоне в первом и втором дверном проеме не более - 360 мм;
уровень пола на накопительной площадке в третьем дверной проеме не более 820 мм.
Из анализа представленных документов путем сопоставления технических характеристик, а именно: длины, ширины, высоты, базы, указанных в приложении N 1 к аукционной документации, и "Одобрений типа транспортного средства" других производителей следует, что технические характеристики, указанные по лоту N 4, полностью соответствуют техническим характеристикам только одной марки троллейбуса ЛиАЗ ТР-52803 производства ООО "Ликинский автобусный завод". Технические характеристики таких троллейбусов, как Тролза 5265 "Мегаполис", производства ЗАО "Тролза" ("Одобрение типа транспортного средства N РОСС RU.МТ22.Е04957), Тролза 5275.06 "Оптима", производства ЗАО "Тролза" ("Одобрение типа транспортного средства N РОСС RU.МТ22.Е05711), БТЗ-52763Р, 52763Т, 52763А, производства ОАО "Башкирский троллейбусный завод" ("Одобрение типа транспортного средства N РОСС RU.МТ22.Е03994), тип транспортного средства 5298-0000010-01 троллейбус класса 1, производства ОАО Транс-Альфа Электро" ("Одобрение типа транспортного средства N РОСС RU.МТ02.Е06370) и другие не подходят под технические характеристики, указанные по лоту N 4.
Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, а также Администрация города Тамбова, получатель закупаемых троллейбусов, на рассмотрении жалобы не представили доказательства законности и обоснованности указания технических характеристик конкретной марки троллейбуса ЛиАЗ ТР-52803.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области и Комитет государственного заказа Тамбовской области, указав в документации об аукционе, Приложение N 1 "Перечень поставляемой техники", технические характеристики конкретной марки троллейбуса ЛиАЗ ТР-52803, ограничил количество участников размещения заказа.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ОАО "Транс-Альфа ЭЛЕКТРО" обоснованной.
2. Признать Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области и Комитет государственного заказа Тамбовской области нарушившими требования части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов в части установления требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказов.
4. Выдать Управлению транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области и Комитету государственного заказа Тамбовской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 61
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
10 сентября 2009 года г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
и.о. начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Сухарева О.И.,
на основания своего решения N 61 от 10.09.2009 о нарушении Управлением транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области и Комитетом государственного заказа Тамбовской области при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, а также коммунальной техники (извещение от 14.08.2009 N165.AUK) по лоту N 4 "Поставка Троллейбуса ЛиАЗ ТР-52803 или "эквивалент", статьи 34, части 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Управлению транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области и Комитету государственного заказа Тамбовской области в срок до 1 октября 2009 года устранить нарушения Закона о размещении заказов, в том числе:
установить требования к товару по лоту N 4 в части технических характеристик: длина, ширина, высота, база, в соответствии с требования части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, исключающие требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
2. О результатах устранения нарушения Закона о размещении заказов сообщить в срок до 1 октября 2009 года и представить доказательства.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10 сентября 2009 г. N 61
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016