Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 3 июня 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела N3-25-49/09 по признакам нарушения Правительством Москвы (адрес: ул. Тверская, 13, г. Москва, 125032) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей:
от Правительства города Москвы: Сигачёв С.Э. (доверенность N4-47-8348/9 от 11.05.09 г.), Туленинова М.А. (доверенность N4-14-18221/8 от 19.10.08 г.);
от Заявителя: Карабаев С.Н. (доверенность N37/09-01 от 20.02.09 г.);
от Префектуры ЦАО г. Москвы: Овадюк Г.Т. (доверенность N07-13-3374/8 от 30.10.08 г.);
от Префектуры ЮАО г. Москвы: Дульцин М.В. (доверенность);
от Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы: Зубова Е.А. (доверенность N 59 от 01.06.09 г.); Менчук А.Д. (доверенность N 45 от 28.04.09 г.);
от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура): Кречетова А.Т. (доверенность N001-03-91/9 от 30.01.09 г.);
от Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве: не явился; установила:
В Московское УФАС России поступило поручение ФАС России N АК/5806 от 06.03.2009 года о рассмотрении жалобы Коллегии адвокатов "Карабаев и Партнеры г. Москва" на действия Правительства Москвы, выразившиеся в издании актов, ограничивающих конкуренцию в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке наружной рекламы.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
Согласно пп.10.1 п.10 Постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N584-ПП "О мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы" Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы на основании решений Комиссии в установленном порядке поручено расторгать договоры на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы долгосрочные договоры на присоединение объектов наружной рекламы и информации к имуществу города Москвы, а также аннулировать разрешения на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы, перечень которых определен решением Комиссии.
В соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Долгосрочными договорами на присоединение объектов наружной рекламы и информации к имуществу города Москвы, заключенными Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы с рекламораспространителями на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на исторических территориях города Москвы, предусмотрены основания их расторжения, в том числе в случае наступления городского случая или по иной причине.
То есть, под установленным порядком расторжения договоров на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации и долгосрочных договоров на присоединение объектов наружной рекламы и информации к имуществу города Москвы, указанным в пп.10.1 п.10 Постановления Правительства Москвы N584-ПП, понимается порядок, установленный законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в действиях Правительства Москвы при издании Постановления Правительства Москвы N584-ПП признаков нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не выявлено.
В то же время реализатором вышеуказанной нормы (пп.10.1. п.10 Постановления Правительства Москвы N 584-ПП) является Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.
В соответствии с представленными материалами Комиссией установлено, в соответствии с п. 2.1.8 вышеуказанных долгосрочных договоров, в случае, если право Рекламораспространителя на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации (далее - ОНРИ) на Рекламном месте, указанном в договоре, в результате отзыва разрешения и/или расторжения договора на соответствующем Рекламном месте будет прекращено при отсутствии существенного нарушения условий договора со стороны Рекламораспространителя, в том числе в случае прекращения такого права в связи с наступлением городского случая или по иной причине по инициативе Комитета или по требованию какой-либо из городских согласующих организаций или иных государственных органов, то в случае, если такое прекращение права установки и эксплуатации ОНРИ на данном Рекламном месте носит локальный или временный характер и может быть возобновлено в течении шести месяцев с момента прекращения, Рекламораспространитель имеет право, по согласованию Комитета временно сместить соответствующие ОНРИ на необходимые для продолжения его использования расстояние в пределах того же участка. В случае несогласия Комитета с предложенным временным местом установки и эксплуатации ОНРИ согласовать с ним другое временное место установки и эксплуатации ОНРИ, стороны в течение не более 3 (трех) месяцев согласовывают равноценное Рекламное место, представляемое на замену - Компенсационное рекламное место. При невозможности предоставления Компенсационного рекламного места, Комитет в срок 5 (пяти) банковских дней с момента истечения месячного срока осуществляет выплату Рекламораспространителю стоимости платы за присоединения ОНРИ к имуществу Москвы по долгосрочному договору за вычетом стоимости фактического размещения рекламной конструкции. В случае согласования сторонами Компенсационного места Стороны вносят изменения в договор в части Рекламного места, изменяя его на согласованное Компенсационное место.
Согласно устным пояснениям Представителя Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы (протокол заседания комиссии от 03.06.09 г.) Компенсационные рекламные места Рекламораспространителям выделяются в рамках заключенных долгосрочных договоров без проведения процедуры торгов.
Однако в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О Рекламе" договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на государственном или муниципальном недвижимом имуществе может заключаться только на основании торгов.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 26.03.2009 г. N АК/8033 "О предоставлении "компенсационных мест" в наружной рекламе", если в ранее заключенном договоре на установку и эксплуатацию рекламной конструкции изменяются существенные условия первоначального договора (место размещения рекламной конструкции, размер рекламной конструкции), заключение дополнительного соглашения по предоставлению компенсационного места взамен ранее оговоренного фактически приведет к заключению нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и соответственно, такое дополнительное соглашение может быть заключено только с соблюдением процедуры торгов, закрепленной в статье 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещены акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, ограничивающие конкуренцию.
Таким образом, действия Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы направлены на устранение конкуренции на рынке наружной рекламы в части осуществления действий, ограничивающих конкуренцию и необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем выделения Рекламораспространителям компенсационных мест без проведения процедуры торгов.
Руководствуясь ч.ч. 2, 4 ст. 41, ч.3 ст. 42, ст. 50 Федерального Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Дело N 3-25-49/09 в отношении Правительства Москвы прекратить.
2. Привлечь в качестве ответчика по делу N 3-25-49/09 Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.
3. Признать Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления действий, которые приводят к ограничению конкуренции, путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
4. Выдать Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июня 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016