Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 19 августа 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Толмачева Е.Н. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного
контроля органов власти;
Чернявская Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного
контроля органов власти,
в присутствии:
Артюхиной А.Ю. - представителя ООО "СтройПрогресс",
Гружевской Е.В. - представителя управления по вопросам организации и размещения муниципального заказа Комитета экономики администрации г. Южно-Сахалинска,
Скоропад Л.А. - представителя департамента здравоохранения города Южно-Сахалинска,
Капшук П.Н. - представителя департамента здравоохранения города Южно-Сахалинска,
рассмотрев дело N 156/09-к о нарушении департаментом здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска и администрацией города Южно-Сахалинска в лице Управления по вопросам организации и размещения муниципального заказа Комитета экономики законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт палаты БИТ в кардиологическом отделении МУЗ "Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова", установила:
12 августа 2009 года в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба от ООО "СтройПрогресс" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия департамента здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска (далее также - муниципальный заказчик) и администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления по вопросам организации и размещения муниципального заказа Комитета экономики (далее также - уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт палаты БИТ в кардиологическом отделении МУЗ "Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова".
По мнению Заявителя, при подготовке документации об аукционе муниципальным заказчиком и уполномоченным органом допущены существенные нарушения законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона о размещении заказов, которые выразились в следующем.
В локальном сметном расчете на общестроительные работы документации об аукционе в строках 21, 40, 45, 60 торговые марки строительных материалов указаны без сопровождения словами "или эквивалент".
Объем выполняемых работ установлен муниципальным заказчиком в локальном сметном расчете, что является неверным, поскольку смета - это только финансовый документ.
Также, по мнению Заявителя, работы, подлежащие выполнению и составляющие предмет рассматриваемого аукциона, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2008 N 274, относятся к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом согласно ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик должен подготовить объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. Однако в составе документации об аукционе отсутствуют материалы инженерных изысканий, проектная документация.
В нарушение ч. 2 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации в предлагаемом заказчиком контракте, являющимся по определению действующего законодательства договором строительного подряда, не определены состав и содержание технической документации.
Кроме этого, п. 4.2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов требует в составе аукционной документации, а равно в положениях проекта муниципального контракта, указывать порядок оплаты работ. Однако, как считает Заявитель, точного срока расчета за выполненные работы в документации не указано.
Следовательно, все вышеперечисленные недостатки документации об аукционе влекут за собой отсутствие в документации об аукционе требований заказчика к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, и нарушают положения ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Представитель уполномоченного органа Е.В. Гружевская и представители муниципального заказчика Л.А. Скоропад, П.Н. Капшук доводы Заявителя считают необоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Документация об открытом аукционе по предмету: "Капитальный ремонт палаты БИТ в кардиологическом отделении МУЗ "Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова" утверждена начальником департамента здравоохранения города Южно-Сахалинска А.Д. Ивановым 20.07.2009 и согласована начальником управления по вопросам организации и размещения муниципального заказа Комитета экономики администрации города Южно-Сахалинска А.П. Путятиным 20.07.2009.
Анализ документации об аукционе показал следующее.
Частью 4 Раздела 1 Инструкции участникам открытого аукциона документации об аукционе установлены требования к производству выполняемых работ, в соответствии с которыми условия, сроки и объем выполняемых работ, гарантийный срок качества выполняемых работ указаны в информационной карте.
Информационная карта Раздела 2 документации об аукционе содержит объем выполняемых работ - комплексный капитальный ремонт помещений площадью 99 кв.м. в полном соответствии с локальным сметным расчетом, входящим в состав документации об аукционе.
Указанным сметным расчетом предусмотрены наименования работ и затрат, объемы выполняемых работ.
Кроме этого, положениями информационной карты Раздела 2 документации об аукционе предусмотрены: срок выполнения работ, который составляет 90 календарных дней с даты подписания муниципального контракта; условия выполнения работ, согласно которым выполняемые работы должны соответствовать требованиям СНиП, качество используемых материалов, конструкций, оборудования и систем, должно соответствовать требованиям ГОСТ, ТУ, СанПиН и подтверждаться сертификатами качества, техническими паспортами и другими документами, оформленными в соответствии с российским законодательством.
В соответствии со статьей 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядная строительная организация обязана осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Однако положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено прямого запрета на наличие в смете данных, определяющих предполагаемый объем и виды выполняемых работ.
В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1, сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя стоимость строительных (ремонтно-строительных работ), стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ), затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, прочие затраты.
Для определения сметной стоимости проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и так далее.
Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных: параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам, номенклатуры и количества оборудования мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов, действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.
Следовательно, объем необходимых для выполнения работ может быть вполне определен локальным сметным расчетом.
Согласно п. 1.7 "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования, и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий" (МДС 13-1.99), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.12.1999 N 79, капитальный ремонт - замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением. Капитальный ремонт подразделяется на: ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический износ; выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
Как следует из положений постановления Правительства Российской Федерации от 13.10. 1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", основным документом, характеризующим техническое состояние здания и отражающим необходимость капитального ремонта, является технический паспорт, составленный на каждое здание и земельный участок. Капитальный ремонт осуществляют только по утвержденным проектам и сметам. Однако если по характеру ремонтных работ не требуется изготовление рабочих чертежей (замена кровли, ремонт фасадов), разрешается финансирование ремонта по утвержденным сметам или расцененным описям работ.
Согласно пп. 4, 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации - выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 274 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В данном случае рассматриваемый открытый аукцион по предмету: "Капитальный ремонт палаты БИТ в кардиологическом отделении МУЗ "Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова" не содержит видов работ, входящих в вышеуказанный Перечень.
Также установлено, что в локальном сметном расчете на общестроительные работы документации об аукционе в строках 21, 40, 45, 60 фирменные наименования строительных материалов: "М-125", "КНАУФ", "КН-2" указаны без сопровождения словами "или эквивалент", что является нарушением ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Однако указанное нарушение не влечет за собой существенных нарушений прав участников размещения заказа, в том числе и изменение результатов аукциона, поскольку предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту, а не поставка товаров.
К тому же в ходе рассмотрения представленных материалов Комиссией установлено, что от Заявителя ни в адрес муниципального заказчика, ни в адрес уполномоченного органа запросов о разъяснении положений документации об аукционе не поступало.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Сахалинского УФАС России иных нарушений Закона о размещении заказов в действиях муниципального заказчика и уполномоченного органа не установлено.
На основании указанного, Комиссия, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройПрогесс" на действия департамента здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска и администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления по вопросам организации и размещения муниципального заказа Комитета экономики при проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт палаты БИТ в кардиологическом отделении МУЗ "Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова", необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Е.Н. Толмачева
Е.А. Чернявская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 августа 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016