Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 27 августа 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Максимов Н.В. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Чернявская Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного
контроля органов власти,
в присутствии:
Зеленого В.В. - представителя ООО "РОССТРОЙ",
Палехи А.Д. - представителя администрации муниципального образования "Анивский городской округ",
Лупановой Н.Н. - представителя администрации муниципального образования "Анивский городской округ",
рассмотрев дело N 164/09-к о нарушении администрацией муниципального образования "Анивский городской округ" законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона по предмету: "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ" (В том числе разработка проектной документации", установила:
21.08.2009 в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба от ООО "РОССТРОЙ" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия муниципального заказчика - администрации муниципального образования "Анивский городской округ" при проведении открытого аукциона по предмету: "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ" (В том числе разработка проектной документации".
Жалоба ООО "РОССТРОЙ" подана в соответствии с требованиями ст. 57 и 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и в установленный законом срок.
Представитель Заявителя пояснил, что в нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов муниципальный заказчик включил в документацию об аукционе требования к работам, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Так, согласно предмету аукциона и технической части документации об аукционе, участнику размещения заказа необходимо выполнить следующие виды работ: разработка проектной документации; строительство. Однако каждый из указанных видов работ в соответствии с п.п. 101.1 и 101.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ является отдельно лицензируемым видом деятельности.
Кроме этого, лицензия на осуществление проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, которой обладает ООО "РОССТРОЙ", содержит узкий перечень выполняемых Обществом работ.
Привлечение субподрядной организации для осуществления работ по предмету рассматриваемого аукциона ООО "РОССТРОЙ" считает нецелесообразным.
Представители администрация муниципального образования "Анивский городской округ" с жалобой ООО "РОССТРОЙ" не согласились, считают жалобу не обоснованной.
За подписью первого вице-мэра муниципального образования "Анивский городской округ" Л.Ф. Илясовой представлены возражения от 26.08.2009 N 02-2010 на жалобу ООО "РОССТРОЙ", где отражено следующее.
Согласно доводам, изложенным в указанных возражениях, участник размещения заказа не обязан иметь лицензию на разработку проектной документации применительно к предмету объявленного аукциона по предмету: "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ" (В том числе разработка проектной документации".
При размещении данного заказа, проектные и строительные работы являются технологически взаимосвязанными, и их размещение одним лотом не противоречит законодательству о размещении заказов.
Комиссия Сахалинского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона по предмету: "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ" (В том числе разработка проектной документации" от 03.08.2009 начальная (максимальная) цена контракта составляет 87 000 000 рублей. Источником финансирования являются: субсидия областного бюджета, средства муниципального бюджета.
Документация об аукционе утверждена первым вице-мэром муниципального образования "Анивский городской округ" Л.Ф. Илясовой 20.08.2009.
Исходя из положений ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, следует, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Статья 34 Закона о размещении заказов устанавливает требования к документации об аукционе.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Предмет рассматриваемого открытого аукциона - "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ" (В том числе разработка проектной документации".
В пункте 2 "Техническое задание" Тома 2 документации об аукционе муниципальным заказчиком определен перечень основных данных и требований к выполняемым работам.
В соответствии с пп. 1.7.4. п. 1.7. части 1 Раздела 1 Тома 1 и п. 16 "Информационная карта" Тома 2 документации об аукционе при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Предметом рассматриваемого аукциона и Техническим заданием документации об аукционе предусмотрено выполнение подрядчиком следующих работ: разработка проектной документации и строительство.
Выполнение указанных работ, являющихся предметом аукциона, осуществляется по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договору строительного подряда, определения которых содержатся в разных параграфах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ).
В соответствии со ст.ст. 740 и 758 ГК РФ результатом проектн-изыскательских работ является техническая документация, результатом работ по строительству - законченный строительством объект, либо иные выполненные строительные работы.
Пункт 1 ст. 743 ГК РФ устанавливает, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Вместе с тем, согласно пп. 101.1 и 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона РФ от 19.07.2007) производство работ по проектированию, строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, подлежат лицензированию.
Лицензирование вышеуказанных видов деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.0.2006 N 45 осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации, Лицензионная комиссия которого, руководствуясь Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 3 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства", выдает разные лицензии соответственно видам деятельности:
- проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности, которая включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур;
- строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности, которая включает в себя выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
Из изложенного следует, что проектирование и строительство являются разными видами работ. Причем, строительство в силу Главы 6 Градостроительного Кодекса Российской Федерации возможно только после проведения инженерных изысканий местности, на которой предполагается возводить объект, и составления проектной документации, которая, в свою очередь, определяет объем и содержание работ, от чего зависит стоимость строительства. Соответственно, такие работы не относятся друг к другу как технологически и функционально связанные между собой, поскольку кроме указанных обстоятельств - различны по своей специфике, методам исполнения и результату работ.
Следует учесть, что в соответствии с пп. 101.3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений также подлежат обязательному лицензированию.
При таких обстоятельствах следует учитывать следующее.
Одной из целей Закона о размещении заказов является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования при исполнении муниципальных контрактов, заключенных по результатам торгов, что подразумевает невозможность изменения их цены (ч. 1 ст. 1 Закона). Однако, заключив муниципальный контракт одновременно на выполнение комплекса работ по проектированию и строительству, исполнение такого условия невозможно, поскольку после завершения работ по подготовке проектной документации, объем работ по строительству, и, соответственно, цена могут измениться. Это приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и, в результате - к несоблюдению цели Закона.
Кроме этого, анализ документации об аукционе показал, что в последней в пп. 4.2. п. 4 проекта муниципального контракта предусмотрено, что исполнитель имеет право привлекать для выполнения работ по настоящему контракту третьих лиц. Однако положениями п. 16 "Информационная карта" Тома 2 документации об аукционе муниципальным заказчиком установлено, что участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению муниципального контракта соисполнителя, но - с согласия самого муниципального заказчика.
Комиссия Сахалинского УФАС России считает, что привлечение соисполнителей подрядчиком носит диспозитивный характер и является правом, а не обязанностью участника размещения заказа.
Учитывая изложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что требования к работам, установленные муниципальным заказчиком в документации об аукционе по предмету: "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ", нарушают положения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, поскольку ограничивают количество участников размещения заказа, основным видом деятельности которых является либо проектирование, либо строительство.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Сахалинского УФАС России иных нарушений закона в действиях муниципального заказчика не установлено.
На основании указанного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, учитывая факт наличия ущемления прав и законных интересов ООО "РОССТРОЙ", принимая во внимание цели Закона о размещении заказов об эффективном расходования бюджетных средств, Комиссия решила:
1. Жалобу ООО "РОССТРОЙ" на действия администрации муниципального образования "Анивский городской округ" при проведении открытого аукциона по предмету: "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ" (В том числе разработка проектной документации" признать обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - администрацию муниципального образования "Анивский городской округ", нарушившим ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Н.В. Максимов
Е.А. Чернявская
Предписание по делу N 164/09-к о нарушении законодательства о размещении заказов
27 августа 2009 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Максимов - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Чернявская Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
на основании решения от 27.08.2009 года по делу N 164/09-к, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "РОССТРОЙ" на действия администрации муниципального образования "Анивский городской округ" при проведении открытого аукциона по предмету: "Строительство 36-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской в г. Анива МО "Анивский городской округ" (В том числе разработка проектной документации", руководствуясь ч. 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Муниципальному заказчику - администрации муниципального образования "Анивский городской округ" устранить нарушения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, а именно:
- аннулировать торги;
- разместить и опубликовать информацию об аннулировании торгов в сети интернет и официальном печатном издании;
- не допускать в будущем нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе нарушений ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Срок исполнения предписания - 11 сентября 2009 года.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в срок до 15 сентября 2009 года с приложением подтверждающих документов.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Сахалинского УФАС России ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Н.В. Максимов
Е.А.Чернявская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 августа 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016