Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 14 сентября 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Чернявская Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Молодцова А.О. - представителя ООО "РОССТРОЙ",
Осипова В.В. - представителя ООО "РОССТРОЙ",
Калинкиной Е.Ю. - представителя МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" городского округа "Александровск-Сахалинский район", секретарь Единой комиссии по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район",
рассмотрев дело N 173/09-к о нарушении Единой комиссией по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт клинической лаборатории МУЗ "Александровск-Сахалинская ЦРБ", установила:
08.09.2009 в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба от участника размещения заказа ООО "РОССТРОЙ" (далее - Заявитель) о признании Единой комиссии по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" (далее также - Единая комиссия) нарушившей положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) при проведении вышеуказанного аукциона.
Жалоба ООО "РОССТРОЙ" подана в соответствии с требованиями ст. 57 и ст. 58 Закона о размещении заказов.
Представители Заявителя пояснили, что в нарушение положений Закона о размещении заказов Единая комиссия необоснованно отказала ООО "РОССТРОЙ" в допуске к участию в вышеуказанном аукционе по изложенным в протоколе рассмотрения заявок от 04.09.2009 N 2 основаниям: "_положения Федерального закона N 94-ФЗ, которым не соответствует участник размещения заказа - нет; положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе: форма заявки на участие в открытом аукционе; положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе: пункт 12 Заявки на участие в аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе_".
Кроме этого, Единая комиссия не направила уведомление о принятом решении - рассмотрении заявки ООО "РОССТРОЙ", в адрес последнего.
Вместе с тем, по мнению представителей ООО "РОССТРОЙ" при размещении рассматриваемого аукциона муниципальным заказчиком - МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" допущены следующие нарушения положений Закона о размещении заказов.
Во-первых, в нарушение положений п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит обязательных требований к содержанию заявки на участие в аукционе, а именно: копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц); решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае; сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
Во-вторых, в нарушение ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В-третьих, в нарушение ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов (п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов) документация об аукционе не содержит требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик.
В-четвертых, в нарушение ч. 2.2 ст. 35 Закона о размещении заказов заказчик установил требование, в соответствии с которым заявку на участие в аукционе (форма N 2) должен подписывать главный бухгалтер.
В-пятых, в нарушение положений ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов заказчик неверно определил срок окончания подачи заявок и дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.
В-шестых, Заявитель ставит под сомнение наличие у членов Единой комиссии соответствующих документов, подтверждающих профессиональную подготовки или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.
09.09.2009 в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило письменное обращение от участника размещения заказа ООО "ДВА КАПИТАНА" (далее также - Заявитель) об оспаривании рассмотрения заявки Заявителя Единой комиссией.
Однако Заявитель, надлежаще уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ООО "РОССТРОЙ" на заседание Комиссии не явился, представителя общества не направил.
Представитель МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" городского округа "Александровск-Сахалинский район" с жалобой ООО "РОССТРОЙ" не согласилась, считает жалобу не обоснованной.
За подписью председателя Единой комиссии Р.П. Коноваловой и главного врача МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" С.И. Слонцева представлены возражения на жалобу ООО "РОССТРОЙ".
Заказчик и председатель Единой комиссии не признали доводов, указанных в жалобе Заявителя, кроме этого, считают доводы Заявителя необоснованными.
В своих пояснениях Р.П. Коновалова и С.И. Слонцев также сообщили, что Единая комиссия действовала при размещении указанного заказа в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов, а участнику размещения заказа ООО "РОССТРОЙ" было обоснованно отказано в допуске к участию в аукционе по причине не соответствия п. 12 заявки Заявителя установленной заказчиком в документации об аукционе форме заявки на участие в аукционе, разделу 1.6 "Требования полноты представления информации" документации об аукционе.
Комиссия Сахалинского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки установила следующее.
14.08.2009 года муниципальным заказчиком - МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" на официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт клинической лаборатории МУЗ "Александровск-Сахалинская ЦРБ".
Согласно протоколу N 2 от 04.09.2009 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе было подано 7 заявок, в том числе от ООО "РОССТРОЙ" и ООО "ДВА КАПИТАНА", которые были отклонены Единой комиссией в связи с выявлением в заявках следующих несоответствий положениям закона и требованиям документации: 1) положения Федерального закона N 94-ФЗ, которым не соответствует участник размещения заказа: НЕТ; 2) положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе: форма заявки на участие в открытом аукционе; 3) положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе: пункт 12 Заявки на участие в аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе.
К участию в аукционе допущен единственный участник размещения заказа ООО "Дельфин".
Жалобу Заявителя на необоснованный отказ ООО "РОССТРОЙ" в допуске к участию в аукционе Комиссия признает частично обоснованной по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 12 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах (непредоставление документов, определенных ч. 3 ст. 25, ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствие требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов; непредоставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта), при этом отказ по иным основаниям не допускается (часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов).
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов заказчик, разрабатывая документацию об аукционе, должен предусмотреть требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе.
В силу ч. 1 ст. 35 Закона о размещении заказов для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Пункт 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов предусматривает такой случай для не допуска, как несоответствие заявки требованиям документации об аукционе.
Комиссией установлено, что в п. 3.1 ч. 3 Раздела I "Инструкция участникам размещения заказа" документации об аукционе предусмотрена необходимость предоставления участником размещения заказа заявки по форме "Заявка на участие в открытом аукционе", установленной настоящей документацией об аукционе.
Разделом V "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа" предусмотрена форма 2 "Заявка на участие в аукционе", которая заполняется путем внесения соответствующей информации в пустые поля. Поля, подлежащие заполнению, представляют собой незаполненный участок текста с очерченной нижней границей.
Пункт 12 формы 2 определяет следующее: "_Мы извещены, что в случае признания нас победителями аукциона или принятия решения о заключении с нами муниципального контракта в установленных случаях, и нашего уклонения от заключения контракта на поставку товаров, являющихся предметом аукциона, о включении сведений о (наименование участника размещения заказа) в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения нами от заключения муниципального контракта_".
Таким образом, в указанном пункте отсутствуют характерные признаки подлежащего заполнению участка.
Анализ заявок ООО "РОССТРОЙ" и ООО "ДВА КАПИТАНА" показал, что в п. 12 последних Заявителями опущено наименование участника размещения заказа.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Единой комиссии, нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 36 Закона о размещении заказов, в части незаконного отказа в допуске на участие в аукционе ООО "РОССТРОЙ" и ООО "ДВА КАПИТАНА" по причине отсутствия в п. 12 предоставленных заявок наименования участника размещения заказа, поскольку заявки на участие в аукционе, а также приложенные документы свидетельствуют о намерении Заявителей участвовать в открытом аукционе и согласии со всеми пунктами требований заказчика.
Вместе с тем, независимо от того, указано в п. 12 формы 2 заявки на участие в аукционе наименование участника размещения заказа или нет, в соответствии с положениями Закона о размещении заказов в случае если победитель аукциона или участник аукциона, сделавший предпоследнее предложения, уклонятся от заключения контракта, сведения о них будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и признанным участниками аукциона, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок.
Однако в ходе рассмотрения жалобы Комиссии не было представлено обоснованного подтверждения направления участникам размещения заказа уведомлений о принятых Единой комиссией решениях, что также нарушает положения ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов.
Кроме этого, в результате внеплановой проверки открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт клинической лаборатории МУЗ "Александровск-Сахалинская ЦРБ" в действиях муниципального заказчика были выявлены следующие нарушения законодательства о размещении заказов.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
В п. 14 Раздела II "Информационная карта" документации об аукционе заказчиком определено, что заявки на участие в аукционе должны быть поданы не позднее 14 часов 00 минут 03.09.2009. Однако Комиссией установлено, что извещение о проведении рассматриваемого аукциона опубликовано в официальном печатном издании "Губернские ведомости" N 28 (128) от 15.08.2009, то есть за 19 дней до даты окончания подачи заявок.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В нарушение ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит требований к техническим характеристикам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Отсутствие данных сведений не позволяют участникам размещения заказа определить объемы и характер работ по строительству дома, что является необходимым для участия в данном аукционе.
Исходя из положений п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов следует, что заказчик, разрабатывая документацию об аукционе, должен предусмотреть требования к содержанию заявки на участие в аукционе с учетом положений ч. 2 ст. 35 закона, то есть должен предусмотреть, в частности, необходимость наличия копий учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц); решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
Комиссией установлено, что в нарушение указанных норм закона, документация об аукционе требований к представлению в составе заявки участника размещения заказа вышеперечисленных документов не содержит.
Однако установлено, что в соответствии с положениями ч. 4 ст. 34 (п. 2 ч. 4 ст. 22) Закона о размещении заказов заказчиком установлены требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, являющихся предметом аукциона, которые содержатся в п. 3.4 ч. 1 Раздела I "Инструкция участникам размещения заказа" документации об аукционе.
Положениями ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов установлено, что прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.
В п. 14 Раздела II "Информационная карта" документации об аукционе заказчиком определено, что заявки на участие в аукционе должны быть поданы не позднее 14 часов 00 минут 03.09.2009. Однако в нарушение положений ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе по предмету: "Капитальный ремонт клинической лаборатории МУЗ "Александровск-Сахалинская ЦРБ" состоялось в соответствии с п. 17 Раздела II "Информационная карта" документации об аукционе 04.09.2009 и оформлено протоколом рассмотрения заявок N 2 от 04.09.2009.
В части 2.2 ст. 35 Закона о размещении заказов установлено, что все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе.
Однако в Форме 2 "Заявка на участие в аукционе" Раздела V "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа" документации об аукционе заказчиком предусмотрено подписание заявки на участие в открытом аукционе помимо руководителем участника размещения заказа (или уполномоченный представитель), в том числе главным бухгалтером, что является нарушением указанной нормы закона.
В ходе изучения представленных материалов Комиссией также установлено следующее.
Из смысла ч. 20 ст. 65 Закона о размещении заказов следует, что в составе комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональное переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Анализ представленных документов показал, что в последних содержатся сведения, подтверждающие повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд у секретаря Единой комиссии Е.Ю. Калинкиной и председателя Единой комиссии Р.П. Коноваловой, что отвечает требованиям ч. 20 ст. 65 Закона о размещении заказов.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Сахалинского УФАС России иных нарушений Закона о размещении заказов в действиях Единой комиссии и муниципального заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, учитывая факт наличия ущемления прав и законных интересов ООО "РОССТРОЙ" и ООО "ДВА КАПИТАНА", принимая во внимание цели Закона о размещении заказов об эффективном расходования бюджетных средств, Комиссия решила:
1. Жалобу ООО "РОССТРОЙ" на действия Единой комиссии по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" при проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт клинической лаборатории МУЗ "Александровск-Сахалинская ЦРБ" признать частично обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" нарушившим ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 34, ч. 2.2 ст. 35, ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику - МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.
4. Признать Единую комиссию по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" нарушившей ч.ч. 1, 3 ст. 36 Закона о размещении заказов.
5. Выдать Единой комиссии по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
Е.А. Чернявская
Предписание по делу N 173/09-к о нарушении законодательства о размещении заказов
14 сентября 2009 г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Чернявская Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти.
на основании решения от 14.09.2009 года по делу N 173/09-к, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "РОССТРОЙ" и ООО "ДВА КАПИТАНА" на действия Единой комиссии по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" при проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт клинической лаборатории МУЗ "Александровск-Сахалинская ЦРБ", руководствуясь ч. 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Муниципальному заказчику - МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район" аннулировать торги, а именно:
- устранить нарушения ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 34, ч. 2.2 ст. 35, ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов;
- внести изменения в документацию об аукционе с учетом выявленных нарушений законодательства о размещении заказов, отраженных в решении от 14.09.2009 по делу N 173/09-к;
- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 15 дней;
- не допускать в будущем нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе нарушений ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 34, ч. 2.2 ст. 35, ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов;
- разместить и опубликовать информацию об аннулировании торгов в официальном печатном издании и на официальном сайте.
2. Единой комиссии по размещению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ "Александровск-Сахалинская центральная районная больница" ГО "Александровск-Сахалинский район":
- отменить результат рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе - протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 04.09.2009 N 2;
- не допускать в будущем нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе нарушений ч.ч. 1, 3 ст. 36 Закона о размещении заказов.
Срок исполнения предписания - 25 сентября 2009 года.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в срок до 28 сентября 2009 года с приложением подтверждающих документов.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Сахалинского УФАС России ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
Е.А. Чернявская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 сентября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016