Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Заместитель председателя Комиссии - и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Каримов Р.Ф.;
члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А.;
начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Н.Н. Борисов;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Акбашева А.Р. (секретарь комиссии);
в присутствии представителей:
Отделение по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Анваров Э.И,
ООО "ИнвестСтрой" - Еропов А.И. установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "ИнвестСтрой" (далее - заявитель) (вх.N 8827 от 16.09.2009 г.) на действия аукционной комиссии Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N 090821/019881/1 "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли, системы внутреннего электроснабжения и оконных проемов административного здания Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан".
Согласно жалобы ООО "ИнвестСтрой", протоколом рассмотрения заявок N090821/019881/1/1 от 14.09.2009 г. заявителю отказано в допуске к участию в аукционе с формулировкой: "Несоответствие в части требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик в соответствии с п.5 раздела 1.1. "Общие условия проведения аукциона", т.е не указаны требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества. Однако форма сведений о функциональных и технических характеристиках выполняемых работ была заполнена в полном соответствии с требованиями документации об аукционе, т.е. по форме 1.3.5. и в соответствии с частью II Техничкские требования документации об аукционе. Данная форма не содержит пункта с требованием указания срока и объема предоставления гарантий качества. Таким образом, отказ в допуске ООО "ИнвестСтрой" не обоснован.
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и в соответствии с п.3 ст.60 вышеназванного закона принята к рассмотрению.
Возражений в письменном виде на жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от других участников размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, не поступало.
Информация о поступлении жалобы, дате, месте и времени ее рассмотрения была опубликована на официальном сайте.
Отделением по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан в соответствии с уведомлением в установленные сроки для рассмотрения жалобы по существу представлены все документы, касающиеся рассматриваемого аукциона.
Также в адрес Башкортостанского УФАС России поступили пояснения по сути жалобы в которых отражено следующее: "Отказывая ООО "ИнвестСтрой" в допуске к участию в аукционе, комиссия исходила из следующего. В соответствии с п.4 части 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе. Пунктом 1 части 4 статьи 34 Федерального закона N94-ФЗ установлено, что документация об аукционе должна содержать требование к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе. В целях соблюдения указанных требований Федерального закона N94-ФЗ при разработке документации об аукционе заказчик обязан установить в аукционной документации требование к содержанию и форме заявки на участие в аукционе, в том числе, в соответствии с п.2 части 2 ст.35 Федерального закона N94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, требования к результатам работ и иные показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. Вместе с тем, необходимо отметить, что включение в аукционную документацию требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам товара, требования к результатам работ и иных показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, является одним из механизмов защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных контрактов, о которых говорится в письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.05.2007 года N 6121-АШ/Д04 "О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам". Пунктом 4 Раздела 1.1 Части 1 аукционной документации заказчиком также предъявлено требование к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик. В составе аукционной документации имеется пункт 1.3.5 "Форма сведений о качестве работ", в которой участник размещения заказа указывает по каждой позиции наименования СНиПов и иных документов, в которых содержатся требования к выполняемым работам. Заявка на участие в аукционе, поданная ООО "ИнвестСтрой", по мнению комиссии, не содержит указаний на качественные характеристики предлагаемых работ, не позволяет оценить соответствие предлагаемых работ нормативным документам. Кроме того, комиссия считает, что приведенные в заявке на участие в аукционе ссылки на ГОСТы, ВСН, ТУ, которые предъявляют обязательные требования к материалам, работам, не предусмотренным. предметом аукциона, не позволяют сделать однозначный вывод о качественных характеристиках предлагаемых работ. Например, в "Форме сведений о качестве работ" есть указание о том, что объект будет сдан в эксплуатацию согласно ВСН 42-85(р), который устанавливает правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом объектов соц-культбыта, тогда как данные ВСН устанавливают правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом объектов жилого фонда, что вводит в заблуждение комиссию. В перечне "ГОСТЫ к работам", который имеется в заявке ООО "ИнвестСтрой", есть ссылки на ГОСТ N6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия", ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия", тогда как работы по облицовке полов и стен керамическими плитками не являются предметом аукциона. В то же время, не приведены указания на нормативные документы, регламентирующие электротехнические работы, работы по огнезащите, материалам и работам по ремонту кровли. Учитывая изложенное, комиссия сделала вывод, что заявка на участие в аукционе ООО "ИнвестСтрой" не соответствует требованиям документации об аукционе, и на основании пп.1,4 части 1 ст. 12 Федерального закона N94-ФЗ приняла решение отказать ООО "ИнвестСтрой" в допуске к участию в аукционе".
Изучив и рассмотрев представленные материалы по проведению открытого аукциона, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан установлено следующее.
21.08.2009 г. на официальном сайте сети Интернет размещено извещение N 090821/019881/1 о размещение заказа путем проведения аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли, системы внутреннего электроснабжения и оконных проемов административного здания Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N090821/019881/1/1 от 14.09.2009 г. на участие в аукционе подано три заявки, две из которых не допущены аукционной комиссией, в том числе ООО "ИнвестСтрой" не допущено на основании: "Представленные участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе "Сведения о качестве работ" не соответствуют требованиям п. 1.3.5 Раздела 1.3 "Форма сведений о качестве работ" аукционной документации, а именно, в графе 5 Формы нет информации о соответствии предлагаемых к выполнению работ требованиям СНиПов, ГОСТов и иных документов. В данной графе участником размещения заказа приведены ГОСТы к материалам, использование которых не предусмотрено смыслом работ, приведенных в Части II. "Технические требования" аукционной документации. Например, ГОСТ N6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия", ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия". Данное обстоятельство, а также приведенные фразы "будут выполняться", "будут выполнены", "будут соответствовать", "будут вывозиться" не позволяют Заказчику сделать однозначный вывод о том, соответствуют ли условия исполнения предлагаемых работ требованиям нормативных документов. Таким образом, заявка ООО "ИнвестСтрой" не соответствует требованиям аукционной документации в части требовании к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик в соответствии с п.5 раздела 1.1. "Общие условия проведения аукциона" аукционной документации".
Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что на сайте размещено два протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, основания для отклонения в которых отличаются. Во втором протоколе основанием отклонения ООО "ИнвестСтрой" является: "Несоответствие в части требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик в соответствии с п.5 раздела 1.1. "Общие условия проведения аукциона".
Наличие двух разных протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе с разными причинами отклонения, вводит в заблуждение участников размещения заказа.
Согласно п.5 раздела 1.1. "Общие условия проведения аукциона" документации об аукционе, (указанному в протоколе) требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества работ устанавливаются в соответствии с условиями проекта государственного контракта, прилагаемого к настоящей документации об аукционе, и указаны в Информационной карте аукциона.
Представителем заказчика пояснено, что ссылка в протоколе на п.5 является опечаткой, так как должна быть ссылка на п.3 раздела 1.1. документации об аукционе. Также отмечено, что заявка заявителя не соответствовала требованиям п. 1.3.5 Раздела 1.3 "Форма сведений о качестве работ" аукционной документации, так как в заявке нет информации о соответствии предлагаемых к выполнению работ требованиям СНиПов, ГОСТов и иных документов, участником размещения заказа приведены ГОСТы к материалам, использование которых не предусмотрено смыслом работ, приведенных в Части II. "Технические требования" аукционной документации.
Согласно п.20.1 документации об аукционе аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в пункте 12 документации об аукционе.
В соответствии с п.13.1 документации об аукционе заявка на участие в аукционе должна быть подготовлена по форме, представленной в разделе I.3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа" настоящей документации об аукционе.
Согласно форме 1.3.5 Раздела 1.3 "Форма сведений о качестве работ" документации об аукционе, заказчиком предусмотрена таблица для заполнения участниками размещения заказа. В столбце N2 данной таблицы установлено следующее требование: "Участник размещения заказа в данной графе указывает наименование предлагаемых к выполнению работ в соответствии с пунктом 10 части II "Технические требования" настоящей документации об аукционе". Однако, как установлено Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в части II "Технические требования" документации об аукционе п.10 отсутствует.
Также в указанной выше таблице в столбце N5 участник размещения заказа должен указать по каждой позиции наименования СНиПов и иных документов, в которых содержатся требования к выполняемым работам.
Следует отметить, что инструкции по заполнению данной формы либо каких-либо требований по заполнению формы 1.3.5 заказчиком в документации об аукционе не предусмотрено.
Проанализировав заявку заявителя, Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила, что в сведениях о качестве работ в заявке ООО "ИнвестСтрой" указаны наименования СНиПов и иных документов, в которых содержатся требования к работам, то есть форма 1.3.5 заполнена в соответствии с требованиями документации об аукционе. Таким образом, заявка заявителя соответствует требованиям документации об аукционе.
Из вышесказанного следует, что заявка ООО "ИнвестСтрой" недопущена аукционной комиссией Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан в нарушение ч.2 ст.12 Закона о размещении заказов, то есть по основаниям не предусмотренным документацией об аукционе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N090821/019881/1/1 от 14.09.2009 г. второй недопущенный участник аукциона ООО СМУ "Уралстройсервис" отклонен на основании: "Представленное участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе платежное поручение от 10.09.2009 г. N 264 на сумму 60568-15 руб., по которому плательщиком-ООО КЭСК внесены денежные средства в обеспечение заявки за участника размещения заказа ООО СМУ "Уралстройсервис" не может являться документом, подтверждающим внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, так как ни в извещении о проведении аукциона, ни в аукционной документации перечисление обеспечения заявки на участие в аукционе третьим лицом за участника аукциона не предусмотрено. Таким образом, заявка ООО СМУ "Уралстройсервис" не соответствует требованиям аукционной документации в части внесения обеспечения заявки на участие в аукционе".
В соответствии с п. 24 документации об аукционе, п.15 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено требования обеспечение заявки на участие в аукционе в размере 5 (пять) % от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) или 60568 (шестьдесят тысяч пятьсот шестьдесят восемь) рублей 00 копеек.
Согласно форме I.3.1 "Форма описи документов, представляемых для участия в аукционе" в состав документов представляемых для участия в открытом аукционе должны входить - документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что в заявке ООО СМУ "Уралстройсервис" содержится платежное поручение внесенное ООО "КЭСК" в котором указано: "за ООО СМУ "Уралстройсервис" обеспечение заявки на участие в аукционе по капитатьному ремонту кровли, системы внутреннего электроснабжения и оконных проемов административного здания Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по РБ".
В соответствии с п.1 ст.313 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Требование внесения обеспечения заявки на участие в аукционе лично, не предусмотрено ни в документации об аукционе ни в Федеральном законе от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Таким образом, в заявке ООО СМУ "Уралстройсервис" содержался документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, что и требовалось п.24 документации об аукционе, п.15 информационной карты документации об аукционе, а также отвечает требованиям к составу заявки на участие в аукционе (I.3.1 "Форма описи документов, представляемых для участия в аукционе").
Согласно ч.1 ст. 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, заявка ООО СМУ "Уралстройсервис" отклонена аукционной комиссией необоснованно, так как данная заявка содержала документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе и соответствовала требованиям документации об аукционе.
Ссылка представителя заказчика на Постановлении ФАС Центрального округа от 20.06.2007 г. NА14-6332-2006/323/5, где указано: "что в соответствии с п. 4 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов" не принимается во внимание, так как данная статья применяется при проведение торгов на продажу имущества и в ней идет речь о внесении задатка, а в Федеральным законом от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено внесение участником размещения заказа обеспечения заявки на участие в аукционе.
Руководствуясь ст.17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестСтрой на действия аукционной комиссии Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N 090821/019881/1 "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли, системы внутреннего электроснабжения и оконных проемов административного здания Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан" обоснованной.
2. Выдать заказчику - Отделению по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан/ аукционной комиссии Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан предписание об устранении нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N ГЗ-408/09 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
22.09.2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Заместитель председателя Комиссии - и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Каримов Р.Ф.;
члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А.;
начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Н.Н. Борисов;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Акбашева А.Р. (секретарь комиссии).
на основании своего Решения NГЗ-408/09 от 22.09.2009 г. и в соответствии со ст.ст.17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание для государственных услуг для государственных и муниципальных нужд" предписывает:
1. Аукционной комиссии Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан устранить нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
1.1. отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N090821/019881/1/1 от 14.09.2009 г.;
1.2. провести процедуру размещения заказа "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли, системы внутреннего электроснабжения и оконных проемов административного здания Отделения по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан" в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчику - Отделению по Янаульскому району и г.Янаул Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, устранить нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем внесения изменений в документацию об аукционе с учетом положений Решения NГЗ-408/09 от 22.09.2009 г.
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения. В пятидневный срок с момента его исполнения, представить в УФАС по РБ копию документа, подтверждающего исполнение настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 22 сентября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016