Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 13 ноября 2015 г. N 6331/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" - Жигалова Юрия Игоревича (доверенность N б/н от 29.09.2015), Бегуновой Ирины Борисовны (доверенность N б\н от 29.09.2015 и Буровой Светланы Викторовны (доверенность N б/н от 12.11.2015);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Куприянова Артема Геннадьевича (доверенность N 146 от 23.12.2014) и Игнатьевой Надежды Александровны (доверенность N 148 от 23.12.2014);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Тренд-Компани" - Кудинова Олега Николаевича (доверенность N 01/2015 от 10.09.2015);
а также сотрудников Департамента здравоохранения Новгородской области (далее - Департамент) - служащего главной категории отдела организации лечебно-профилактической помощи Департамента Сорокина Сергея Александровича, начальника отдела нормативно-правового регулирования Департамента Сотниковой Вилены Юрьевны,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Тренд-Компани" (199178, г. Санкт - Петербург, 13 линия Васильевского острова, д. 78, офис 436; далее - ООО "Тренд-Компани") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005; далее - Департамент закупок Новгородской области) при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14; далее - ГОБУЗ "НОКБ") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ "Новгородская областная клиническая больница" для нужд Новгородской области, извещение N 0150200000615000613 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 10.09.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), установила:
09.11.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Тренд-Компани" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области при осуществлении им и заказчиком -ГОБУЗ "НОКБ" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ "Новгородская областная клиническая больница" для нужд Новгородской области о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.09.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО ""Тренд-Компани" была подана заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе, по результатам проведения которого предложение о цене контракта ООО ""Тренд-Компани" было признано лучшим. Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 03.11.2015 аукционная комиссия признала вторую часть заявки ООО ""Тренд-Компани" (номер заявки 1/3) несоответствующей требованиям документации об аукционе и законодательства по следующим основаниям: "В учредительном документе участника закупки (устав) не содержится сведений об осуществлении данным участником вида деятельности, являющегося предметом аукциона в электронной форме, что противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), и пункту 3.1 документации об аукционе в электронной форме". Однако Закон о контрактной системе не предусматривает возможность отклонения заявки участника закупки по указанным аукционной комиссией причине. Таким образом, заявка ООО ""Тренд-Компани" отклонена неправомерно, по основаниям не предусмотренным законодательством о контрактной системе.
Государственный заказчик - ГОБУЗ "НОКБ" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 9452 от 12.11.2015 Новгородского УФАС России), которые сводятся к следующему.
В письме Департамента здравоохранения Новгородской области от 10.12.2013 N ЗН-6571-И настоятельно рекомендуется лечебным учреждениям тщательно проверять наличие правовой и производственной возможности участников закупки на осуществление лечебного питания.
Принимая во внимание вышеуказанные разъяснения, а также наименование объекта закупки (пункт 3.1 документации об аукционе в электронной форме), и определение "лечебного питания" в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечебное питание неразрывно связано с лечебным процессом и выздоровлением пациентов, без обеспечения пациентов соответствующим питанием конечная цель процесса лечения - выздоровление человека достигнута быть не может.
В учредительном документе участника закупки - ООО ""Тренд-Компани" не содержится сведений об осуществлении данным участником вида деятельности, являющегося предметом рассматриваемого электронного аукциона, что противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества и 3.1 документации об электронном аукционе.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" поддержали письменные возражения в полном объеме.
Уполномоченный орган - Департамент закупок Новгородской области письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.
На рассмотрении Жалобы представители уполномоченного органа устно пояснили, что при рассмотрении вторых частей заявок представители Департамента закупок Новгородской области не присутствовали, представить пояснения относительно доводов Жалобы не представляется возможным.
12.11.2015 заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" было заявлено письменное ходатайство (исх. N 2518 от 12.11.2015) о привлечении к участию в рассмотрении Жалобы в качестве лиц, обладающих сведениями необходимыми для её полного и всестороннего рассмотрения (специалистов), сотрудников Департамента, которое Комиссией Новгородского УФАС России удовлетворено, к участию в заседании в вышеуказанном качестве допущены Сотникова В.Ю. и Сорокин С.А.
Сотникова В.Ю. пояснила, ссылаясь при этом на нормативные правовые акты об охране здоровья граждан, что лечебное питание неразрывно связано с процессом выздоровления пациентов, поставка лечебного питания организацией, не связанной с медицинской деятельностью, ставит под угрозу работу больницы и здоровье пациентов.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В сентябре - ноябре 2015 года заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" и уполномоченным органом - Департаментом закупок Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ "Новгородская областная клиническая больница" для нужд Новгородской области (начальная (максимальная) цена государственного контракта - 49 994 024,00 рубля).
Документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ "Новгородская областная клиническая больница" для нужд Новгородской области (далее - Документация) в последней редакции утверждена 07.10.2015 заместителем главного врача по экономическим вопросам ГОБУЗ "НОКБ" Чесноковой Л.В.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Государственным заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ "Новгородская областная клиническая больница" для нужд Новгородской области.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Аналогичные требование к участникам закупки содержится в пункте 9.3 Документации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9.2 Документации единые требования к участникам закупки установлены в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10.3 Документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиальногоисполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в пунктах 9.3.2.- 9.3.7. документации об аукционе в электронной форме;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 03.11.2015 аукционная комиссия признала вторую часть заявки участника закупки - ООО "Тренд-Компани" не соответствующей требованиям документации об аукционе по причине отсутствия в учредительном документе участника закупки (устав) сведений об осуществлении данным участником вида деятельности, являющегося предметом аукциона в электронной форме, что противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), и пункту 3.1 Документации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.
Из содержания Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что приготовление и доставка лечебного питания не является лицензируемым видом деятельности.
ООО "Тренд-Компани" в составе своей второй части заявки на участие в аукционе представило устав ООО "Тренд-Компани", утвержденный протоколом от 28.08.2013 N 1 общего собрания участников ООО "Тренд-Компани" (далее - Устав).
Из содержания пункта 2.4 Устава, следует, что предметом деятельности общества являются:
- деятельность ресторанов и кафе;
- деятельность баров;
- деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;
- поставка продукции общественного питания;
- другие виды деятельности, не запрещенные федеральным законом.
Таким образом, Устав не ограничивает ООО "Тренд-Компани" в возможности осуществления любой не запрещенной законом и не требующей получения специального разрешения (лицензии) деятельности, в том числе по приготовлению лечебного питания.
В составе второй части заявки участник закупки - ООО "Тренд-Компани" представил все документы и информацию в соответствии с требованиями пункта 10.3 Документации и Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, решение аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области о признании заявки ООО "Тренд-Компани" несоответствующей требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе, оформленное протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 03.11.2015, является неправомерным.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области содержится нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения и оценки вторых частей поступивших на участие в данном аукционе заявок.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно пункту 9.1 извещения об осуществлении закупки, пункту 14.1 Документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 4 999 402, 40 (Четыре миллиона девятьсот девяносто девять тысяч четыреста два) рубля 40 копеек (10 % от начальной (максимальной) цены контракта).
Однако, из содержания Проекта контракта (приложение N 3 к Документации) следует, что требование об обеспечении исполнения контракта заказчиком не установлено.
В данном случае в нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе содержание Проекта контракта (приложение N 3 к Документации) не содержит обязательного требования об обеспечении исполнения контракта, предусмотренного вышеуказанными разделами Документации и извещения об осуществлении закупки, что препятствует заключению контракта по итогам рассматриваемой закупки на условиях, предусмотренных частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" содержится нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения, установленные в действиях заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" и аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области, существенно повлияли на результаты закупки, нарушают права и законные интересы участников электронного аукциона, могут нанести ущерб общественным отношениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 69, 70, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Тренд-Компани" (199178, г. Санкт - Петербург, 13 линия Васильевского острова, д. 78, офис 436) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005; далее - Департамент закупок Новгородской области) при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ "Новгородская областная клиническая больница" для нужд Новгородской области, извещение N 0150200000615000613 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.09.2015, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница", уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - Открытому акционерному обществу "Единая электронная торговая площадка" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница", уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Руднева
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 13 ноября 2015 г. N 6331/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016