Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 18 ноября 2015 г. N 06-10.1/87-2015
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_> заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 06-10.1/87-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью "Аптечное дело" (далее - ООО "Аптечное дело") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1.1 статьи 25, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Аптечное дело" (ИНН 5507057050, 644024, г. Омск, ул. Учебная, д.79) - <_> установила:
1. В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области был выявлен факт распространения Аптекой "Эвалар" (ООО "Аптечное дело") на рекламных конструкциях, установленных на фасаде здания N 10/5 по ул. Кирова в г. Омске рекламы биологически активных добавок:
1."Турбослим. Худеть со вкусом - это здорово! От производителя";
2."Фитолакс. Мягкое послабляющее на основе фруктов от производителя";
3."Анивозрастная косметика Лора на основе пептидов от производителя".
В соответствии с частью 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, в упомянутой рекламе отсутствовали.
В ходе подготовки к рассмотрению дела N 06-10.1/87-2015 ООО "Аптечное дело" были представлены пояснения (вх. N10505 от 17.11.2015), из которых следует, что "_между ООО "Аптечное дело" (Пользователь) и ЗАО "Эвалар" (Правообладатель) заключен Договор коммерческой концессии N 70 от "01" марта 2015 года.".
Согласно условиям указанного договора (пункт 1.1) Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение и на срок действия настоящего договора право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак (знак обслуживания) по свидетельству РФ N 219709, в отношении товаров (услуг) 35, 42 классов МКТУ, право на использование фирменного стиля и право на секрет производства (ноу-хау).
В соответствии с пунктом 1.2 договора Пользователь вправе использовать комплекс исключительных прав, полученных от Правообладателя, любым не противоречащим законодательству способом для осуществления розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, изделиями медицинской техники, специализированными пищевыми продуктами (в том числе биологически активными добавками к пище), а также при оказании связанных с этой деятельностью услуг, а именно: демонстрация товаров, организация торговых ярмарок, выставок для коммерческих или рекламных целей, реклама в целях продвижения товаров, фармацевтические консультации.
Вместе с тем, вышеуказанная реклама была размещена ООО "Аптечное дело" на фасаде здания N 10/5 по ул. Кирова в г. Омске с нарушением требований части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе"
Помимо этого, ООО "Аптечное дело" в своих пояснениях ссылается на пункт 2.1.7 вышеупомянутого договора, согласно которому, Правообладатель предоставляет Пользователю макеты рекламной продукции на выпускаемый Правообладателем товар.
Вместе с тем, каких-либо доказательства, подтверждающих факт передачи ЗАО "Эвалар" ООО "Аптечное дело" рассматриваемых рекламных материалов (акт приема-передачи и т.д.), размещенных ООО "Аптечное дело" на фасаде здания N 10/5 по ул. Кирова в г. Омске при рассмотрении дела 06-10.1/87-2015 от ООО "Аптечное дело" в адрес Омского УФАС России представлено не было.
Таким образом, положения договор коммерческой концессии N 70 от 01.03.2015 года, непредставление упомянутых документов о получении рекламных материалов в готовом виде от ЗАО "Эвалар", позволяют Комиссии Омского УФАС России рассматривать ООО "Аптечное дело" в качестве лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание распространяемой рекламы.
Более того, независимо от того, кем именно были изготовлены рекламные материалы, ООО "Аптечное дело", при распространении рассматриваемой рекламы, было обязано соблюдать требования законодательства Российской Федерации о рекламе либо отказаться от размещения ненадлежащей рекламы.
2. Кроме того, на одной из рекламных конструкций, установленных на фасаде здания N 10/5 по ул. Кирова в г. Омске был зафиксирован факт распространения ООО "Аптечное дело" рекламы медицинских изделий: "ОРТОотдел ортопедия и реабилитация. Компрессионный трикотаж, изделия для суставов и позвоночника, ортопедические подушки и матрацы, медицинские бандажи Orlett, 8950-950-30-88".
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" в указанной рекламе отсутствовало
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1.1 статьи 25, частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
ООО "Аптечное дело" признается Комиссией Омского УФАС России и рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), и рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования части 1.1 статьи 25, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
При рассмотрении дела 06-10.1/87-2015, в качестве доказательств прекращения вышеуказанного нарушения, ООО "Аптечное дело" представлены пояснения, из которых следует, что "_ по состоянию на 05.11.2015 года все рекламные конструкции на фасаде временного сооружения, расположенного по адресу: г.Омск. ул. Кирова (остановка 4-я Рабочая) приведены в соответствие с требованиями Федерального закона "О рекламе"." и фотоснимки, свидетельствующие о прекращении указанных нарушений в добровольно порядке.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу биологически активных добавок:
-"Турбослим. Худеть со вкусом - это здорово! От производителя";
-"Фитолакс. Мягкое послабляющее на основе фруктов от производителя";
-"Анивозрастная косметика Лора на основе пептидов от производителя", распространенную ООО "Аптечное дело" на рекламных конструкциях, установленных на фасаде здания N 10/5 по ул. Кирова в г. Омске, поскольку в ней нарушены требования части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу медицинских изделий: "ОРТОотдел ортопедия и реабилитация. Компрессионный трикотаж, изделия для суставов и позвоночника, ортопедические подушки и матрацы, медицинские бандажи Orlett, 8950-950-30-88", распространенную ООО "Аптечное дело" на рекламной конструкции, установленной на фасаде здания N 10/5 по ул. Кирова в г. Омске, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Аптечное дело" не выдавать в связи с устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 ноября 2015 г. N 06-10.1/87-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016