Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 18 ноября 2015 г. N 1361-ФАС52-07/15
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Гришков Д.А. |
- |
член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N 1361-ФАС52-07/15, возбужденное по обращению потребителя рекламы А. и переданное на рассмотрение Прокуратурой города Дзержинска Нижегородской области, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Транслайн" (юридический адрес: 606002, Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Красноармейская, д. 13), по признакам нарушения пунктов 5 и 8 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя ООО "Транслайн" по Доверенности N 42/Т от 11.11.2015 г. Коршунова В.В., установила:
17 сентября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы А. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием заявителя на распространение его персональных данных), направленное заявителем в прокуратуру г.Дзержинска и переданное в Нижегородское УФАС России на рассмотрение, по поводу незаконного, по мнению заявителя, распространения рекламы с использованием символов государственной власти, а также недостоверной информации об услуге по доставке социального проездного документа.
В связи с тем, что рекламное сообщение содержит признаки нарушения рекламного законодательства, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 21 сентября 2015 г. вынесло Определение о возбуждении дела N 1361-ФАС52-07/15 по признакам нарушения пунктов 5 и 8 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе в отношении ООО "Транслайн".
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
В августе 2015 года в городе Дзержинске Нижегородской области через почтовые ящики, установленные в домах по улице Октябрьской, распространялись листовки, содержащие следующую информацию:
"Уважаемые Дзержинцы! Компания "Транслайн" предлагает новый вид услуг для тех, кто пользуется социальными проездными. Вам больше не надо никуда идти, не стоять в очереди, мы доставим социальный проездной на дом. Нужно только позвонить по телефонам: 36-28-89, 8-951-917-30-40 и "Транслайн" придет к ВАМ в удобное для ВАС время. Мы всегда рады помочь, нам с ВАМИ по пути!".
Листовки содержат следующие изображения:
в правом верхнем углу - изображение Герба Нижегородской области;
в нижнем левом углу - изображение памятника Минину и Пожарскому.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - ООО "Транслайн", предоставляющему услугу по доставке социальных проездных на дом.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.
Законом Нижегородской области от 10.09.1996 N 42-З "О Гербе Нижегородской области" определен перечень мест использования и воспроизведения изображения Герба Нижегородской области.
По информации, представленной ООО "Транслайн" в письме от 20.08.2015 исх. N 70/ЮО в адрес прокуратуры города Дзержинска, у Компании отсутствуют документы на право использования символов Нижегородской области.
Нижегородское УФАС России в письме от 08.10.2015 исх.N СС-07/10088 направило в Федеральную антимонопольную службу (далее: ФАС России) запрос о даче разъяснений по вопросу отнесения Герба Нижегородской области "к официальным государственным символам" и возможности признания рассматриваемой спорной рекламы ненадлежащей по пункту 8 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
ФАС России в письме от 22.10.2015 N СП/58297/15 сообщила, что указанная норма закона ограничивает использование в рекламе, в том числе официальных государственных символов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 1 Закона Нижегородской области "О Гербе Нижегородской области" Герб области является официальным государственным символом Нижегородской области как субъекта Российской Федерации. Герб Нижегородской области является официальным государственным символом, и использование такого Герба в рекламе компании "Транслайн" без соответствующих разрешений может рассматриваться как нарушение положений пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, рекламное сообщение с изображением Герба Нижегородской области противоречит требованиям пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение части 3 статьи 5 Закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламного сообщения является ООО "Транслайн".
Таким образом, ООО "Транслайн" нарушило требования пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Использование в рекламе изображение памятника, установленного в честь руководителей народного ополчения 1612 года - Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, не является официальным государственным символом (флагом, гербом, гимном) и символом международных организаций. Таким образом, использование в рекламе изображения памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому не нарушает требований рекламного законодательства.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По утверждению заявителя, услуга по доставке социальных проездных документов, предлагаемая компанией "Транслайн", оказывается не на всей территории города Дзержинска, а "исключительно жителям района, где её Генеральный директор является кандидатом в депутаты городской думы города Дзержинска шестого созыва по одномандатному округу N20". Однако, доказательств данного утверждения заявителем не представлено.
В связи с этим, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения пункта 5 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Транслайн" пояснил, что прокуратурой города Дзержинска по обращению того же заявителя в августе 2015 г. возбуждено дело об административном правонарушении по факту использования Герба Нижегородской области в рекламных листовках. По данному факту и.о. прокурора города Дзержинска, младшим советником юстиции Федосеевым К.В. 21.09.2015 г. вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Транслайн" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях. В соответствии с Постановлением о назначении административного наказания по делу N 5-433/2015, Мировой судья судебного участка N 2 Дзержинского судебного района Нижегородской области признал ООО "Транслайн" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В материалы дела представлен платежный документ от 22.10.2015 г. об оплате административного штрафа.
В связи с необходимостью применения общеправового принципа недопустимости повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же деяние, Комиссия Нижегородского УФАС России считает неправомерным привлечение ООО "Транслайн" к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения Обществом спорных рекламных листовок, в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать предписание об устранении выявленного правонарушения.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Транслайн", распространенную в виде рекламных листовок в августе 2015 г. на территории города Дзержинска через почтовые ящики, установленные в домах по улице Октябрьской, поскольку она противоречит требованиям пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Транслайн" предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены Комиссии Д.А. Гришков
О.Ю. Швецова
Исп.: Гришков Д.А.
тел. 8 (831) 430-55-74
18.11.2015 N СС-07/11273
ПРЕДПИСАНИЕ N 1361-ФАС52-07/15
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
18 ноября 2015 года г.Н.Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Гришков Д.А. |
- |
член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
на основании решения от 18.11.2015 по делу N 1361-ФАС52-07/15 о признании ненадлежащей рекламы ООО "Транслайн" (юридический адрес: 606002, Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Красноармейская, д. 13), поскольку она противоречит требованиям пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 N508, предписывает:
1. ООО "Транслайн" в срок до 25 ноября 2015 года прекратить нарушение пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а именно: прекратить использование Герба Нижегородской области в рекламе услуг Общества.
2. ООО "Транслайн" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 26 ноября 2015 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает Общество от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены комиссии О.Ю. Швецова
Д.А. Гришков
Исп.: Гришков Д.А.
Тел.: 430-55-74
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18 ноября 2015 г. N 1361-ФАС52-07/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016