Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 25 сентября 2009 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: - Тыченок Г.Н. - руководитель управления;
Члены Комиссии: - Путрова С.И. - начальник отдела контроля
монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
-Шило И.В. - начальник отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации;
- Ильченко Л.А. - старший государственный
инспектор отдела контроля
монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы.
рассмотрев дело N 12, возбужденное в отношении Государственного унитарного предприятия "Центральная районная аптека N40" по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее в тексте - Закон "О защите конкуренции"), запрещающего нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,
в присутствии:
Соломенной Е.А. - директора ГУП "Центральная Районная аптека N40" (трудовой договор с руководителем ГУП "Центральная районная аптека N40 г. Александровск-Сахалинский от 22.12.2005), установила:
УФАС по Сахалинской области в соответствии с поручением ФАС России 05.06.2009 NАК/1810-ПР, во исполнении пункта 7 раздела II Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 марта 2009 г. N9, проведен ежеквартальный мониторинг цен на лекарственные средства на территории Сахалинской области среди хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами долю более 35% или занимающих доминирующее положение в соответствии с часть 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции).
В результате проведенного мониторинга цен на лекарственные средства установлено следующее.
В соответствии с п.17 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 N782 (далее - Положение), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами.
Предельные размеры розничных надбавок к фактической цене приобретения лекарственных средств для аптечных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы, на территории Сахалинской области во время проведения мониторинга УФАС по Сахалинской области устанавливались Постановлением Администрации Сахалинской области от 04.04.2003 N61-па "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее - Постановление Администрации).
В соответствии с Приложением N2 к Постановлению Администрации предельные размеры розничных надбавок к фактической цене приобретения лекарственных средств для аптечных учреждений на территории муниципального образования "Александровск-Сахалинский район" составляют 50% для жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, и 70% для прочих лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств утвержден распоряжением Правительства РФ от 29.03.2007 г. N376-р.
Согласно п.18 Положения размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании данных, предоставленных государственным унитарным предприятием "Центральная районная аптека N40" в УФАС России по Сахалинской области, установлено превышение предельных размеров розничных надбавок к фактической цене приобретения лекарственных средств для аптечных учреждений, утвержденных Постановлением Администрации.
В частности, по состоянию на 01.01.2009 г. согласно представленным данным розничные надбавки на лекарственные средства в аптечных учреждениях ГУП "Центральная районная аптека N40" составили:
1. На лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств:
1.1. Альфа-токоферола ацетат (Витамин Е) раствор в масле 50% капсулы 200 мг N10 (МНН Витамин Е) - 66,7%;
1.2. Новокаин, раствор для инъекций 0,5% N10 (МНН Прокаин) - 76,9%;
1.3. Компливит таблетки покрытые оболочкой N60 (МНН Поливитамин мультиминерал) - 70%.
2. На прочие лекарственные средства и изделия медицинского назначения:
2.1. Ацетилсалициловая кислота МС таблетки 500 мг N10 - 73,9%;
2.2. Кальция Глюконат таблетки 500 мг N10 - 70,9%;
2.3. Микстура от кашля для детей сухая, порошок для приготовления раствора для приема внутрь (для детей) - 70,5%;
2.4. Таблетки от кашля (таблетки N10) - 70,5%;
2.5. Фурацилин таблетки для приготовления раствора для местного применения 20 мг N10 - 70,5%.
По состоянию на 01.04.2009 г. согласно представленным данным розничные надбавки на лекарственные средства в аптечных учреждениях ГУП "Центральная районная аптека N40" составили:
1. На лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств:
1.1. Альфа-токоферола ацетат (Витамин Е) раствор в масле 50% капсулы 200 мг N10 (МНН Витамин Е) - 70,0%;
1.2. Новокаин, раствор для инъекций 0,5% N10 (МНН Прокаин) - 70,0%;
1.3. Компливит таблетки покрытые оболочкой N60 (МНН Поливитамин мультиминерал) - 70,0%.
2. На прочие лекарственные средства и изделия медицинского назначения:
2.2. Кальция Глюконат таблетки 500 мг N10 - 70,5%;
2.4. Таблетки от кашля (таблетки N10) - 70,5%;
По состоянию на 01.07.2009 г., согласно представленным данным, розничные надбавки на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, в аптечных учреждениях ГУП "Центральная районная аптека N40" составили:
1. Альфа-токоферола ацетат (Витамин Е) раствор в масле 50% капсулы 200 мг N10 (МНН Витамин Е) - 70,1%;
2. Диклофенак, раствор для внутремышечного введения 25 мг/мл N5 (МНН Диклофенак) - 70,0%;
3. Новокаин, раствор для инъекций 0,5% N10 (МНН Прокаин) - 70,0%;
4. Компливит таблетки покрытые оболочкой N60 (МНН Поливитамин мультиминерал) - 70,0%.
17 августа 2009 года УФАС России по Сахалинской области Приказом N207 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" в отношении ГУП "Центральная районная аптека N40" было возбуждено дело N12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещающей нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
Приказом УФАС по Сахалинской области от 30.04.2009 N98 ГУП "Центральная районная аптека N40" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по следующему виду услуг:
- розничная торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, в географических границах муниципальное образование "Александровск-Сахалинский район".
Комиссией были изучены товарные накладные, счета-фактуры и протоколы согласования цен, по которым ГУП "Центральная районная аптека N40" приобретались у оптовых поставщиков лекарственные средства (накладная и счет-фактура от 20.04.2009 N26194/12 от ЗАО "РОСТА", товарная накладная и счет-фактура от 07.05.2009 N240231 от ООО "Компания "Хабаровская фармация", товарная накладная и счет-фактура от 09.04.2009 N 226365 от ООО "Компания "Хабаровская фармация", протокол согласования цен и счет-фактура от 18.06.2009 NСф-О02307 от ООО "Дальмедфарм", протокол согласования цен и счет-фактура от 10.06.2009 N7162 от ООО "Фармэко-ОПТ", протокол согласования цен и счет-фактура от 19.03.2009 N217040 от ООО "Компания "Хабаровская фармация", протокол согласования цен и счет-фактура от 25.02.2009 N2327 от ООО "Фармэко-ОПТ", протокол согласования цен и счет-фактура от 29.01.2009 N192323 от ООО "Компания "Хабаровская фармация", протокол согласования цен и счет-фактура от 14.10.2008 N50765/12 от ЗАО "РОСТА", протокол согласования цен и счет-фактура от 06.10.2008 N49107/12 от ЗАО "РОСТА", протокол согласования цен и счет-фактура от 10.12.2008 N15538 от ООО "Фармэко-ОПТ", протокол согласования цен и счет-фактура от 14.10.2008 N25100 от ЗАО "Надежда-Фарм", протокол согласования цен и счет-фактура от 02.12.2008 N15104 от ООО "Фармэко-ОПТ", протокол согласования цен и счет-фактура от 18.11.2008 N14380 от ООО "Фармэко-ОПТ", протокол согласования цен N5191 и счет-фактура N4531 от 22.10.2008 от ООО "Вита БАД плюс", протокол согласования цен и счет-фактура от 05.11.2008 N13943 от ООО "Фармэко-ОПТ", протокол согласования цен и счет-фактура от 29.10.08 NЗД-005666 от ООО "Земский Доктор").
В процессе сопоставления оптовых (закупочных) цен, указанных в вышеуказанных документах, и оптовых (закупочных) цен в отчетах, представленных ГУП "Центральная районная аптека N40", Комиссией установлено несоответствие в стоимости приобретения (закупочной (оптовой) цене) лекарственных средств.
Директор ГУП "Центральная районная аптека N40", Соломенная Е.А., на заседании Комиссии подтвердила, что отчеты представленные в антимонопольный орган были составлены с ошибками. Заместителем директора при составлении отчетов не были учтены оптовые цены, по которым продукция приобретается у поставщиков, поэтому величина розничных надбавок в отчетах оказалась существенно выше фактически применяемой в аптечных учреждениях ГУП "Центральная районная аптека N40" величины розничных надбавок.
Соломенная Е.А. подтвердила, что, являясь законным представителем ГУП "Центральная районная аптека N40", осуществляющим в соответствии с главой 8 Устава ГУП "Центральная районная аптека N40" на принципах единоначалия управление предприятием, подписала отчеты, направленные в антимонопольный орган, при этом, не проверив достоверность и точность информации, указанной в них.
В соответствии с пунктом 6.2.8. Устава за ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение государственной отчетности, должностные лица предприятия несут ответственность, установленную законодательством РФ.
При сопоставлении оптовых цен, по которым лекарственные цены приобретались ГУП "Центральная районная аптека N40" и розничных цен, по которым, в соответствии с представленными отчетами, лекарственные средства реализовывались населению, установлено, что размер розничных надбавок на лекарственные средства, применяемый в аптечных учреждениях ГУП "Центральная районная аптека N40" соответствует предельному размеру розничных надбавок, утвержденному Постановлением Администрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
С учетом вышеизложенного, Комиссия делает вывод об отсутствии в действиях ГУП "Центральная районная аптека N40" нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Производство по делу N 12, возбужденному в отношении ГУП "Центральная районная аптека N40" прекратить в связи с отсутствием нарушения, предусмотренного п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание ГУП "Центральная районная аптека N40" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении должностного лица ГУП "Центральная районная аптека N40" по признакам нарушения ч.5 ст. 19.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2009 года. Решение в полном объеме изготовлено 25 сентября 2009.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Г.Н. Тыченок
Члены комиссии: С.И. Путрова
И.В. Шило
Л.А. Ильченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 сентября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016