Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 28 сентября 2009 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии Боровков А.В., руководитель управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
-Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
- Горева Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,
рассмотрев дело N 07-18/2009-034, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы алкогольной продукции в телепередаче "Мировая прогулка", выходившей в эфире телепрограммы "Барс" (ЗАО "ТРК Барс"),
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ЗАО "ТРК Барс" (г. Иваново, ул. Степанова, д. 15), <_>
- индивидуального предпринимателя Щербакова А.Г.<_>
Заявитель - <_> на рассмотрение дела не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. установила:
В Ивановское УФАС России 04.08.2009 года поступило заявление от жительницы г. Иванова, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, при распространении рекламы в эфире телепрограммы "Барс" в телепередаче "Мировая прогулка".
Темой телепередачи "Мировая прогулка" от 04 и 05 июля 2009 года было путешествие по республике Хорватия. Телеведущая Бэла Щербакова в рубрике "Полезные советы" рекламирует алкогольную продукцию: хорватские вина и хорватский самогон, сообщая о том, что лучшим сувениром для друзей являются хорватские вина и хорватский самогон, а также рассказывая о процессе приготовления хорватского самогона "Араке". Данный факт свидетельствует о признаках нарушения п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) согласно которой, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле- и радиопрограммах. Закона о рекламе.
По указанному факту Ивановским УФАС России 01 сентября 2009 года было возбуждено дело N 07-18/2009-034 по признакам нарушения пункта 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения представителей ЗАО "ТРК Барс" и индивидуального предпринимателя <_> Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из анализа содержания рубрики "Полезные советы" в телепередаче "Мировая прогулка", выходившей в эфире телепрограммы "Барс" 04-05.07.2009 г. следует, что лучшим сувениром для друзей являются хорватские вина и хорватский самогон, которые в свою очередь являются алкогольной продукцией.
Вышеуказанная информация, размещенная в телепередаче "Мировая прогулка", носит рекламный характер исходя из следующих присутствующих в ней признаков рекламы:
- распространена средством массовой информации;
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- направлена на привлечение внимания к алкогольной продукции: хорватским винам и хорватскому самогону, способствует их продвижению на рынке, так как хорватские вина и хорватский самогон можно приобрести не только на территории республики Хорватия, но и в специализированных магазинах, расположенных на территории Ивановской области.
Сюжет телеведущей Бэлы Щербаковой о технологии приготовления самогона, сопровождающийся показом стеллажей и прилавков, заставленных бутылками с алкогольной продукцией, привлекает внимание потребителей к алкогольной продукции - хорватским винам и хорватскому самогону.
Согласно пункту 16 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 N 37) информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что в данном случае рубрика "Полезные советы" в телепередаче "Мировая прогулка" является рекламой алкогольной продукции. Данный факт свидетельствует о нарушении п. 3 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе в соответствии, с которой реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле- и радиопрограммах.
За нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, согласно частям 6 и 7 статьи 38 данного закона, ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламораспространителем в данном случае является ЗАО "ТРК Барс", рекламопроизводителем - ИП <_>
Индивидуальный предприниматель <_> пояснил, что не расценивал сюжет о винах Хорватии, как рекламу алкогольной продукции, так как вся телепередача "Мировая прогулка" рассказывает о достопримечательностях, традициях и особенностях данного государства. Одной из особенностей Хорватии являются её вина и самогон. О норме закона, запрещающей распространение рекламы алкогольной продукции на телевидении, не знал.
Представители ЗАО "ТРК Барс" признали факт нарушения законодательства РФ о рекламе, допущенное обществом и пояснили, что указанное нарушение произошло по вине автора, ведущей телепередачи "Мировая прогулка", а также редактора тематических программ Щербаковой Б.Б., на которую возложена обязанность отслеживать весь материал на его соответствие действующему законодательству, в том числе закону о рекламе. Однако, не зная отдельных положений Закона о рекламе, Б. Щербакова выпустила рассматриваемый материал в эфир.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу алкогольной продукции, распространяемую в телепередаче "Мировая прогулка", выходящей в эфире телепрограммы "Барс", ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "ТРК Барс" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Боровков
Члены Комиссии А.А. Семенов
Н.В. Горева
О.Р. Уханова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 сентября 2009 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии А.В. Боровков, руководитель управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
- Горева Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
на основании своего решения от 28 сентября 2009 г. по делу N 07-18/2009-034 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, распространяемой в телепередаче "Мировая прогулка" телепрограммы "Барс", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> устранить выявленные нарушения п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего прекратить действия, связанные с производством и размещением в телепередаче "Мировая прогулка", выходящей в эфире телепрограммы "Барс", рекламы алкогольной продукции до 12 октября 2009 года.
2. ИП <_> представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2009 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Боровков
Члены Комиссии: А.А. Семенов
О.Р. Уханова
Н.В. Горева
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 сентября 2009 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии А.В. Боровков, руководитель управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
- Горева Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
на основании своего решения от 28 сентября 2009 г. по делу N 07-18/2009-034 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, распространяемой в телепередаче "Мировая прогулка" телепрограммы "Барс", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ЗАО "ТРК Барс", г. Иваново, ул. Степанова, д. 15, устранить выявленные нарушения п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего прекратить распространение рекламы алкогольной продукции в телепередаче "Мировая прогулка", выходящей в эфире телепрограммы "Барс" до 12 октября 2009 года.
2. ЗАО "ТРК Барс", г. Иваново, ул. Степанова, д. 15, представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2009 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Боровков
Члены Комиссии: А.А. Семенов
О.Р. Уханова
Н.В. Горев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 28 сентября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016