Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 28 сентября 2009 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии Боровков А.В., руководитель управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
- Горева Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,
рассмотрев дело N 07-18/2009-035, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы финансовой услуги - автокредита в телепередаче "Мировая прогулка", выходившей в эфире телепрограммы "Барс" (ЗАО "ТРК Барс"),
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ЗАО "ТРК Барс" (г. Иваново, ул. Степанова, д. 15), <_>
- индивидуального предпринимателя Щербакова А.Г.<>
Представители ООО "Нормандия - Авто" на рассмотрение дела не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом
Заявитель - <_> на рассмотрение дела не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. установила:
В Ивановское УФАС России 04.08.2009 года поступило заявление от жительницы г. Иванова, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, при распространении рекламы в эфире телепрограммы "Барс".
В эфире телепрограммы "Барс" выходит телепередача "Мировая прогулка" с Бэлой Щербаковой. В рекламном блоке данной телепередачи от 25 и 26 июля 2009 года распространялась реклама следующего содержания: "Единственный официальный дилер Лада в Иванове Автоград-Нормандия представляет 100 дней скидок на автомобиль Лада 2009 года выпуска. Беспроцентный кредит. Нереальная экономия! Автоград-Нормандия", адрес и номер телефона.
В рассматриваемой рекламе помимо прочего, размещена информация о возможности покупки товара в кредит (финансовая услуга) без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита, а также указано, лишь одно из условий предоставления кредита: беспроцентная ставка.
Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в соответствии с которыми реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество), а также не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе присутствуют признаки нарушения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
По данному факту Ивановским УФАС России 01 сентября 2009 года было возбуждено дело N 07-18/2009-035 по признакам нарушения части 1 и пункта 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителя ЗАО "ТРК Барс" и индивидуального предпринимателя <_> Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ролик, содержащей информацию о дилерском центре "Автоград-Нормандия", о предоставлении беспроцентного кредита распространялся в телепередаче "Мировая прогулка" и содержит информацию рекламного характера исходя из следующих присутствующих в нем признаков рекламы:
- распространен средством массовой информации;
- предназначен для неопределенного круга лиц;
- направлен на привлечение внимания: к дилерскому центру "Автоград-Нормандия", к автомобилям Лада, реализуемым в автоцентре "Автоград-Нормандия", к финансовой услуге по предоставлению беспроцентного кредита на покупку автомобилей Лада, призван формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует продвижению на рынке автомобилей с возможностью их приобретения в кредит.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что упоминание о кредите в тексте рекламы направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся товаром (в данном случае, автомобилями Лада), к возможности приобретения товара в кредит. Такое упоминание способствует тому, чтобы потенциальные клиенты воспользовались услугой по предоставлению кредита. Следовательно, указанная реклама направлена на привлечение внимания не только к товару, но и к финансовой услуге по предоставлению кредита, реализация которой способствует реализации непосредственно самого товара.
Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к двум объектам рекламирования: дилерскому центру "Автоград-Нормандия" и реализуемому им товару (автомобилям Лада), а также к финансовой услуге по предоставлению кредита на покупку автомобилей.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связанна с привлечением денежных средств. В рассматриваемом случае данное обстоятельство подтверждается и тем, что у ООО "Нормандия - Авто" заключен договор о сотрудничестве <_> с АК Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО). Рассматриваемый договор устанавливает порядок взаимодействия сторон при реализации кредитных программ.
Таким образом, в размещенной рекламе должно было быть указано наименование кредитной организации, осуществляющей предоставление кредита, чего сделано не было. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
В рассматриваемой рекламе указано, что предоставляется беспроцентный кредит, а иные условия оказания соответствующей услуги (срок кредитовая, сумма первоначального взноса и др.), влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, отсутствуют. Данный факт свидетельствует о нарушении п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что данная реклама нарушает требования ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
За нарушение требований ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 данного закона. А согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ст. 28 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламораспространителем в данном случае является ЗАО "ТРК Барс", рекламодателем - дилерский центр "Автоград-Нормандия", рекламопроизводителем индивидуальный предприниматель - <_>
Представители ЗАО "ТРК Барс" признали факт нарушения законодательства РФ о рекламе, допущенного обществом и пояснили, что указанное нарушение произошло по вине автора, ведущей телепередачи "Мировая прогулка" и одновременно редактора тематических программ Щербаковой Б.Б., на которую возложена обязанность отслеживать весь материал на его соответствие действующему законодательству, в том числе Закону о рекламе. Однако, не зная отдельных положений Закона о рекламе, Б. Щербакова выпустила в эфир программу "Мировая прогулка", с рекламными роликами, не соответствующими законодательству о рекламе, что и привело к указанным нарушениям.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги - кредита на покупку автомобилей Лада в дилерском центре "Автоград-Нормандия", распространяемую в телепередаче "Мировая прогулка" в эфире телепрограммы "Барс", ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "ТРК Барс" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Боровков
Члены Комиссии А.А. Семенов
Н.В. Горева
О.Р. Уханова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 сентября 2009 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии А.В. Боровков, руководитель управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
- Горева Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
на основании своего решения от 28 сентября 2009 г. по делу N 07-18/2009-035 о признании ненадлежащей рекламы финансовой услуги - кредита на покупку автомобилей Лада в дилерском центре "Автоград-Нормандия", распространяемую в телепередаче "Мировая прогулка" в эфире телепрограммы "Барс", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписывает:
1. ИП <_> устранить выявленные нарушения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего, либо прекратить производство и размещение в эфире телепрограммы "Барс" ненадлежащей рекламы финансовой услуги - беспроцентного кредита на покупку автомобилей Лада в дилерском центре "Автоград-Нормандия", либо дополнить рекламу наименованием организаций, оказывающих финансовую услугу по предоставлению кредита, а также иными существенными условиями оказания финансовой услуги, влияющими на сумму расходов, которые понесут, воспользовавшиеся услугой лица, до 12 октября 2009 года.
2. ИП <_> представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2009 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Боровков
Члены Комиссии: А.А. Семенов
О.Р. Уханова
Н.В. Горева
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 сентября 2009 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии А.В. Боровков, руководитель управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
- Горева Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
на основании своего решения от 28 сентября 2009 г. по делу N 07-18/2009-035 о признании ненадлежащей рекламы финансовой услуги - кредита на покупку автомобилей Лада в дилерском центре "Автоград-Нормандия", распространяемую в телепередаче "Мировая прогулка" в эфире телепрограммы "Барс", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ЗАО "ТРК Барс", <_> устранить выявленные нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего для чего, либо прекратить распространение, в телепрограмме "Барс", ненадлежащей рекламы финансовой услуги - беспроцентного кредита на покупку автомобилей Лада в дилерском центре "Автоград-Нормандия", либо дополнить рекламу наименованием организаций, оказывающих финансовую услугу по предоставлению кредита, до 12 октября 2009 года.
2. ЗАО "ТРК Барс", <_> представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2009 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Боровков
Члены Комиссии: А.А. Семенов
О.Р. Уханова
Н.В. Горев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 28 сентября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016